На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)

 

 

 

 

   
       

03-12-2024 20:11:25


Версия Т2.2 / 29.11.2024

В материалах этого сайта освещается история производства фотоаппаратуры в России, начиная с появления первых фотографических аппаратов в 40-е годы XIX столетия и до 1917 года, а также этапы развития, пройденные советской фотоиндустрией вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. Не рассматриваются теоретические и художественные вопросы фотографии, пути развития советской фотожурналистики и т.д. Это, скорее, хронология событий, хронология выпуска тех или иных моделей, а также их технические характеристики и некоторые особенности.

Здесь же представлены практически все камеры (включая варианты) и приспособления для фотосъемки, когда-либо выпускавшиеся в СССР, и большая часть фотоаппаратов, сконструированных до Октябрьской революции 1917 года. Впервые даны фотоаппараты, выпускавшиеся не только для гражданских целей, но и армейские камеры, аэрофотокамеры, фототехника для спецслужб, медицинская фототехника. В "Принадлежностях" вы сможете найти диапроекторы, фотоувеличители, боксы для подводной съемки и подводные фотокамеры, фотовспышки, увеличительные приставки и репродукционные установки. Запланировано, что по каждой камере и её модификациям будет дана техническая информация и иллюстрации. Кроме того, приложения ("Дополнительные материалы", часть I и II) снабжены текстами и иллюстрациями, помогающими понять вкус эпохи и почувствовать ту атмосферу, в которой развивалась фотоиндустрия в России за последние неполные 200 лет. Изучение дополнительных материалов позволит максимально объективно, насколько это возможно, подойти к оценке того или иного этапа в истории развития фотоиндустрии. В противном случае, пытаясь смотреть на ситуацию сегодняшним взглядом, мы рискуем впасть в серьезную ошибку, т. к. оценивать те или иные факты можно лишь в контексте той общественно-политической обстановки, в которой они происходили.

      Материал находится в постоянной работе (да и вряд ли когда-нибудь станет возможным поставить в нем точку, хотя бы потому, что "наша история непредсказуема"), поэтому многие его разделы обновляются часто и без определенного графика. Если тема истории отечественной фотопромышленности вам интересна и близка - заглядывайте почаще на страницу "Что нового?".
      Некоторое количество иллюстраций, представленных на сайте, заимствовано из сети, причём когда авторство фотографии известно (а это бывает не всегда ввиду копирования и перекопирования изображений на разных ресурсах без ссылок на первоисточник) - то фамилия автора или http-адрес обязательно указывается в материалах сайта (в отличие от многих других сайтов, обзоров и проектов).

*   *   *

On this site you will find the manufacturing history of the photographic cameras and equipment in czarist Russia, since the appearance of the first cameras in 1840s to 1917, as well as developmental stages of the Soviet photographic industry down to the disintegration of the USSR in 1991. This site does not consider theoretical and art aspects of photography and the development of the Soviet photo-journalism, etc. It is a concise chronology of events and appearance of various models on the market, as well as their characteristics and feature sets.

Here are collected exhibits of the cameras (including variations) and attachments for the photography, that were ever released in USSR, as well as most of the cameras designed before October revolution of 1917, with information based on the materials that are available to me at this time. There is a page with technical information as well as an illustration for each unit. Besides, an "additional materials" section is provided along with the text and illustrations, helping with cultural understanding of the epoch and the feeling of the environment in developing photographic industry of Russia for past 200 years.
(Unfortunately, at this time the information is available only in Russian. There are plans in the future to translate the text to English. Please see the site navigation tree left.)
Faithfully yours, George Abramov.

*   *   *

Первые фотографические камеры в России стали изготавливаться в конце 30-х годов XIX века, т.е. фактически сразу же после изобретения фотографии. Сейчас, в начале XXI столетия, в век интернета и всемирной связи всех со всеми, нам трудно себе представить, как и какими путями информация о научных открытиях и изобретениях в начале XIX столетия распространялась по миру, и, в частности, проникала в Россию. Думается, что не последнюю роль в этом играло то, что Россия тогда была достаточно открытой и свободной страной, без ограничений на передвижения и поездки за границу. Ну, и, конечно, талантливость россиян не могла не сказаться в том, что России принадлежит немалое число изобретений и усовершенствований в области фотографии и фотографической техники.

