Разговор начистоту

Журнал "Советское фото", №7, 1988 год

Многочисленная армия фотолюбителей и профессиональных фотографов чрезвычайно заинтересована в надежной и качественной отечественной фототехнике. Но требования к аппаратуре, предъявляемые различными категориями фотографов, неоднозначны в связи с неадекватностью решаемых ими задач. Ориентация фотопромышленности только на массового фотолюбителя была бы недальновидной. Ведь современное советское фотоискусство создается в основном любителями-фотохудожниками, и коль скоро это так, то промышленность обязана обеспечить и эту категорию фотографов необходимыми камерами, а также обширным ассортиментом принадлежностей. Что касается наших фотожурналистов, то до сих пор они не имеют в своем арсенале камер, которые гарантировали бы выполнение съемок на высоком профессиональном уровне.

В прошедшем году, как и в первых номерах нынешнего года, на страницах "СФ" шел заочный диалог между редакцией, читателями и промышленностью, который вызвал широчайший отклик наших подписчиков, В критических публикациях* были вскрыты причины отсутствия в стране новых цветных фотоматериалов со стабильными характеристиками, проанализированы причины ограниченного ассортимента фотопринадлежностей на прилавках магазинов, дана критическая оценка ориентации фотопромышленности в основном на создание "беспроблемных" любительских камер, В ряде статей были затронуты самые злободневные вопросы низкого качества и ненадежности выпускаемой фототехники, показаны причины ряда неудач в создании новых моделей камер, распыленности конструкторских сил, дан анализ системы "торговля - промышленность", которая продолжает пробуксовывать, причем этот процесс принимает явно затяжной характер. Обтекаемые и формальные ответы руководителей ведомств и заводов-изготовителей создают лишь видимость принимаемых мер. Это и предопределило решение редакции посвятить творческий "четверг" наболевшим проблемам.

Недавно по инициативе редакции состоялась встреча представителей фотографической общественности и фотопромышленности. Участники встречи познакомились с обзором редакционной почты "СФ", а также выставкой, на стендах которой были продемонстрированы самодельные технические разработки фотолюбителей-конструкторов. Состоялся обмен мнениями. В фоточетверге приняли участие руководители и ведущие специалисты оптико-механической промышленности, ответственные работники Госстандарта СССР, Госкомцен СССР, Минторга СССР, ЦРКО "Рассвет", Роскультторга РСФСР, фотолюбители и профессиональные фотографы, журналисты. Первостепенное внимание было уделено качеству фототехники, выполнению плана выпуска фотоаппаратуры в текущей пятилетке, созданию единого отечественного байонета, технологическому обеспечению выпуска фотокамер, динамике спроса на внутреннем рынке, проблемам разработки аппаратуры для фотожурналистов **.

В. Синцов, научный руководитель Дома оптики им, С. И. Вавилова: - Скоординированные работы по развитию системы любительской фотографии ведутся общими усилиями 16 министерств и ведомств. Для осуществления задач по разработке и организации производства 27 моделей фотоаппаратов и 35 сменных объективов нами была разработана комплексная отраслевая программа. Эта программа включает в себя также развитие элементной базы, конструкционных и отделочных материалов, сопутствующих изделий, источников питания... Требования к надежности и ресурсу работы фотоаппаратуры, которые закладываются в камеры на текущую пятилетку, более чем в два раза превышают существующие или бывшие ранее аналогичные показатели. Однако не все задачи, предусмотренные этой программой, удается выполнить. Причины отставания в разработке и освоении серийных моделей мы видим как в несовершенстве и низком качестве элементной базы, поставляемой смежными ведомствами, так и в плохой организации работ ЦКБ наших объединений. Выполнение директивных цифр, запланированных на 1990 год с учетом соответствия отечественной продукции мировому уровню, представляется задачей весьма сложной...

