"Музей истории шпионской техники"
Кита Мэлтона


В любой области человеческой деятельности рано или поздно наступает момент, когда сумма накопленных знаний и совокупный объем их материального воплощения требует создания соответствующего музея. И музеев на земле великое множество, причем, самых разнообразных: по своей направленности, по форме подачи материала, наконец, по величине, как самой экспозиции, так и здания.

По понятным причинам, наш интерес обращен на музеи специфические, а именно музеи "специальной техники". Насколько нам известно, они есть в каждой уважающей себя крупной спецслужбе. Наверняка многим из наших читателей в свое время посчастливилось побывать в музеях погранвойск, МВД, ФСБ и даже СВР... Подобные экспозиции есть и в ЦРУ, ФБР и АНБ. Но все они, как правило, являются ведомственными, закрытыми для обычных посетителей: только для "посвященных": для своих и тех "кому можно".

Но, оказывается, на юге Соединенных Штатов в штате Флорида есть удивительный частный музей, словно специально созданный для того, чтобы мы о нем рассказали: "Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона (H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA).

Его создатель и хранитель - Кит Мэлтон, американский бизнесмен, хозяин целой сети ресторанов "быстрого питания" на юге США. Но помимо этого у него естьОбложка первого издания книги очень оригинальное хобби: за многие годы он собрал не имеющую себе равных коллекцию шпионского оборудования и приспособлений, литературных источников и документов, посвященных известным разведчикам и знаменитым шпионским операциям. Со временем его коллекция превратилась в настоящий музей, где наряду с миниатюрным шпионским фотоаппаратом, умещающимся в спичечном коробке, представлена одноместная подводная лодка для проведения специальных операций в прибрежных водах противника.

Выпускник Военно-морской Академии США, Кит Мэлтон отслужил положенное и после выхода в отставку стал военным историком и экспертом в области специальных технических средств, применявшихся разведками различных стран. Он оказал существенную помощь авторам многих исторических и справочных изданий, предоставляя экспонаты своего музея в качестве наглядной иллюстрации столь необычного рода деятельности, какой является разведка.

В настоящее время он - общепризнанный авторитет в области истории техники для разведслужб. В 1991 году Кит Мэлтон был консультантом известного телевизионного сериала "Шпионы", двадцать шесть серий которого были показаны в России по каналу НТВ. В 1997 году известный образовательный канал Дискавери выпустил еще один сериал - "Война шпионов", консультантом которого был также Кит Мэлтон.

Он член Коллегии советников Национального исторического музея разведки в Вашингтоне, консультант ЦРУ, Министерства обороны и Музея криптографии Агентства национальной безопасности США по вопросам истории технических средств разведки, активный участник многих советов, в той или иной степени связанных с историей разведки.

Наконец, Кит Мелтон - автор четырех увлекательных богато иллюстрированных книг по истории технических средств разведки, высоко оцененных специалистами разных стран:
1. Специальное оружие и оборудование ЦРУ
2. Специальное оружие и оборудование OSS* - технические средства шпионажа второй мировой войны
3. Тайная война - оружие и оборудование SOE** и OSS
4. "Последняя" книга о шпионаже (Ultimate Spy Book) ***

Примечание:
* OSS - Управление Стратегических служб, предшественник Центрального разведывательного управления.
** SOE - Британское управление специальных операций.
*** Термин "Ultimate" - можно перевести, как последний. Однако более точно идею автора отражал бы более пространный перевод: окончательный или исчерпывающий на момент рассмотрения.

Обложка второго издания книгиВ предисловии к последней книге бывший директор ЦРУ Уильям Колби особо отметил ее ценность и назвал Кита Мэлтона одним из самых выдающихся коллекционеров технических средств разведки. Он также выразил глубокую признательность автору за то, как тот достойно и всеобъемлюще представил широкой публике профессию разведчика.

