Поскольку историю развития советского фотоаппаратостроения невозможно себе представить без отдельного упоминания о Красногорском механическом заводе, я решил написать этот материал после посещения заводского Музея трудовой и боевой славы. У многих из нас с вами отношение к заводу и его продукции очень неоднозначное, однако история - это все же факты, а не эмоции.
Кроме того, необходимо иметь ввиду, что фото- и киноаппаратура, а также оптика для них никогда не являлись для завода основной продукцией. Поэтому большая часть из того, что выпускалось заводом, останется за рамками данной статьи.
Официальной датой рождения завода считается 1 февраля 1942 г. Начиналось же все гораздо раньше. В начале 1918 года оптическое производство в Питере (объединившее в себе два бывших рижских завода Цейсса и Герца) в связи с переездом правительства в Москву и опасностью захвата Петрограда немцами, было эвакуировано в Воронеж. Вместе с оборудованием в Воронеж прибыло около 300 человек. Однако летом того же года, когда с юга наступал генерал Краснов, завод переводится в Пермь, куда было откомандировано около 70 человек, высококлассных оптиков, без которых наладить производство было бы невозможно. В Пермь прибыли в начале августа и обосновались в брошенном винокуренном заводе. Не прошло и двух месяцев, как под угрозой наступления Колчака, завод был эвакуирован в Подольск, где производство разместилось в пристройке главного корпуса механического завода, бывш. компании "Зингер". Необходимо отметить, что основной продукцией завода в те годы были артиллерийские прицелы и бинокли.
В Подольске завод оставался до 1927 года. В начале 20-х годов на заводе зародилось новое производство - очковая оптика. Вот выдержка из газеты "Подольский рабочий" от 11 января 1924 года: "Оптические предметы, в том числе и очки, ввозились в СССР из-за границы, главным образом из Германии. Голод на очковый товар возник ввиду закрытия иностранного рынка и блокады СССР...Вот почему в городе Подольске было оборудовано очковое производство...Новое...производство влачило в первые два года жалкое существование. В связи с необходимостью расширения производства было решено перевести завод в другое место. Выбор пал на маленький поселок Баньки в Павшинской волости Московского уезда. Здесь в 20 км от Москвы пустовали корпуса бывшей ткацкой и красильной фабрик. Весной 1927 года последний эшелон с оборудованием оптического завода ушел из Подольска, и около 200 человек, лучшие кадры оптиков, отправились в поселок Баньки (будущий г. Красногорск). Cледующие годы прошли под знаком реконструкции и строительства. В 1930 году, когда был создан ВООМП, в который вошли практически все оптические производства в стране, было решено обратиться в Германию за технической помощью - ведь своего опыта проектирования и строительства подобных заводов у нас тогда не было. Однако переговоры закончились безрезультатно, т.к. немецкие промышленники кроме 3 млн рублей золотом потребовали гарантий того, что новый завод не будет продавать аппаратуру на внешнем рынке в течение 10 лет после завершения строительства. В результате все было сделано своими руками. Кроме строительства литейного, механического, ремонтно-инструментального цехов, кузницы и главного сборочного цеха, в 1931 году начало свою работу заводское ФЗУ (фабрично-заводское училище), которое должно было стать "кузницей кадров" для предприятия. К 1932 году выпуск продукции по сравнению с 1928 годом увеличился в 4,7 раза. В серию уже были запущены 11 приборов. Вот любопытное высказывание советского физика, одного из организаторов оптической промышленности в СССР, академика Д.С.