Каковы же наши итоги за истекшие два года пятилетки? В 1986-1987 годах были освоены и начат серийный выпуск следующих моделей: "Смена-19" (2000 шт. - 1986 г.); "Эликон-автофокус" - в 1987 году выпущено 13400 шт.; "Эликон-3" - 2300 шт.; "Зенит-автомат" - 4800 шт. В прошлом году нам не удалось завершить работы (кроме опытных образцов) по созданию "ЛОМО-компакт М". Не повезло разработке "Киева-90", и эта модель сейчас находится на испытаниях. В прошлом году с отставанием от первоначальных сроков велось освоение производства "Зенита-14" - 83 шт., а также была изготовлена пробная партия - 20 шт. - "Зенита-15М", который будет выпускаться взамен "Зенита-11", "12 СД".

Наши конкретные планы на 1988 год: "Смена-20", продолжающая дальнейшее развитие камер "Смена"; модернизация "Киева-35А" и его замена "Киевом-35 AM" - предположительный выпуск - 2000 шт.; "Киев-18" - 900 шт.; "Эликон-1" - 5000 шт.; "Эликон-4" - 2000 шт.; новая модель "Фотоснайпер-5" - 100 шт.

Н. Щербак, фотолюбитель, народная фотостудия "Новатор": - Сегодня мы услышали, что в этой пятилетке будет освоено 27 моделей фотоаппаратов. Скажите, какая нужда заставляет нас изготавливать столько моделей? Давайте, наконец, остановимся! Давайте вначале доведем хотя бы "Зениты". Ведь аппарат предназначен для того, чтобы снимать, и должен выпускаться в комплексе с объективами, блендами, фильтрами... и кофрами.

A. Шеклеин, кандидат технических наук, консультант "СФ": - Многие фотографы настаивают на возобновлении выпуска камер типа "Москва". Это является жесткой характеристикой одновременно и ненадежности современной аппаратуры, и утверждением того, как необходима доступная по цене среднеформатная камера.

B. Синцов: - Харьковчане взялись за разработку среднеформатной любительской камеры 6X7 см. Мы, к сожалению, не можем сейчас ничего сказать о потребностях рынка, но предполагается, что эта камера будет не дешевой - порядка 200-300 рублей.

О. Сербинов, инженер, консультант "СФ": - Фотолюбители нередко заблуждаются относительно возможностей изготовить механические камеры высокого качества за доступную цену. Благодаря чему повышается надежность и снижается себестоимость аппаратуры? Только благодаря применению электроники. Механическую камеру высочайшей надежности на современном уровне выпускает только фирма "Лейтц". Но сколько "Никонов" стоит "Лейка-М6"?! Современные успехи в производстве камер зависят от уровня технологии - автоматической роботизированной сборки, от возможности быстрой перестройки технологических процессов. Мне кажется, что промышленность должна выработать свою новую техническую политику.

Л. Самаркин, Госстандарт СССР: - В прошлом году на заседании в Госстандарте было отмечено, что темпы освоения перспективных моделей любительской фототехники явно недостаточны и не обеспечивают выход отечественной фототехники на мировой уровень к концу XII пятилетки. Отставание к 1990 году будет примерно составлять 4-5 лет. Одной из причин такого положения является копирование зарубежных аналогов, стремление к подражанию. Зеркальные малоформатные камеры - это в основном конструктивно устаревшие модели, хотя "Зенит-11" и "Зенит-12СД" пользуются спросом любителей. Принятые меры не изменили технического уровня и качества продукции. Так, например, процент рекламаций за 1986-1987 гг. составил по фотоаппаратам - 2,4/2,3%, по фотоувеличителям - 0,15/0,13%, по диапроекторам - 1,0/0,5%. На основании заслушанных сообщений был сделан вывод, что практически запланировано невыполнение постановления Правительства.

Н. Щербак: - Проанализируем качество дальномерных "Киевов" за почти сорокалетний период их производства. Камеры 50-х годов пользуются у любителей исключительной популярностью и сегодня, так как до сих пор работоспособны. Камеры последних лет со Знаком качества - рассыпаются затворы, не отъюстированы дальномеры, камеры перестают работать после нескольких отснятых кадров. Скажите, как удалось за столь короткий исторический срок великолепную базовую модель довести до такого состояния, когда камера перестает быть фотоаппаратом? Другой примep - наши "Зениты". Модель "Зенит-С" мы, любители, ценили за исключительную надежность, за прекрасное изображение в видоискателе. На кого рассчитаны видоискатели в последних моделях "Зенитов" с линзой Френеля, микрорастром, клиньями Додена? Зачем? Фотоаппараты стали слепы и совершенно непригодны для технически грамотной съемки. Но фотоаппарат - это не только продолжениe глаза, но и руки фотографа. Возьмите "Киев-17" и последующие модели - ведь их трудно держать в руках. Вот до чего дошли в конструировании!..

