Л. Бергольцев
Фотокорреспонденту часто приходится снимать в очень сложных условиях, причем работа должна быть выполнена на высоком техническом уровне. Однако наша фотопромышленность почти не учитывает нужд фоторепортеров, и специальных репортерских камер у нас по существу нет.
Советские фотоаппараты, например "Киев", отличаются высоким качеством и пользуются заслуженной популярностью в нашей стране и за ее пределами. Наша аппаратура рассчитана преимущественно на широкие массы фотолюбителей. Естественно, что она не всегда пригодна для профессиональной, в частности репортажной, съемки. В связи с подготовкой к выпуску новых моделей фотоаппаратов хочется высказать замечания, которые наша фотопромышленность могла бы учесть.
Широкопленочные камеры
В Советском Союзе серийно производятся три типа камер, рассчитанных на роликовую (6-см) пленку. Начинающие фотолюбители имеют очень простую камеру "Любитель-2" с кадром 6X6 см. К среднему классу относятся камеры "Москва-4" и "Москва-5", со сменным кадром 6X9 или 6X6 см. Основным недостатком этих аппаратов является фокусировка пу-тем перемещения не всего объектива, а только передней линзы, что при съемке с малых расстояний не обеспечивает должной резкости. Наши широкопленочные камеры еще недостаточно высокого класса, и для фоторепортеров они мало пригодны. Правда, появилась зеркальная камера "Салют" высокого класса - однообъективная, со шторно-щелевым затвором и сменными объективами, хотя и имеющими небольшой диапазон фокусных расстояний. Этим ограничиваться нельзя. Необходимо выпустить двухобъектинную зеркальную камеру (типа "Роллейфлекс") с полной блокировкой, центральным затвором с выдержками от 1 до '/500 сек. и, может быть, даже со сменной объективной панелью. В отличие от "Роллейфлекса" взвод должен осуществляться не вращающейся рукояткой, а поступательно движущимся сверху вниз курком, который возвращался бы в исходное положение при помощи пружины. Камера должна иметь формат кадра 6X6 см с переходом на 4,5 X 6 без перезарядки. Ее нужно снабдить счетчиком оставшейся пленки. В комплект аппарата должна входить съемная пентапризма. Кстати, подобное же приспособление нужно иметь и для "Салюта". Кроме двухобъективной зеркальной камеры нужна, в особенности фоторепортерам, универ-сальная камера с максимальным размером кадра 6X9 см, со сменными адаптерами, сменной оптикой с углами зрения от 90 до 100°, с центральным затвором и с управлением, сконцентрированным на одной-двух ручках. Последнее даст возможность работать камерой в самых различных условиях, даже на сильном морозе в меховых перчатках. Такая камера может и должна превзойти соответствующие иностранные образцы ("Макина", "Лингоф-Техника", "Лингоф-Пресс", "Бертрам" и т. д.).
Из малоформатных камер, выпускаемых в СССР, фоторепортеры, конечно, предпочитают "Киев" как наиболее падежную. Сейчас начинается выпуск моделей "Киев-4" и "Киев-4а". Среди репортеров, очевидно, большим спросом будет пользоваться "Киев-4" (модель без экспонометра).
Прототип этой модели "Киев-2" имел дна весьма ощутимых недостатка: неудачное расположение штативного гнезда и чрезвычайно неудобную головку перемотки пленки. Первое упущение в новой модели исправлено полностью, второе только частично. Новая головка (выдвижная) ускоряет перемотку почти вдвое. Но этого недостаточно. На ней следует установить откидную рукоятку, которая позволит перематывать отснятую пленку обратно в кассету в 8-10 раз быстрее, что очень важно для фоторепортера. Сделать такую рукоятку можно хотя бы по прилагаемому эскизу, то есть на основе старой головки перемотки пленки с новой крышкой, на которой и монтируется рукоятка. Эта идея использована в камере "Никон" (Япония). Но можно пойти и дальше, полностью "утопив" рукоятку в корпус аппарата, как в другой японской камере "Кэнон Л-1". Это еще удобнее. Кроме этого, камера "Киев", широко используемая в репортерской практике, нуждается в курковом взводе или, но крайней мере, в таком устройстве, которое описано В. Максимовым в журнале "Советское фото" (№ 6, 1957). Это облегчит и значительно ускорит взвод затвора, причем практически не нужно будет отнимать камеру от глаза, что особенно важно при съемке быстро движущихся объектов.
Малоформатная камера с центральным затвором
Необходимость создания для репортера малоформатной камеры с центральным затвором в настоящее время не вызывает сомнения. Наша фотопромышленность уже идет но этому пути. Пользуется успехом простейшая камера такого типа "Смена-2". Разработан аппарат "Юность". Но обе эти камеры, в особенности "Смена-2", из-за полного несоответствия между изображением, даваемым видоискателем, и действительным кадром, не удовлетворяют опытных фотолюбителей, а тем более профессиональных фоторепортеров. На выставке фотокинотехники ГДР, состоявшейся в конце 1957 года в Москве, экспонировалась камера "Бельмира". Это настоящая современная репортерская камера с полной блокировкой, центральным затвором и курковым взводом. Объединенное окно видоискателя и дальномера имеет автоматическую поправку на параллакс.
