Объективы

Фрагмент книги "Фотографические рецепты и таблицы", сборник испытанных рецептов
по всем фотографическим процессам с листами для записи условий съемки.
Составил Ю.К.Лауберт. Издание второе. Типогрфия т-ва И. Д. Сытина, 1916 год.
(стилистика текста частично сохранена)

1. Монокль.
Простейшим видом объектива является монокль, состоящий из простой собирательной линзы. Он имеет все оптические недостатки и может применяться только в тех случаях, когда не требуется резкости, например, в художественной фотографии. Для последней цели наиболее подходящей будет выпукло-вогнутая линза с фокусным разстоянием, равным двойной длине пластинки.

2. Ландшафтная линза.
Ландшафтная линза (ахроматическая) состоит из двух соединенных линз (собирательной и разсеивающей); этим устраняется хроматическая и сферическая аберрации, но другие недостатки, как искривление рисунка, выпуклость поля изображения и астигматизм, остаются не устраненными.

3. Портретные объективы.
Первым двойным объективом был портретный объектив Петцваля. В позднейшее время этот тип подвергся улучшениям, но все же он обладает многими недостатками и может служить только для портретной съемки. Главныя его преимущества - большая светосила и очень мягкий, пластичный рисунок

4. Апланаты
Апланаты являются дальнейшим развитием типа двойных объективов и состоят из двух ахроматических линз, подобных друг другу и обращенных выпуклостями в противоположные стороны. В таких объективах прежде всего устранено искажение изображения, частично устранены хроматическая аберрации, искривления поля изображения и астигматизм. Апланаты изготовляются различных конструкций для различных целей.

5. Антипланаты.
Улучшением типа апланатов служат антипланаты; они отличаются от апланатов несимметрической конструкцией. Строятся они с таким расчетом, что передняя система обладает погрешностями противоположными задней, что дает возможность в значительной степени ограничить астигматизм и искривление поля изображения. Эти системы, кроме того, светосильнее апланатов.

6. Анастигматы.
С выработкой новаго стекла с очень высоким показателем преломления и с относительно малым светоразсеянием и обратно представилась возможность выработать еще более совершенные системы -анастигматы. В этих системах, помимо устранения других недостатков, астигматизм и искривление поля изображения доведены до минимума, так что практически анастигматы дают вполне резкий рисунок даже при полных отверстиях.

7. Определение действительного отверстия объектива. Устанавливают объектив на безконечность и закрывают матовое стекло плотной бумагой, в середине которой сделано отверстие величиною в 1 мм. Затем переносят аппарат в темную комнату, где в крышку объектива вставляют точно вырезанный в размере крышки кусок бромосеребряной бумаги и вместе с ней закрывают объектив. Теперь берут кусочек ленты магния и сжигают ее за матовым стеклом перед маленьким отверстием в бумаге. По сгорании ленты магния вынимают из крышки объектива бромистую бумагу и проявляют ее. При этом появится черный круг, представляющий действительное отвepcтие объектива. Рекомендуется таким же образом определять действительное отверстие объектива при каждой диафрагме.

8. Сферическая аберрация. Существенным недостатком линз является сферическая аберрация, являющаяся следствием сферической формы самой линзы. Выражается она тем, что лучи, проходящие чрез центр линзы, преломляются слабее, чем проходящие чрез края, вследствие чего нельзя получить резкости по всей поверхности изображения.

9. Испытание объектива относительно сферической аберрации.
Устанавливают на достаточном разстоянии от объектива, при прямом солнечном освещении, посеребренный внутри шарик, напр., шарик термометра. По резкой наводке на этот шарик на матовом стекле мы увидим точкообразное светящееся изображение солнца, отраженное шариком. Это изображение должно быть совершенно точкообразным. Если оно окружено сиянием, то это означает, что объектив недостаточно исправен относительно сферической аберрации. Постепенным диафрагмированием доводят это изображение до полной резкости, и таким образом находят действительно полезное отверстие объектива.