В. Прядко, заместитель генерального директора ПО "Завод Арсенал": - Из обзора писем, подготовленного редакцией, следует, что 80% читателей осуждают позицию промышленности, которая, по их мнению, "не желает знать запросов любителей, исходит лишь из своих ведомственных интересов, и в результате качество фотоаппаратуры плохое, а цены - крайне высокие". Трудно не согласиться с этими мнениями. Цены на выпускаемые среднеформатные камеры высокие, но связи с переходом на самофинансирование вопросу прибыли предприятия будет уделяться самое серьезное внимание. Уменьшить прибыль мы не можем и будем искать другие пути. Цена "Киева-19" - 150 рублей, но его рентабельность - 1%. Продав в 1988 году до 39000 камер, мы повысим рентабельность, хотя это будет очень сложно. Что же касается "Киева" 6Х7, то стоимость его оснастки оценивается примерно в 1,5 млн. рублей. И если профессионалы не возьмут камеру, объединение понесет убытки.

И. Клебанов, заместитель главного технолога ЛОМО им. В. И. Ленина: - В связи с тем, что с 1 января 1989 года объединение переходит на самофинансирование, хочется сказать о ценах на аппаратуру. "Алмаз-103": оптовая цена - 230 рублей; плановая себестоимость - 224 рубля. В 1984 году себестоимость этой камеры была 669 рублей. Таким образом, доплачивая 439 рублей, мы потерпели убытки в 1964000 рублей. В 1985 году мы потеряли 746000 рублей. Думаю, теперь вы представляете, откуда берутся высокие цены. Они не выдуманы - это результат реальных расходов предприятия на производство сложной фотоаппаратуры.

Д. Луговьер, фотокорреспондент журнала "Турист", кандидат технических наук: - Трудно даже представить, насколько качество камеры "Салют" отличается от сегодняшней модели "Киева-88". Камеру "Салют" без труда можно было довести до рабочего состояния. В "Киеве-88", недавно полученном мной, качество сборки и изготовления деталей выходит за рамки технически принятых норм. Великолепным объективом "Зодиак-8В" с весьма приемлемой стоимостью я испортил массу интересных съемок на слайды при естественном освещении только потому, что отверстие диафрагмы не совпадало с соответствующими диафрагменными числами. Пришлось с помощью фотометра переградуировать шкалу на кольце диафрагм объектива. Выпуская такую продукцию, изготовители, вероятно, рассчитывают на специалиста, который сможет сам, своими руками довести ее домашних условиях. При таком низком качестве ни о каком рынке сбыта говорить не приходится. Это взаимоисключающие понятия. Не можете рентабельно работать и делать качественную фотоаппаратуру - значит надо закрывать производство.

А. Шеклеин: - Как разрубить заколдованный круг промышленность - торговля? Промышленность не выпускает нужную аппаратуру потому, что ее не заказывает торговля, торговля не заказывает потому, что не знает возможностей промышленности. Конкретное предложение читателей "СФ" - через систему своих фирменных магазинов предприятия могут организовать подписку на камеры с предварительным авансированием. Таким образом, станет ясно, на какой уровень цены можно рассчитывать и, кроме того, появляется возможность получить деньги вперед - на развитие производства. Фирменные магазины должны стать для промышленности своеобразными лабораториями. Нужно направлять первые, даже опытные партии в такие магазины по приемлемой для предприятия розничной цене - ведь покупатель должен привыкнуть к новым образцам аппаратуры.