Другой бывший шеф ЦРУ - Ричард Хелмс в свое время писал в предисловии к третьей книге К. Мэлтона:
С появлением новых технологий старые устройства выходят из употребления и, зачастую, предаются забвению. Мы находимся в долгу перед Китом Мэлтоном, по существу частным лицом, за время, потраченное им на поиск и приобретение этих произведений инженерного искусства, которые в настоящий момент оказались собранными в его замечательной частной коллекции.

Благодаря усилиям г-на Мэлтона эти, как правило, удивительные и, зачастую, уникальные приборы и приспособления, когда-то строго засекреченные, теперь широко представлены на страницах его книг с подробными описаниями и иллюстрациями. Предлагаемое издание (имеется в виду 3-я книга) - результат упорной 17- летней работы Кита Мэлтона по спасению от исчезновения или забвения хитроумных технических устройств, которым вверяло свою судьбу столько сотрудников разведки. За это он заслуживает большой признательности людей и, в особенности, тех, кто когда-либо работал с этими приборами.

Такого же мнения и многие наши специалисты, ветераны российской (читай: советской) внешней разведки: Кит Мэлтон с присущим ему упорством делает очень важное дело - спасает от забвения и разрушения материальные свидетельства такой противоречивой и такой интересной области человеческой деятельности, какой является разведка. Ведь многие экспонаты его замечательного музея аккумулировали талант выдающихся ученых и инженеров своего времени. Зачастую оригинальность идей и мастерство исполнения могут поспорить с хитроумными "игрушками" легендарного Мистера Q - специалиста по "оперативной технике", экипировавшего самого Джеймса Бонда!

Во время одного из своих визитов в Москву господин Мэлтон откликнулся на нашу просьбу и любезно разрешил ознакомить наших читателей с уникальным собранием "техники для спецслужб" на основе материалов упомянутых выше книг и его увлекательных рассказов об экспонатах этого удивительного музея.

Кит Мэлтон. "Последняя" книга о шпионаже (Ultimate Spy Book)
Правителям и военачальникам всех времен требовалась информация о сильных и слабых сторонах их врагов, о намерениях их противников или соперников. По этой причине разведка (или шпионаж, если хотите) имеют столь же долгую историю, что и сама цивилизация. Еще пять веков до нашей эры древний китайский стратег Сан Цу писал в своей классической книге "Искусство войны" о большом значении разведки и разведывательных сетей в стане противника. Даже в Библии содержится более сотни упоминаний о шпионах и случаях сбора разведывательной информации.

В XVI - XVII веках правители европейских монархий в борьбе за сохранение и упрочение своей власти буквально погрязли в интригах. Образовался институт иностранных посольств, от которых требовали не только исполнения официальных представительских функций, но и сочетания их со шпионажем и подрывной деятельностью. Созданные в то время разведывательные службы с большой эффективностью использовались такими выдающимися политиками, как кардинал Ришелье во Франции (1585 - 1642) и сэр Фрэнсис Волсингем в Англии (1537 - 1590).

Несмотря на постоянный технический прогресс, "технология" шпионажа по сути своей мало изменилась со времени эпохи Возрождения: для достижения успеха агент должен, прежде всего, получить доступ к секретной информации, затем похитить или скопировать ее. После этого надо незамеченным выбраться "на волю", установить контакт со своим "куратором" и передать ему добытые материалы.

Политические, мировоззренческие и культурные изменения, происходившие в то время в Европе, стимулировали развитие "технологии" сбора разведывательной информации. Интересно, что основные принципы так называемых "многоалфавитных" шифров, сложившиеся в течение XV века, продолжали использоваться даже в начале XX столетия. С тех пор технические средства и методы шпионажа достигли такого совершенства, о котором старые разведчики не могли даже мечтать.

Были созданы разнообразные хитроумные аппараты и приспособления: от подслушивающих устройств и аппаратов для негласной фотосъемки, до связного и шифровального оборудования, контейнеров, тайников, отмычек и даже специального оружия. Весь этот арсенал может быть легко спрятан или замаскирован, обеспечивая тем самым безопасность разведчика. Более того, даже после нахождения в тайнике в течение нескольких лет он остается вполне работоспособным.