Рожденственского, датированное 1922 годом: "Будущая война... если только она будет,-будет жестокая, техническая, беспощадная война. Не числом воинов будет определяться победа, она будет определяться... хотя бы умением делать фотографические объективы для разведочной съемки с аэропланов или прицелов для бросания с аэропланов разрушительных снарядов. Но если войны... не будет, явится более непосредственная и настойчивая необходимость способствовать прогрессу оптического стекла, без которого нет ни познания природы, ни власти над ней". Постепенно, в частности благодаря крепким связям с ГОИ, качество и сложность выпускаемой продукции начали повышаться. Не последнюю роль в увеличении объемов производства и повышении качества выпускаемой продукции играл энтузиазм работников завода, "стахановцев", "отличников", "ударников" и т.д. Сейчас нам трудно все это не только понять, а просто даже и представить себе, однако в те годы это было реальностью, которая играла далеко не последнюю роль в жизни как страны, так и завода. К 1937 году по сравнению с 1932 годом выпуск продукции завода вырос в 5,4 раза. В этот период завод выпускал кроме военной продукции также и оптиметры, микроскопы, фотообъективы, бинокли и др. В феврале 1942 года предприятие получило новое название - Государственный Союзный завод N393 Наркомата вооружения СССР, преобразованный впоследствии в Красногорский механический завод. В 1942 году было решено вывезти из Ленинграда в Красногорск оставшуюся часть техники и оборудования с Государственного оптико-механического завода. В этом же году было освоено 9 новых приборов для фронта, в частности: большая стереотруба, танковая командирская панорама, перископическая артиллерийская буссоль, механический миномётный прицел. Доработан и освоен в производстве первый отечественный щелевой аэрофотоаппарат - АЩАФА-2. В 1943 году на завод прибыла из эвакуации группа инженеров и техников харьковского завода, где в довоенные годы выпускался ФЭД. В 1944 году были организованы специальные проектно-конструкторские бюро по аэрофотоаппаратуре и артиллерийским оптическим приборам с одновременной организацией при них опытно-экспериментальных цехов по изготовлению опытных образцов и опытных серий создаваемых объектов техники - основа будущего ЦКБ завода. Сразу после окончания войны КМЗ получил задание по выпуску мирной продукции: проекционные аппараты для государственной библиотеки им. В.И.Ленина, театральные бинокли, первая партия которых была куплена Большим театром, увеличители, и, наконец, фотоаппараты. В 1947 году завод получил большое количество нового оборудования и значительно расширил производственные площади. Именно в это время была заложена база для производства фотоаппаратуры и научных приборов. С этого момента в продукции завода соседствует следующая аппаратура: гражданская продукция (фотокиноаппаратура и научное приборостроение) и специальная (читай - военная) аппаратура (аэрофотооборудование, прицельные устройства и аппаратура инфракрасной техники). В 1946 году - выпуск первого отечественного складного среднеформатного дальномерного любительского фотоаппарата "Москва-1". Аппарат не отличался изяществом. Трудности испытывались и при его изготовлении - на первых порах не ладилась технология, а сборщики не имели должной квалификации и опыта. Тем не менее со временем дело пошло. На заводе научились сами делать затворы - был освоен выпуск центрального затвора "Момент". Через год, в 1947, появилась новая модель фотоаппарата - "Москва-2", надолго ставшая серийной. Первые 25 штук были изготовлены к 800-летию Москвы. В этом же году создается цех фотообъективов. В 1948 году были выпущены первые 50 аппаратов "Зоркий", основой которых стала модель харьковского ФЭДа, а к концу года их было собрано более 1,5 тысяч штук. С этим аппаратом связано появление марки завода, которая с июля 1948 года ставилась на все приборы, выпускаемые КМЗ. Собственно