10. Хроматическая аберрация.
Различно окрашенные лучи света простыми линзами преломляются различно. Слабее всего преломляются красные, оранжевые и желтые лучи, сильнее всего - синие и фиолетовые. Другими словами, для красных лучей линза обладает большим фокусным разстоянием, для фиолетовых - меньшим. Контуры изображения, даваемые линзой, будут окружены цветной каемкой: такого рода явление и называется хроматической аберрацией. Для получения резкаго рисунка мы должны поместить фотографическую пластинку в фокус синих и фиолетовых лучей. Практически наводка производится на более ясно видимые красные и желтые лучи, затем матовое стекло придвигается на определенное разстояние, напр., при отдаленных предметах на 1/50 фокуснаго разстояния данной линзы..

11. Испытание объектива относительно хроматической аберрации.
Наводят аппарат с изследуемым объективом на лист газетной бумаги, сложенный в виде лестницы с маленькими уступами. На ней отмечают карандашом какую-нибудь строку и наводят только на нее. Затемъ делают снимок и устанавливают, получилось ли резкое изображение той строки, на которую была сделана наводка, или получилась резкой какая-либо другая строка, лежащая ближе или дальше отмеченной. Практически это вполне достаточный способ определения правильности исправления хроматической аберрации.

12. Испытание объектива относительно астигматизма.
Делают такую же наводку на посеребренный шарик, как в № 9, но только так, чтобы изображение его получилось на краю матоваго стекла. Если изображение получается не в виде точки или круга, а крестообразное или продолговатое (в вертикальном или горизонтальном направлении), то объектив астигматически не исправен.

13. Испытаниe объектива относительно световых пятен.
Этот недостаток присущ каждому объективу; но в различных системах пятна эти различны по числу, по величине и по яркости. На средину матоваго стекла наклеивают кусочек картона, и направляют аппарат на солнце так, чтобы изображение солнца приходилось на куске картона. Тогда при медленном передвижении аппарата мы заметим на матовом стекле некоторое количество светящихся кружков различной величины. Лучшим объективом будет тот, у котораго меньшее количество кругов и наименьший из них при равномерности освещения будет иметь диаметр, по крайней мере, равный четырем диаметрам данной диафрагмы. Это относится, впрочем, только к большим диафрагмам; при очень маленьких отверстиях он должен быть до тридцати раз больше. Если один из светящихся кружков обведен очень светлой каемкой, то нужно диафрагмировать до исчезновения этой каемки. С таким объективом приходится работать только маленькими диафрагмами.

14. Изследование правильности центрировки объектива. Наводят камеру на какой-нибудь ясно ограниченный предмет и смотрят через лупу на какую-нибудь точку его на матовом стекле. Если теперь повернуть объектив в кольце, то изображение должно стоять неподвижно; если же оно будет двигаться вместе с объективом, то последний неправильно центрирован.

15. Хранениe и чистка объектива.
Хранить объективы удобнее всего в футляре, обтянутом мягкой кожей или бархатом. Чтобы предохранит объективы с вставными диафрагмами от пыли, следует оставлять одну диафрагму постоянно в объектив. Нужно стараться по возможности предохранять линзы от сырости; их никогда не следует трогать пальцами. Пыль смахивается с них с помощью мягкой кисточки, а для чистки пользуются чистой мягкой полотняной или батистовой тряпочкой или замшей. Изнутри оправа объектива должна быть тщательно вычернена; блестящия места покрывают черным матовым шеллаковым лаком.
Диафрагмы см. таблицу № 8.

Диаметр отверстия 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 мм
Разстояние от отверстия до пластинки 50 110 200 300 440 610 800 1000 1230 мм

16. Чернениe диафрагм.
Дифрагмы, делающияся от времени блестящими, чернятся следующим образом: их подогревают на спиртовой лампочке и погружают в раствор из 5 гр. меди и 7 гр. серебра в 100 куб. см. азотной кислоты, затем не обтирая, нагревают их до полнаго почернения и, наконец, протирают маслом.
См. также № 292.