А поскольку во второй половине XX века кадровым сотрудникам разведки и их агентам приходится действовать в исключительно сложных условиях, для них порой специально разрабатываются уникальные изделия.

Со времени своего изобретения в середине XIX века фотография неизменно играла важную роль в процессе получения разведывательной информации. И ее значение постоянно возрастало. Шпионы применяли фотоаппараты для съемки людей и военных объектов, секретных документов и чертежей, всего того, что представляло интерес для разведки. При этом успеха можно достичь лишь в том случае, когда съемка производится скрыто, незаметно для окружающих. Для этих целей требовались малогабаритные фотокамеры, легко поддающиеся камуфлированию, и, тем не менее, обеспечивающие получение фотографий высокого качества.

В своей деятельности разведывательные службы применяли фотоаппараты трех основных типов, каждый из которых соответствовал решению определенной задачи:
o миниатюрные фотоаппараты
o аппараты для негласной фотосъемки, закамуфлированные в предметах обихода
o аппараты для съемки документов

Миниатюрные фотокамеры
Миниатюрные фотокамеры всегда широко использовались разведывательными службами. Достаточно малогабаритные, чтобы уместиться в ладони, миниатюрные фотокамеры могли быть приспособлены для решения самых разнообразных задач. Помимо общей фотографии* большинство из них могли применяться как в процессе скрытого наблюдения, так и для репродуцирования документов. Для облегчения камуфлирования в некоторых из них даже отсутствовал видоискатель, и нацеливание на объект производилось инстинктивно, благодаря мастерству оператора.

Примечание:
* под общей фотографией здесь понимается фотосъемка натурных объектов: людей и отдельных предметов, пейзажа, различных зданий и других сооружений, транспортных средств и т.п. - всего, что обычно фотографируют профессионалы и любители без применения специальной аппаратуры.

Самой знаменитой среди миниатюрных фотокамер и самой успешной по своему практическому применению, несомненно, является Minox. И, хотя первоначально он не предназначался для шпионажа, совершенство его конструкции, превосходная оптика, малые размеры сделали Minox исключительно подходящим для этих целей. Многочисленные принадлежности, выпущенные для него, позволяли использовать его как для копирования документов (репродукции), так и для объектовой съемки в сочетании с различными прикрытиями (камуфляжем).

Другим примером коммерчески производимых миниатюрных фотоаппаратов были: японский аппарат "Echo-8" в корпусе зажигалки и фотокамера выдающегося конструктора Р.Штайнека в виде ручных часов. Они активно использовались западными разведками в период "холодной войны".

Но еще во время второй мировой войны под давлением обстоятельств, а также для решения особых задач службы разведки многих стран разрабатывали специальные миниатюрные камеры собственной конструкции, например, во Франции и США были созданы фотоаппараты "в спичечном коробке".

Камуфлированные фотоаппараты
Зачастую агентам и разведчикам нужны фотокамеры, которые позволяли бы им снимать объекты их заинтересованности незаметно для окружающих. Подобные аппараты могут быть спрятаны в различных бытовых предметах, например ручных сумках. Они могут быть также размещены на теле шпиона, а объектив скрыт за имитацией пуговицы или заколки для галстука. В этом случае спуск затвора производится из кармана верхней одежды при помощи дистанционного управления.

Примерами таких камер, широко применявшихся спецслужбами, являются советский F21 и западногерманский Robot. Оба аппарата были разработаны на основе довоенной немецкой конструкции и использовали пружинный двигатель для привода механизма. Многочисленные прикрытия были созданы как самими спецслужбами, так и производителем аппарата Robot.

Фотоаппараты для съемки документов
Аппараты для репродуцирования документов могут быть выделены в отдельный класс. Некоторые из них изготавливались индивидуально по специальным заказам, другие производились фотографической промышленностью и комплектовались различными принадлежностями. При необходимости для съемки документов использовался и обычный фотоаппарат, но для достижения приемлемых результатов требовались соответствующие знания и навыки в области фотографии.