название "Зоркий" появилось в апреле 1949 года. С "Зорким" связан и первый конвейер, пущенный в марте 1949 года. С пуском конвейера производительность труда возросла в 5 раз. Важно отметить, что в камерах "Зоркий", в отличие от ФЭДа, с самого начала рабочий отрезок был стандартным - 28,8 мм. Часть моделей в 1948 году выпускалась с дополнительной выдержкой 1/1000 (аналогично модели ФЭД-С), а начиная примерно с 1950 года была модернизирована спусковая кнопка - под тросик. Первыми выпускаемыми объективами были "Индустар-22" 3,5/52 в убирающемся корпусе и "Юпитер-8" 2/50 (первоначально "ЗК-50/2), а также "Юпитер-3" 1,5/50 ("ЗК-50/1,5). Причем часть объективов изготавливалась с байонетным креплением для камер "Киев". Поначалу цех фотообъективов изготовлял не более 300 штук в месяц, а три года спустя производительность возросла до 4-х тыс. штук в месяц. К началу 50-х годов цех освоил более двух десятков изделий. В 1949 году начал изготовливаться первый в мире электронный микроскоп, созданный в сотрудничестве с учёными Государственного оптического института им.С.И.Вавилова. В 1952 году на свет появился новый зеркальный малоформатный фотоаппарат "Зенит", положивший начало целому семейству фотоаппаратов. Любопытно, что в 40-х - 60-х годах завод реально заботился о повышении качества выпускаемой продукции: так, если в 1949 году по фотокамере "Зоркий" завод получил 0,94% рекламаций по отношению к выпуску, то в 1952 году - всего 0,24%. Возьмите в руки любой "Зенит" или "Зоркий" середины 50-х годов и сравните качество их изготовления и сборки с современными "Зенитами". Думаю, вывод будет однозначным. Здесь необходимо отметить, что история завода, как впрочем и любого другого предприятия, не может существовать сама по себе, без персоналий и судеб людей, отдавших заводу без преувеличения лучшие годы своей жизни. Справедливости ради надо отметить, что история Красногорского завода в изложении В.Л.Рапопорта на 90% состоит из рассказов о людях. Однако в рамках данной заметки я не планировал охватить все стороны этого непростого вопроса. К концу 1954 года, несмотря на ряд трудностей, был значительно увеличен выпуск фотоаппаратов: так, выпуск "Москвы-2" увеличился на 78%, "Зоркого-3" - на 86%, "Зенита" - на 202% по сравнению с 1953 годом. Теперь в фотосборочном цехе вместо трех работало 11 конвейерных линий. Если в 1953 году общий выпуск фотоаппаратуры составлял более 180 тысяч камер, то в 1954 году он вырос до 300 тысяч. К концу 1955 года было выпущено около 3000 первых "Юпитеров-9" для дальномерного Киева. В 1956 году был начат выпуск объективов "Индустар-24", "Гелиос-44", "Юпитер-11". Велась подготовка к выпуску объективов "Мир-1", "Гелиос-40", "Таир-3", "МТО-500", "МТО-1000". В том же 1956 году на заводе была устроена выставка советской и иностранной фотоаппаратуры. Вот одна из записей, оставленная группой конструкторов в книге отзывов: "Наши аппараты в эксплуатации заграничным не уступают, а качество изображения у нас лучше. Отделка наших аппаратов хуже, и на это следует обратить внимание...".
На рубеже 1956-57 годов пошел в серию "Зоркий-4" - пожалуй самый массовый и самый популярный отечественный дальномерный фотоаппарат. Годом позже появились "Зоркий-5" и "Зоркий-6" - рычажный взвод, откидная на шарнирах задняя стенка, цельнолитой корпус, увеличенная база дальномера, осовремененный дизайн и при этом почему-то урезанный диапазон выжержек (к сожалению история отечественного фотоаппаратостроения сплошь состоит из достижений и таких вот нелогичностей). В эти же годы появляется полупрофессиональный "Старт" и совершенно уникальная для своего времени миниатюрная зеркалка - "Нарцисс". В том же 1957 году пошел в серию среднеформатный фотоаппарат "Искра". В 1957 году были получены первые снимки земной поверхности из космоса при помощи серийной аэрофотоаппаратуры, созданной заводом (АФА-39). В эти же годы на заводе под руководством профессора МГУ Лебединского совместно с конструкторами КМЗ А.