Общепризнано, что в СССР за период от Октябрьской революции (точнее, с 1930 года) и до распада страны, гражданским сектором фотопромышленности было выпущено более 200 моделей советских фотоаппаратов (в зависимости от того, как считать - их может быть и более 500), включая модификации, имеющие значение в первую очередь для коллекционеров. Cегодня, по прошествии стольких лет, мы можем только гадать, что именно в каждый конкретный период могло служить движущим мотивом в создании новых моделей камер - изобретения и открытия, сделанные в смежных областях науки? Неутомимое желание конструктора изобретать все новые варианты и доводить до ума уже изобретенное? Чужая идея, услышанная или подслушанная где-то? Достижения мировой (а в особенности германской) фотоинженерной мысли? Или неослабный контроль вышестоящих органов, осуществляемый тоталитарной системой (известный принцип "догнать и перегнать" наверняка играл здесь не последнюю роль)? Что, в конце концов, послужило основанием и толчком сначала постепенному, а затем и более бурному, особенно в послевоенные годы, развитию советской фотопромышленности? Или, как пишет Е.А. Иофис в книге "Техника фотографии" (1973), "Фотоаппаратостроение и выпуск светочувствительных материалов основаны на новейших достижениях оптики, механики, электроники, химии и других областей науки и техники"?

*   *   *
Хочу выразить благодарность Сидорову Игорю и Андрею Дирочке за предоставленные материалы; В.К. Рыковскому, начальнику отдела маркетинга КМЗ за помощь в организации посещения заводского Музея; Людмиле C. Щербаковой, директору Музея трудовой и боевой славы Красногорского механического завода не только за возможность ознакомиться с экспозицией и предоставленный материал, но и за разрешение сфотографировать редкие экземпляры фототехники; Крылову Юрию Петровичу за методологическую и информационную помощь в написании материала, а также Крюкову Владимиру за вычитку текста и ценные критические замечания. Кроме того, специальная благодарность Александру Бронштейну (Alexander Bronstein) за иллюстрации, интересную, редкую информацию и поддержку в работе, "Claudio Asquini's private collection" за возможность воспользоваться фотографиями; моему Гонконгскому другу Joe Lee за помощь в приобретении необходимой англоязычной литературы. Отдельная благодарность за предоставленные иллюстрации и полезную информацию Алексею Филютичу, Андрею Акимову; Владимиру Николаевичу Алексеенко ("Oldman"); Игорю Устинову; Владимиру Звереву; Алексею Никитину; Юрию Богуславскому; М. Лукину; Stoyan Serge, Казимирчику Игорю; Дьячкову Олегу; Сибирякову Сергею; Куренкову Юрию; Олегу Халявину; Руслану Вакулику; Михаилу Давиденко ("Michael G. Davidenko"); Максиму Соколову; Алексею Лещенко; Александру Бенедиктову; Кире Громовой; Сергею Зыкову; Анатолию Зильберту; Юрию Дидыку (за съемку фотоаппаратов в музее КМЗ и предоставленные снимки). Также выражаю благодарность Научно-техническому центру Красногорского завода в лице Дмитрия Коппа; редакции журнала "Фотомагазин" в лице Владимира Самарина; Николаю Власову, начальнику бюро коммуникаций отдела общественных связей ОАО "ЛОМО"; сотрудникам "Музея истории шпионской техники" Кита Мэлтона (H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA), Юрию Давиденко за информацию и иллюстрации редких образцов отечественной фототехники; Татьяне Везирян (Deyrdre) за перевод части текста на испаннский язык. Исключительная благодарность Андрею Викторовичу Кузнеченкову и Александру Юрьевичу Тарановскому за понимание, поддержку, изыскания и существенную реальную помощь в материалах.
Кроме того, хочу выразить искреннюю благодарность всем тем, кто в разное время, вольно или невольно, помогал в работе над данным материалом - информацией, советом или фотографиями - и не попал в поименный лист.
P.S. Просьба ко всем, у кого есть возможность - помогите недостающими картинками (либо картинками лучшего качества) и/или технической информацией на отсутствующие в данном материале камеры и принадлежности. Буду также благодарен за любую другую посильную помощь.

По этой картинке Вы сможете правильно откалибровать яркость и контрастность своего монитора
Калибровка монитора

Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024