Большинство шпионов применяли для репродукции документов специальные наборы принадлежностей, размещенные в неприметных коробках или чемоданах. Обычно, эти аппараты были рассчитаны на использование людьми, не обладавшими серьезной фотографической подготовкой.

В свое время для съемки документов специалистами КГБ был создан такой маленький фотоаппарат, что его размеры оказались сравнимыми с кассетой для пленки от аппарата Minox. Понятно, что его легко можно было пронести незаметным на охраняемый объект. Позднее там же была создана оригинальная фотокамера, которой как кистью проводили по документу и таким образом производили его репродуцирование.

Камуфлированные фотоаппараты
Как правило, шпионы использовали камуфлированные, скрыто установленные в различных предметах, аппараты для негласного фотографирования. Такой аппарат можно было спрятать под одеждой разведчика или замаскировать под какой-либо бытовой предмет. Помимо аппаратов, имевших одно единственное прикрытие, были фотокамеры, которые допускали камуфлирование в самых различных бытовых предметах. Так для аппаратов Tessina, Robot и F 21 имелись целые наборы прикрытий.

Для негласной фотосъемки могут использоваться и обычные фотоаппараты, но в сочетании со специальными приспособлениями, маскирующими зрачок объектива. Примером такого прикрытия может быть номерной знак автомобиля, некоторые элементы которого выполнены полупрозрачными - закрыты специальной стеклянной пластинкой.

Модифицированная крышка объектива фотоаппарата "Лейка"
Слово "Лейка" (Leica) на обычной крышке объектива было прорезано. Это позволяло фотографировать объекты, не снимая ее с объектива, и у окружающих создавалось впечатление, что аппаратом не пользуются.


Фотоаппарат "Лейка" и крышка объектива с прорезью для скрытого фотографирования

Фотоаппарат Tessina* в сигаретной пачке
Популярная у спецслужб всего мира швейцарская фотокамера Tessina, пожалуй, самая миниатюрная 35 мм фотокамера с мотором перемотки пленки. Она умещается в стандартной сигаретной пачке. Для прикрытия обычно используют сигареты, наиболее распространенные в данной стране и в районе предполагаемого фотографирования. Специальная металлическая рамка (своеобразное шасси) обеспечивает правильное положение объектива относительно сетки из микроскопических отверстий в боковой стенке пачки. Через нее и выполняется съемка. Спуск затвора производится нажимом в определенном месте на боковую стенку пачки, при этом может быть сделано до 10 снимков, после чего потребуется подзавод пружинного двигателя.

       
Фотоаппарат Tessina и камуфляж в виде пачки сигарет

Примечание:
* Фотоаппарат Tessina был сконструирован тем самым Рудольфом Штайнеком, который еще в конце 40-х годов создал фотокамеру в наручных часах. Подобно швейцарским часам, Tessina отличалась высокой точностью и надежностью, о чем хотя бы говорит 5-тилетняя гарантия производителя. По материалам тестов, проведенных авторитетным американским журналом Popular Photography, миниатюрная Tessina превзошла все ожидаемые результаты для аппаратов такого класса. Не удивительно, что в 1990 году фотокамера, сконструированная более 30 лет назад, продавалась по предварительному заказу за 500 долларов США при сроке поставки 9 месяцев!

Фотоаппарат Tessina, закамуфлированный в книге
Корпус аппарата Tessina достаточно мал, чтобы его можно было спрятать внутри книги средней толщины, вырезав для этого соответствующую нишу в страницах с текстом. Съемка производилась через отверстие, сделанное в обрезе книги. Спуск затвора осуществлялся нажимом на боковую стенку переплета.

Из статьи Вадима Шелкова для журнала "Специальная техника"

TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов


Copyright © PHOTOHISTORY