В.Грушиским, В.И.Штанниковым и другими создается фотокамера С-180, которая позволяла автоматически фотографировать небосвод с углом зрения, равным 180°. Камера заряжалась обычной 35-мм пленкой, запас которой был рассчитан на 3 тысячи кадров. В 1958 году специально для Всемирной выставки в Брюсселе конструкторы Г.М.Дорский, А.П.Орлов, В.И.Плужников создали малоформатный фотоаппарат принципиально новой конструкции с автоматической установкой выдержки и диафрагмы, получивший название "Комета". Одновременно Г.М.Дорский, Ч.С.Заманская и другие разработали стереоскопический аппарат "Астра". И хотя эти камеры не были запущены в серийное производство, они "продемонстрировали высокий уровень развития конструкторских возможностей в подготовке новой советской аппаратуры" (Рапопорт В.Л., "Мастера оптики"). Результатом первого участия завода в международных выставках стало получение высшей награды ("Гран-при") в Брюсселе за набор фотообъективов (это были объективы для "Старта" - "Мир-1", "Гелиос-44", "Таир-11", "Юпитер-6", "Таир-3"). Диплома Почёта и Золотой медали были удостоены электронный микроскоп ЭМ-5, высокоскоростная киносъёмочная камера ФП-22 и камера С-180. Большое значение в те годы имело движение изобретателей и рационализаторов. На заводе были созданы комплексные бригады рационализаторов. От одной из таких бригад поступило предложение объединить верхнюю крышку крышку наружного корпуса, корпус шторного затвора, объективное плато и корпус дальномера фотокамеры в одну литую деталь (прежде эти детали изготовлялись отдельно и крепились между собой). Чтобы оценить эффект от внедрения этого предложения, нужно представить, что верхняя крышка фотоаппарата проходила 19 механических и отделочных операций; корпус шторного затвора имел 18 механических операций. Лишь за счет сокращения механической обработки деталей на каждом аппарате экономия времени составляла около 46 минут. В денежном выражении общая экономия при переходе на литье составляла не менее 200 тысяч рублей в год (для сравнения - средняя инженерная зарплата по стране в тот период составляла около 800 - 900 р). В 1959 году впервые в мировой практике сфотографирована обратная сторона Луны. На межпланетной автоматической станции была установлена фотографическая аппаратура АФА-Е1, созданная заводом. В 1961 году заводом освоено 22 новых изделия, среди которых серийное производства 8-мм кинокамер "Кварц" и "Кварц-2". К 1963 году на заводе был выпущен 4-х миллионный фотоаппарат. Им оказался "Зенит-3М". К этому моменту с конвейера каждую минуту сходил "Зоркий-4" и каждые полторы минуты "Зоркий-6". Были подготовлены к выпуску "Зенит-4", "Зенит-5", "Зенит-6". В том же 1963 году были изготовлены опытные образцы новых аппаратов - "Зоркий-10" и "Зоркий-11". К середине 60-х годов был налажен выпуск новых объективов: "Орион-15", "Вега-1", "Индустар-24М", "Юпитер-21", "Телемар-22", "Мир-5", "Мир-6", "Таир-38", "Рубин", "Гелиос-65Ц", "Юпитер-25Ц" (последние два для камер "Зенит4" - "Зенит6"). В эти же годы успешно развивался импорт - 59 стран покупали продукцию завода. Особым спросом пользовались камеры "Зенит-4", "Зенит-5", кинокамера "Кварц-3". Вот что писал в начале 1964 года в журнале "Today" английский журналист Дж. Бакстон: "Недавно я испробовал несколько из последних русских камер и могу честно объявить, что это превосходная продукция. ...Я познакомился со всем набором русских объективов... и особенное впечатление произвели на меня компактность их телеобъективов, наши телеобъективы часто очень громоздки. Русская продукция сделана аккуратно, очень удобная, исключительно хорошо сконструирована". Сейчас мало кто помнит, что в начале 60-х годов существовало бюро добрых услуг "Спасибо", которое производило ремонт фото- и кинокамер на общественных началах (т.е. бесплатно - прекрасный маркетинговый ход!). Первоначально бюро работало в Красногорске, затем было переведено в "Кинолюбитель" на Ленинский проспект (Москва). Такая тактика привела к росту популярности продукции завода и оживлению в кругах фотообщественности. Вот отрывок из письма В.П.Сердюченко из города Хмельницкого:
Итак, вернемся к истории. К середине 60-х годов, когда главной господствующей идеей в советской промышленности было освоение новой продукции, на заводе пошли в серию новые "Зоркие" - 10, 11, 12. Однако стремление побыстрее запустить в производство новые марки аппаратов привело к спешке, которая сказалась на качестве. Некоторые изделия оказались с конструктивными и технологическими недоработками. Так, "Зоркий-10" завоевал международное признание (вчастности - Золотая медаль на Международной ярмарке в Лейпциге, 1965), но его массовый выпуск был делом трудным и дорогостоящим. Одной из проблем в те годы была лепестковая лента, которая шла на изготовление центральных затворов. До начала 60-х годов единственной фирмой, владевшей секретом и монополией производства высококачественной лепестковой ленты была некая (?) шведская фирма. КМЗ остро нуждался в такой ленте отечественного производства. Одним из создателей ее стал главный металлург завода И.Е.Дунаев. Шесть лет выезжала на Ижевский металлургический завод бригада изобретателей во главе с Дунаевым и занималась этой работой. В 1963 году наша промышленность наконец стала выпускать лепестковую ленту лучше шведской: центральные затворы изготовленные из импортной ленты, имели предел выдержек в 1/500 секунды, в то время как советская лента позволяла давать скорость в 1/1200 секунды. Нечего говорить, что это дало немалый экономический эффект. К 1964 году начали выпускаться "Зенит-4, 5, 6", готовились к выпуску "Зенит-Е", "Фотоснайпер", кинокамера "Красногорск". К моменту выпуска "Зенита-Е" (1966) зеркало постоянного визирования в нем было немалым новшеством для завода. В те же годы завод продолжал выпускать свою основную, небытовую, продукцию. В 1965 году началась разработка (изготовлена в 1970г.) уникальной высокоточной астрономической установки (ВАУ) для фотографирования космических объектов с целью определения координат и траекторий полёта. Вес установки - 30 тонн. В 1967 году совместно с институтом Физики земли АН СССР разработана высокоскоростная установка - ждущая лупа времени (ЖЛВ-2) с максимальной частотой съёмки до 4,5 млн кадров в секунду. В 1968 году началось серийное производство гиростабилизированных приборов для работы с подвижных объектов со встроенным базовым дальномером. В том году при участии ГОИ им.С.И.Вавилова разработана конструкция и освоен в производстве крупногабаритный высокоразрешающий объектив "Мезон-2А", применяемый в аппаратуре для фотографирования земной поверхности с искусственных спутников Земли. Вес объектива 500 кг, диаметр линз - 600 мм. В 1967 году на смену выпускавшемуся ранее панорамному фотоаппарату ФТ-2 пришел "Горизонт", получивший золотую медаль ВДНХ. В 1968 году началась подготовка к выпуску объектива "Мир-10", а в следующем году появились первые "Фотоны" - аналоги импортного "Поляроида". К концу 60-х годов фотоаппараты с маркой завода шли на экспорт не только в развивающиеся страны, но и в ФРГ, Италию, Австрию, Францию, Англию, где успешно конкурировали с западной продукцией. В 1968 году в Англии было продано несколько тысяч фотоаппаратов, и заказы на них росли. Наибольшим спросом пользовались "Зенит-Е" и кинокамера "Кварц". Советской фотоаппаратурой торговали 4 тысячи английских магазинов.
