Вступление к книге лауреатов Сталинской премии Советская фотография является самой передовой в мире как по своему техническому и материальному вооружению, так и по тематике и содержанию фотографических работ, по уровню изобразительной культуры и идейной направленности. Решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам вооружили советскую фотографию идейно и политически, направили работу советских фотографов: фотокорреспондентов, очеркистов и портретистов - на путь активного участия советской фотографии в строительстве коммунистического общества, на отображение жизни и труда советских людей. Фотография как средство наглядной агитации и пропаганды находит широкое применение во всех областях хозяйственного строительства в виде фотоиллюстрации в цеховой стенгазете, в фотохронике, в художественных фотоработах мастеров, помещаемых в лучших иллюстрированных изданиях. Все эти работы проникнуты любовью к людям нашей страны, желанием наглядно показать всё богатство жизни советского народа, строящего коммунистическое общество. Передовым и наиболее многочисленным отрядом советских фотографов являются фотокорреспонденты, работники фотохроники. Советская фотография является наследницей лучшего, что было в русской фотографии. А русская фотография развивалась самостоятельным путём и в отличие от западноевропейской и особенно американской фотографии утвердилась как серьёзный культурный и общественный фактор. Можно смело сказать, что именно русские фотографы открыли фотографию как новый своеобразный вид искусства. В работах русских мастеров наметились те тенденции, которые позволили фотографии стать общественной и культурной силой. Русские фотографы первые показали художественно-изобразительные возможности фотографии. Знаменитый фотограф С. Л. Левицкий (1819-1898 годы) первый в мире получил в 1843 году медаль за художественные достоинства своих видовых снимков Кавказа. Он дал блестящие фотопортреты выдающихся деятелей русской литературы и искусства: Гоголя, Гончарова, Тургенева, Л. Толстого, Григоровича и Островского. Такие выдающиеся мастера фотографии, как А. О. Карелин (1837-1906 годы), М. П. Дмитриев (1853-1938 годы). П. А. Петров (1875-1939 годы) и др., высоко подняли искусство русской фотографии. Связанные с русской прогрессивной общественностью и находясь под влиянием таких художественных течений, как "передвижники", они развили лучшие возможности фотографии и не только дали ряд блестящих портретных работ известных русских писателей, артистов и художников, но и сумели значительно расширить границы применения фотографии для отображения жизни русского народа. Говоря о развитии жанров в фотографии, следует вспомнить, что фотография почти полностью вытеснила живопись и рисунок в области бытового портрета, иллюстрированного репортажа и документации. В то же время состояние фотографии капиталистических стран Запада и Америки свидетельствует о дальнейшей деградации и разложении буржуазного "искусства". Наиболее "теоретически" разработанными являются там такие полупорнографические "жанры", как жанр "ню" (обнаженная натура) и "пляжный жанр", которые дают возможность издавать полупорнографические альбомы со снимками купальщиц, подкрепленных глубокомысленными рассуждениями по поводу "композиции". Американский фотограф-"теоретик" Мартенсен выпускает "богато иллюстрированное" руководство по вопросам фотографии "обнажённой натуры". Капиталистическая пресса развивает и такой жанр, как фоторепортаж, но она не преследует цели верного отображения действительности и показа жизни народа, а популяризацию гангстерства (уголовщины, бандитизма). Американский фотокорреспондент, следуя указаниям своих редакций, стремится добыть только сенсационный снимок катастрофы, пожара или убийства. Однако советскому читателю американцы не решаются показывать всю эту галиматью. В журнале "Америка", издающемся на русском языке, они в целях пропаганды стараются отразить "общественную" жизнь, показывая её как будто бы "объективно и документально". Но это подлинная смесь экзотики и фальшивок. Вместо подлинных фотодокументов помещаются снимки специально организованных сценок, цель которых - показать "процветание" американского "образа жизни". Всё это пахнет коммерческой рекламой капиталистических фирм. По существу, эти снимки и являются фирменной рекламой трестов и монополий. "Издатели" журнала "Америка" не упоминают о том, что огромному количеству американского народа недоступны ни холодильники, ни электрические кухни, ни пляжи, ни автомобильные прогулки по экзотическим местам. Простой американец больше "голосует" по дорогам, путешествуя не для развлечений, а в поисках работы, и не в своём роскошном лимузине, а в попутном грузовике, как это правдиво рассказывается в произведениях прогрессивных американских писателей. |