Именно такого типа камора и нужна нашим фоторепортерам с той лишь разницей, что к ней необходим еще комплект сменной оптики, состоящий хотя бы из следующих трех объективов: Хорошо было бы иметь этот набор оптики с унифицированной начальной светосилой, например 1 : 2,8. Оправы всех трех объективов должны быть снабжены шкалой световых чисел. Следует запроектировать в качестве дополнительного оборудования приспособление для установки всех трех объективов на общую револьверную головку по образцу многих киносъемочных камер. Камеру необходимо снабдить дальномером, совмещенным с встроенным видоискателем, имеющим переменное поле зрения для всех, трех фокусных расстояний. Центральный затвор должен иметь диапазон выдержек от 1/4 до 1/500 секунды. На камере должны быть установлены два равнозначных синхрогнезда для использования двух взаиморазобщенных импульсных ламп без дополнительных приспособлений. Кстати, подобное устройство следовало бы ввести во все ныне выпускаемые отечественные камеры высокого класса, такие, как "Зоркий-ЗС", "Зоркий-4", "Ленинград", "Киев", рассчитанные в основном на опытных любителей и профессионалов.
Автоматическая блиц-диафрагма
При съемке с импульсными лампами (в частности, камерой со шторно-щелепым затвором в помещении, где допустима выдержка 1/20 - 1/30 сек.) работа чрезвычайно усложняется, так как перед каждым кадром приходится заново устанавливать диафрагму в зависимости от расстояния до объекта. В связи с этим следует сконструировать для одного из наиболее распространенных в репортерской практике объективов (например, для "Юпитера-9", "Индустара-50" или "Юнитера-12") специальную оправу, имеющую так называемое кольцо ведущих чисел. Если заранее установить этим кольцом данное ведущее число (в зависимости от мощности применяемой импульсной лампы, чувствительности пленки и других факторов), то при наводке объектива на резкость будет автоматически устанавливаться требуемая диафрагма, соответствующая заданному ведущему числу. Кольцо ведущих чисел должно иметь числа в широких пределах от 15 до 150, что будет соответствовать негативному материалу с диапазоном чувствительности от 45 до 350 ед. ГОСТа и различным импульсным лампам мощностью от 40 до 150-200 джоулей. Подобную оправу следует спроектировать и на резьбе (для "Зорких" и "Ленинграда") и на штыке (для "Киева"). Второе будет, очевидно, несколько сложнее, во всяком случае, для объективов с фокусным расстоянием 5 см, которые в "Киеве" при наводке вращаются целиком.
Объективы для малоформатных камер
Отечественная оптическая промышленность освоила к настоящему времени около двадцати типов объективов для малоформатных камер с фокусными расстояниями от 28 до 100 мм. Но в этом сравнительно большом ассортименте есть, на наш взгляд, два значительных пробела. Во-первых, практика показала, что для крупноплановой портретной съемки объектив с фо-кусным расстоянием 85 мм ("Юпитер-9", 1: 2 или "Гелио-40", 1:1,5) имеет слишком большой угол зрения - 28°. В результате этого появляются перспективные искажения. С другой стороны, объектив "Юпитер-11" (1: 4/135) с углом зрения 18,4° при портретной съемке дает уже недостаточно объемное изображение. Поэтому необходимо разработать и выпустить новый портретный объектив - в частности, для камер тина "Зоркий" и "Киев" - с фокусным расстоянием 100-115 мм (угол зрения 24-21°) и начальной светосилой 1: 2-1: 2,8. Во-вторых, очень часто при репортажной съемке фокусного расстояния в 135 мм бывает недостаточно. Разработанные недавно объективы "Юпитер-6" 1 : 2,8/180 и "Таир-3" 1: 4,5/300 из-за своей громоздкости вряд ли пригодятся в этом случае. Кроме того, они рассчитаны на зеркальные камеры "Зенит" и "Старт", репортеры же чаще используют аппараты с фодисной наводкой, такие, как "Киев" или "Зоркий". Для этих камер нужно создать телеобъектив с фокусным расстоянием 180-240 мм (угол зрения 14-10°) и начальной светосилой порядка 1:4-1:5,6. При этом возникает необходимость и в соответствующих видоискателях, которые в связи с большим фокусным расстоянием объективов, должны иметь максимально точную поправку на параллакс.
Кстати, о приставных видоискателях. Следует разработать несколько однообъективных универсальных видоискателей с переменным углом зрения и параллаксным лимбом. Каждый такой видоискатель подойдет для нескольких сменных объективов с различными, но близкими друг к другу фокусными расстояниями. Например: В мировой фоторепортерской практике наблюдается тенденция к отказу от всякого рода ламп-вспышек за счет применения сверхсветосильной оптики и чрезвычайно высокочувствительной пленки. В большинстве случаев это безусловно оправдано. Работникам оптической промышленности следует также подумать об этом и выпустить, в частности к аппарату "Киев", объектив со светосилой порядка 1 : 1,1-1: 1,2. Создание современной репортерской камеры не только облегчит работу фотокорреспондентов, но - что самое главное - будет в значительной степени способствовать улучшению качества репортажной съемки. |