К началу 70-х годов появились такие объективы, как "Индустар-60Н", "Гелиос-9-7М", "Вариогоир 1-Т", "Март-1", "Метеор-5", "Метеор-8М", "Юпитер-21М", "Эра-6М". В 1972 году начался выпуск камеры "Зенит-ЕМ", пользовавшейся поистине всенародной любовью. В 1973 году начат выпуск новых аэрофотоаппаратов для плановой и дальней перспективной съёмки, первый в Союзе гидростабилизированный авиационный прибор и оптико-фотографический щелевой аппарат для крупномасштабной съёмки из космоса. В этом же году появляются на прилавках "Зенит-ТТЛ" и "Зенит-16" - камера принципиально новой конструкции. Обе новинки имели ТТЛ-замер, что было шагом вперед по сравнению с предыдущими моделями. В середине 70-х годов чехословацкий журнал "Фотография" писал: "Зенит-Е" - камера, которая может все... "Зенит-ЕМ" и "Зенит-Е" являются одними из самых дешевых и в то же время самых качественных приборов, которые пользуются большой популярностью с ЧССР, Англии и в других странах". В 1979 году начинается выпуск "Зенита-19", а вследующем году - "Зенита-18", который вскоре был снят с производства из-за конструктивных недоработок. В том же 1979 году популярный английский журнал для фотолюбителей "What camera?" признал "Зенит-ЕМ" лучшим аппаратом года.
Использованная литература:
* * *
Из воспоминаний Владимира Александровича Калинина
по материалам сайта http://www.zenit.istra.ru Разработка советской космической оптики началась именно на Красногорском механическом заводе. В 60-ые годы нашему заводу, совместно с ленинградским Государственным оптическим институтом было поручено разработать оптику для космических станций. Основное назначение этих фотоаппаратов - военная разведка. Главным в конструкции, конечно, был объектив - сердце фотоаппарата. Изготовлением экспериментальной модели занимался 10-й цех. Я был начальником отдела технического контроля и отбирал продукцию. Аппарат был очень массивный, тяжелый. Главная проблема заключалась именно в креплении техники, и к ней были повышенные требования. А на заводе имелась лишь старая технология литья - лили в землю, и металл получался пористый, слабый. Пористость мешала прочности. Все понимали, что такое литье теоретически не удовлетворяет требованиям проекта, а время поджимает и пора отчитываться, представлять образец. Военным представителем на заводе был Н.И. Мозгалев, которого также торопили. И вот, мы с ним вдвоем отобрали несколько наиболее подходящих конструкций*, подготовили экспериментальный образец и отдали его на испытания на свой страх и риск. Когда аппарат запустили, мы все ждали, что крепление сорвется. Думали, что не выдержит. Но испытания дали хорошие результаты. С этого эксперимента началась советская космическая разведка.Завод постоянно разрабатывал новые модели техники, регулярно шли эксперименты. Однако далеко не для всех разработок имелось необходимое оборудование, и многое приходилось делать самим. Так, когда мы разрабатывали автопилоты для космических ракет, для замеров нам нужна была частота 400 Гц. Промышленная частота в то время составляла* всего лишь 50 Гц, и на заводе не оказалось ни одного прибора требуемой частоты. Тогда в лабораторных условиях нам пришлось создавать из статических приборов* настроенных на частоту 50 Гц аппарат на 400 Гц. Прибор сделали, аттестовали его в Палате мер и весов и таким образом оснастили лабораторию необходимым для работы прибором. КМЗ всегда производил порядка 50 процентов гражданской продукции. Для примера, военные предприятия аналогичные нашему* выпускали не более 7 процентов. Качество нашей гражданской электроники, к сожалению, было плохим. Для хорошего качества нужны были детали из золота, серебра, платины, других редких металлов, а это все считалось стратегическим сырьем и использовалось исключительно для военной техники. У завода тогда была своя** фирма в Англии - "TOE". Именно туда отправлялась большая часть нашей продукции, которая обеспечивала серьезный приток валюты. Англичане знали об особенностях нашей продукции и тщательно нас контролировали. Когда мы передавали фотоаппараты, англичане практически полностью их разбирали***, проверяли качество деталей и сборки, затем собирали, упаковывали в красивые сумки собственного изготовления и лишь тогда отправляли в магазины.
Прмечания: |