17. Фотографирование без объектива. (Стеноп.)
Отверстие в объективной доске закрывается непрозрачной бумагой с маленьким проколом посредине. Удобнее пользоваться металлическими (медными, цинковыми) пластинками с просверленными отверстиями. Эти отверстия можно делать самому или же купить готовыя пластинки с нужными дырочками. Величина отверстия зависит от размера пластинки и разстояния между пластинкой и отверстием. Кольсон предложил таблицу, указывающую нужный диаметр отверстия для целаго ряда разстояний от него до пластинки.
В нижеследующей таблице приводятся размеры имеющихся в продаже игл.

№№ Диаметръ в мм. Площадь даваемаго ими отверстия в мм. Продолжительность экспозиции, считая ее для № 1 за единицу.
1 0,94 0,694 1,0
2 0,88 0,608 1,1
3 0,76 0,454 1,4
4 0,73 0,419 1,7
5 0,67 0,353 2,0
6 0,63 0,312 2,25
7 0,59 0,273 2,5
8 0,55 0,238 3,0
9 0,50 0,196 3,5
10 0,40 0,126 5,5
11 0,38 0,113 6,1
12 0,35 0,102 7,0

Чтобы определить, на какое разстояние нужно отодвинуть пластинку от передней доски, приводим таблицу, составленную Е. Камзолкиным.

Угол зрения 25° 30° 35° 40° 45° 50° 55° 60° 65° 70°
9X12 см. 34 28 23,5 21,6 18 16 14 13 12 11
13X18 см. 49 41 35 31 27,5 24 21 19 17 16
18X24 см. 67 58 47 43 38 33 29 26 23 22
24X30 см. 86 73 60 54 47 41,5 36 33,5 30,5 27,5
Угол зрения 75° 80° 85° 90° 95° 100° 105° 110° 115° 120°
9X12 см. 10 9 8 7,5 7 6,5 5,8 5,2 4,7 4,4
13X18 см. 14,6 13 12 11 10 9,2 8,5 7,8 7 6,5
18X24 см. 20 18 16 15 13,8 12,7 11,5 10,6 9,6 8,7
24X30 см. 25 23 21 19 17,5 16 14,9 13,8 12,5 11,2

Цифры в этой таблице указывают разстояние от отверстия до пластинки в сантиметрах. Быстрые снимки стенопом не возможны, даже в солнечный день при открытом месте нужна выдержка. В общем при самых благоприятных условиях нужна экспозиция минимум в 50 - 60 сек. и более.

18. Измеpeниe скорости действия моментальных затворов.
Для измерения скорости моментальных затворов существует очень много способов. Здесь мы приводим один из наиболее простых. На конец одной пластинки камертона прикрепляется блестящая посеребренная бусина. Камертон устанавливается против чернаго фона на солнечном или электрическом освещении, а перед камертоном - камера с изследуемым затвором. Она прикрепляется к стативу с таким расчетом, чтобы ее можно было легко поворачивать направо и налево. Затем делают резкую наводку на изображение солнца на стеклянном шарике (см. № 9) и поворачивают камеру в сторону так, чтобы изображение приходилось на краю матоваго стекла. Приготовив все для съемки, приводят камертон в вибрирующее состояние, поворачивают камеру и одновременно с этим спускают затвор. Вследствие вибрации камертона и одновременнаго движения камеры стеклянный шарик получится на негативе в форме волнообразной линии. Камертон известнаго тона дает точное число колебаний в секунду, поэтому по числу волнообразных линий на негативе можно установить время экспозиции. Если, напр., камертон дает 200 колебаний в секунду, то каждое колебание равняется 1/200 секунды. Каждое колебание выражается довольно ясно, если общее число их в секунду не превышает 300. Следует устроить так, чтобы спуск затвора производился автоматически на известной точке поворота камеры. Можно установить камеру неподвижно, а двигать камертон.


Copyright © G.Abramov, 1997-2008