A. Серов, главный конструктор ЦКБ ПО "Завод Арсенал": - Полтора года назад перед объединением была поставлена задача - создать камеры 6X7 см для профессионалов. Было разработано техническое задание, по которому в настоящее время ведется работа. Система включает сменные объективы. Какие показатели заложены по надежности? Ресурс - 25000 срабатываний и гарантийный срок работы семь лет. Сложности, с которыми мы сталкиваемся, - это проблемы элементной базы и ограниченность в выборе пластмасс. Работа по созданию камеры связана с большими затратами, привлечением лучших конструкторских сил. Мы должны будем окупить свою разработку, быть уверенными в успешном сбыте такой камеры. Нам нужны гарантии, нужна организация, которая возьмет на себя роль головного заказчика. Сегодня однозначного решения по этому вопросу мы не имеем. Только для оснащения системы 6X7 см принадлежностями до полного объема потребуется не менее трех-пяти лет.

О. Сербинов: - Здесь прозвучало слово "система". Но смысл системы не только в комплектации фотоаппаратов принадлежностями и объективами. Нужна система в разработках. Технологией производство камеры не обеспечено, и пока промышленность изготовит такую камеру - "Мамия" сделает следующий шаг.

Л. Лопаев, фотокорреспондент журнала "Латинская Америка": - Возможно, что "Киев-90" будут использовать и профессионалы. Но репортеру приходится снимать в разных регионах страны: там, где температура -40 "С, и там, где +40 "С. А пока у нас в стране нет источников питания, работающих в этом диапазоне температур. Как только начинается профессиональный уровень работы, резко возрастают требования к надежности камеры. Надежность стоит дорого. Поэтому для профессионала нужна дорогая камера.

B. Вяльбут, заместитель начальника ЦКБ ЛОМО им. В. И. Ленина: - С 1985 года наше предприятие занимается 35-мм профессиональной камерой. Хочу оговориться, что объединению разработка всей системы для профессионалов не планировалась.

В 1986 году Союз журналистов СССР снял согласующую подпись под техническим заданием - оказалось, что журналистов такой аппарат не устраивает. Решение задачи по всей системе - ИФО, набор принадлежностей, объективы - возможно лишь при подключении к этой работе специализированных предприятий как нашей отрасли, так и других министерств. В настоящее время мы не сможем решить всех проблем с "Алмазами". Нам нужен реальный заказчик, который бы подтвердил заказ, так как предполагаемая цена камеры будет более 700 рублей.

A. Шеклеин: - "Дайте нам гарантию!" - вот что мы слышим от промышленности. А на какие гарантии может рассчитывать, к примеру, фирма "Кэнон" в условиях жесточайшей конкуренции, когда моделей выпускается в десятки раз больше, чем у нас в стране? Какие гарантии? - только высокий технический уровень и качество.

B. Куняев, член бюро Всесоюзного совета по фотожурналистике Союза журналистов СССР: - Десятилетия репортеры районных газет снимали "Киевами", пятидесятилетний юбилей которых уже отмечен. И пока эти камеры работали, репортеры как-то выходили из положения. Десятилетиями мы видели, что, испытывая трудности, промышленность пытается что-то сделать. Вряд ли при существующей распыленности разработок, а также организации производства промышленности удастся выйти на новый уровень. Может быть, руководителям отрасли пора признать, что в настоящее время оптико-механическая промышленность не в состоянии разработать надежную отечественную фототехнику. Возможно, следует подумать о выделении самостоятельного предприятия для производства только фотокинотехники, о создании совместных предприятий с зарубежными фирмами.

Л. Бергольцев, фотожурналист: - Нередко приходится слышать такие аргументы: "как же выполнять план, как платить рабочим?" Прежде всего предприятие должно выпускать качественную конкурентоспособную продукцию, а потом уже, как следствие успешной работы, - зарплата. Неудивительно, что при нынешнем подходе заводы говорят о необходимых гарантиях. Кто же может дать такую гарантию? Хорошая камера, независимо от того, сколько она будет стоить, найдет своего покупателя. Надо, чтобы представители промышленности честно дали бы фотографам ответ на вопрос, когда, наконец, наша фотопромышленность изготовит конкурентоспособную фотоаппаратуру?

