Истории специальных служб, описанные в детективных и документальных книгах, мемуарах и кинофильмах, показывают нам тайный мир оперативных сотрудников и агентов, которые добывали необходимую информацию всеми возможными методами. С изобретением фотопроцесса и появлением фототехники спецслужбы одними из первых стали использовать фотокамеры для копирования различного рода документов. В середине прошлого века в работе спецслужб даже появился специальный термин - документирование информации, который подразумевал использование портативной копировальной техники для быстрого и точного фиксирования документа с последующим восстановлением его в наиболее полном виде. Фотоаппаратура как нельзя лучше подходила для этих целей, однако для качественного фотокопирования требовались определенные условия, в первую очередь достаточное и равномерное освещение документа, а также устойчивое фиксирование фотоаппарата, которое исключало бы рывки и дрожания в момент срабатывания затвора.
Стационарные фотоустановки конечно в полной мере обеспечивали такие требования, однако для их развертывания и подготовки к работе в местах хранения документов не всегда имелось достаточно места, да и время на тайное копирование, как правило, было крайне ограничено. А количество листов оригинала иногда было такое, что оперативник или агент были вынуждены в спешке снимать только те листы оригиналы, которые они считали наиболее важными. При печатании затем оказывалось, что как раз важные страницы были упущены или сняты с ошибками, что приводило к потере информации из-за плохой разборчивости текста. Руководители спецслужб, как правило, понимали эти проблемы и ставили перед техническими подразделениями задачи создания компактных, надежных и удобных в работе копировальных фотоаппаратов, которые были бы всегда под рукой для быстрого и качественного документирования информации. Сразу после Второй мировой войны советская фотоиндустрия, потенциал которой был значительно ослаблен, начала активно решать задачу создания специальных копировальных фотоустановок. Эта работа велась по двум направлениям:
2. камуфлированные фото-копировальные аппараты для быстрой конспиративной фотосъемки небольшого количества документов и фотографий.
Уже в конце 40-ых годов специальные отделы ведущих предприятий СССР в Красногорске, Уфе и Ленинграде в кооперации с молодой, недавно организованной фото-оптико-механической лабораторией Министерства госбезопасности создали несколько образцов копировальных установок. Одна из них размещалась в небольшом спортивном чемоданчике, имела встроенный осветитель и могла конспиративно копировать документы и фотографии. Для этого оперативный сотрудник ставил на документ чемоданчик, дно которого открывалось в момент фотосъемки. Даже в случае появления постороннего лица невозможно было определить факт копирования документа.
Рисунок из музея Кита Мелтона, Флорида, США Позднее появились такие известные теперь копировальные устройства, как "Ель" и "Кузнечик", которые активно использовались не только советскими силовыми ведомствами, МИДом и МВТ, а также спецслужбами стран Варшавского договора и государствами, тесно сотрудничавшими с СССР в период "холодной войны".
Рисунок из музея Кита Мелтона, Флорида, США В середине 60-ых годов Красногорский завод начал серийное производство специального портативного копировального устройства С-75 на базе известного аппарата "Зоркий-4". "С-75" разбирался на отдельные узлы, что давало возможность носить всю установку не только в небольшом портфеле, но даже и под одеждой, не привлекая внимание окружающих. Новая установка имела встроенный автономный осветитель с миниатюрными лампами накаливания, питающимися от одной батарейки типа КБС, что обеспечивало полную независимость копирования от внешнего освещения. Белая матовая поверхность внутренней части осветителя повышала равномерность светового потока на оригинал. Фото из частной коллекции Кита Мелтона, Флорида, США Установка состояла из трех узлов - фотоаппарата "Зоркий-4", клап-камеры и складного осветителя, которые все вместе в сборе выполняли функции жесткого штатива, фиксируя фотокамеру всегда в одном и том же положении относительно оригинала документа.
Установка позволяла снимать документы и фотографии размерами до 210 х 150 мм; при этом масштаб съемки составлял 1:6,35. Включение осветителя производилось синхроконтактом для вспышки, которым оснащались фотоаппараты серии "Зоркий-4". Для спуска затвора рекомендовалось использовать фототросик. После съемки производился ручной взвод фотокамеры на следующий кадр. В зависимости от характера снимаемого материала установка "С-75" была рассчитана на использование кинопленки "МЗ-3" чувствительностью 45-90 ед.ГОСТ; при этом выдержка выбиралась 1/5 сек., что обеспечивало оптимальные условия съемки с относительным отверстием 1:6. Установка "С-75" использовалась не только для копирования документов и фотографий. По специальным заданиям руководства КГБ с помощью "С-75" фотографировались надписи и рисунки антисоветского содержания на стенах и мебели с целью последующей идентификации авторов.
Макет копировальной установки "С-75", изготовленный мастерской музея Кита Мелтона
Copyright © PHOTOHISTORY
|