Б. Горбунов, заместитель директора ГОИ им. С. И. Вавилова: - Наша отрасль производит массовую любительскую фотоаппаратуру. Было бы несправедливо забывать, что целое поколение фотолюбителей творчески выросло на отечественной аппаратуре. Успехи оптико-механической промышленности закладывались в нашем институте усилиями таких ученых, как И. Черный. Но потом в отрасли начались неполадки. Одна из причин падения качества аппаратуры - низкий уровень технологии, плохая организация работы и, что греха таить,- недостаточно гибкая система планирования. Как представитель ГОИ, я отметил бы, что наша советская оптика остается на высоком уровне. Имеются оригинальные разработки, например, оптика с киноформным элементом, представляющая новое слово в оптическом деле...

От редакции
Самая трудновыполнимая задача - догнать сегодняшний уровень далеко ушедших вперед конкурентов. Все эти годы оптическая промышленность пыталась это осуществить. Без учета реальных возможностей заводов, "волевыми" методами внедрялись в перспективные разработки технические решения, достигнутые в зарубежных моделях камер. Но пока шли опытно-конструкторские работы, зарубежные фотофирмы делали следующий шаг, и мы вновь оказывались в отстающих. К чему это привело? Только к срыву намеченных самой же отраслью планов. "Алмаз-101" - начало серийного выпуска планировалось с 1988 года (снят с производства); "Киев-18" - серийный выпуск намечался в 1986 году; "Киев-21" - в 1987 году; "Зенит-20" - в 1986 году. Производство "Зенита-супер А" было намечено на начало 1988 года!..

Качество - самый актуальный вопрос для фотолюбителей и профессионалов. В оценке качества фотоаппаратуры давно существует разрыв между теми, кто ее выпускает, и теми, кто ее эксплуатирует.

Понижение качества произошло тогда, когда к фотоаппаратуре стали относиться как к товарам культурно-бытового назначения, забыв о том, что камера - сложный оптико-механический прибор, предназначенный для реализации творческих задач фотографа. Качество фотоаппаратов определяется многими факторами: уровнем культуры производства, высоким технологическим уровнем, возможностью применения самых современных материалов.

Создается впечатление, что промышленность и торговля решают свои ведомственные задачи в отрыве от ежедневных забот фотографов. Потребителю безразлично, по каким именно причинам скуден ассортимент фототехники на прилавках магазинов. И какая ему разница, что торговля не смогла закупить у промышленности фототовары в необходимых объемах или, наоборот, промышленность не имеет возможности удовлетворить спрос торговли. Как много фотопринадлежностей не хватает сегодня нашим фотографам - синхронизаторы, флашметры, проявочные машины, среднеформатные фотоувеличители, предметы экипировки... Многие изделия фототехники выпускаются заводами-изготовителями самых разных министерств и ведомств, включая предприятия местной промышленности. Настала, видимо, пора создать единый постоянно действующий координационный центр, который бы объединил усилия и возможности этих предприятий. Сейчас в стране создаются кооперативы и объединения, которые готовы выпускать фотопринадлежности. Первые из них - подмосковный кооператив "Фотоприбор", пермское Молодежно-творческое объединение. Заводы, отрасли могут передать часть своей "мелочевки" таким кооперативам, содействовать созданию новых кооперативов и объединений.

Словом, нерешенных проблем, стоящих сегодня перед нашей фотопромышленностью и торговыми организациями,- чрезвычайно много и, судя по выступлениям участников встречи, решение этих проблем потребует серьезных усилий. Но решать надо и в самые короткие сроки. Редакция надеется, что откровенный обмен мнениями, нелицеприятная критика и конструктивные предложения, прозвучавшие на "четверге" "СФ", будут способствовать коренному улучшению дела в духе нынешней перестройки.

* "Размышления после выставки" и "Недальновидность?" - "СФ", 1987, № 8; "Цена цветного отпечатка" - "СФ", 1987, № 9; "Фотоаппаратуре - высокое качество" - "СФ", 1987, № 10; "Ярмарка-87. Надежды и разочарования" - "СФ", 1987, № 12; "Продолжение разговора" - "СФ", 198Э, № 2; "Вновь о судьбе "Алмазов" - "СФ", 1988, № 3,
** Выступления участников встречи даются в кратком изложении. Сообщения А. Золкина "Динамика и структура реализации фотоаппаратов на внутреннем рынке" и Ю. Дудиикова "Проблемы отечественного байонета" будут опубликованы полностью в последующих номерах "СФ".


Copyright © PHOTOHISTORY