Итак, конец 40-х - начало 50-х годов ознаменовались не только расцветом германских и американских фирм, выпускающих дальномерные камеры, но и появлением целого веера новых японских камер, производимых, в первую очередь, Кэноном и Никоном. Если Кэнон в качестве базовой модели выбрал II модель Лейки, то Никон пошел "контаксовским" путем. "Молодые" японские компании сразу же повели себя достаточно агрессивно, и начали довольно быстро выпускать одну модель за другой. Любопытным также является и то, что продуктовая политика этих компаний, так хорошо известная нам сегодня, начала складывается в ранние послевоенные годы. По количеству вариантов выпускаемых камер Кэнон оказался более чем плодовит - до того момента, когда в 1959 году фирмой была представлена первая зеркалка, Кэнон выпустил более 30 вариантов дальномерных камер, причем отличия одной модели от другой зачастую были минимальны. В то же время Никон производил по одной новой модели раз в несколько лет и каждая следующая камера заметно отличалась от предыдущей модели.
Справедливости ради надо сказать, что Canon начал выпуск дальномерных камер еще в 1934 году. Первой моделью был Kwanon, почти точная копия II модели Лейки, в несколько видоизмененном корпусе. В конце 1935 - начале 1936 годов выходит следующая модель Hansa Canon (к этому моменту Япония и Германия заключили союз и Лейтц с Цейссом запатентовали свои разработки в Японии, в результате чего сделать "копию Лейки" уже было невозможно. В модели "Canon Hansa" в "резьбу, похожую на LTM" намертво вкручен переходник на "байонет, похожий на Contax" - именно "похожий на" - совместимости по размерам нет. Счетчик кадров остался спереди камеры, а взвод все-таки перенесли наверх. При производстве этих камер был использован задел корпусов и частей, сделанный для Кванонов - Сергей Ильин), снабженная оптикой от Никона. В 1939 году была выпущена модель, которая называлась S (в связи с патентными проблемами до войны Canon придумал "соединение S" - это хитрый, формально съемный переходник, позволяющий на камеру с резьбовым почти-леечным присоединением поставить почти-контаксовский объектив - Сергей Ильин) и также была снабжена Никоновской оптикой (до 1946-го года собственного производства фотообъективов Кэнон не имел и все камеры комплектовались объективами "Никон"). В том же 1939 году были представлены еще три модели, две из которых (J и JS) были шкальными, хоть и в прежнем корпусе; а модель NS была вариантом модели S без замедлителя, так как модель S была слишком дорогой для японского рынка (из-за повышения налогов перед войной), но без дополнительной головки длинных выдержек на передней панели. Сразу после войны, в 1946 году вышла модель Canon SI, затем серия SII, уже снабженные собственной оптикой (на модели IIB впервые крепление объектива было на резьбе М39х1; предыдущие камеры с леечной резьбой были геометрически несовместимы). В 1952 году появилась модель Canon II, однако заметные изменения в конструкции камер стали происходить, начиная с III и IV серий. По-настоящему интересными дальномерными моделями у Кэнона были: IIIA (1951) с объективом Serenar 1,8/50, объединенным визир-дальномером, дополнительной головкой медленных выдержек; VT (1956, а особенно - VT Deluxe) - зарядка пленки через открывающуюся заднюю крышку, автоспуск, штатный объектив 1,2/50 (в одной из комплектаций), выдержки от 1 сек. до 1/1000 + Т, Х, В, эффективная база дальномера 31мм., обновленный дизайн, курковый взвод; Р (1959) - шторно-щелевой затвор с металлическими шторками и выдержками от 1 сек. до 1/1000, комплектовавшийся одним из двух штатников - 50mm f/1.4 или 50mm f/2.8, рамки в видоискателе под объективы 35, 50 и 100 мм, автопоправка параллакса, синхронизация со вспышкой на 1/55, встроенный селеновый экспонометр; Canon 7 (1961) - штатные объективы 50mm f/0.95 или 50mm f/1.4, рамки в видоискателе под оптику 35, 50, 85 и 135 мм, варианты резьбового и байонетного крепления оптики, невращающаяся головка выдержек, шторный затвор с металлическими шторками и стандартным набором выдержек, х-синхронизация на 1/60, эффективная база дальномера 47,2 мм, встроенный селеновый экспонометр, автоспуск. Сanon 7 и 7s были последними дальномерными, по-настоящему профессиональными, камерами, выпускавшимися фирмой. К середине 60-х годов основной упор в продукции компании был перенесен на зеркальные фотоаппараты. Canonet (1961) - первая у Кэнона камера с центральным затвором (1 - 1/500), автоэкспозицией с приоритетом выдержки, объективом 1,9/50, автоматической поправкой параллакса - камера, положившая начало своего рода буму на подобные фотоаппараты: за полтора года было продано свыше миллиона таких фотоаппаратов. Первая модель, выпущенная Никоном в 1948 году (до этого момента Никон - оптическая фирма, выпускавшая оптику для компаний, в том числе и для Canon) и называвшаяся Nikon 1, внешне представляла собой довольно узнаваемую копию "Contax II", но с затвором типа Лейки. Интересно, что эта модель имела размеры кадра 24 х 32 мм и снабжалась объективом Nikkor 50/3,5 в убирающейся оправе. Уже в следующей модели (Nikon M - 1950) размер кадра был увеличен до 24 х 34 мм, и, наконец, в модели Nikon S (1951), с заново спроектированным дальномером, размер кадра стал общепринятым - 24 х 36 мм. Камера комплектовалась объективом Nikkor 50/2, а уже в следующем году объективом Nikkor 50/1,4. К этой модели были выпущены два новых объектива - Nikkor 85mm/1.5 и Nikkor 250mm/4. В 1954 году Nikon выпускает модель S2 - курковый взвод, усовершенствованный дальномер, двойная головка выдержек, затвор со скоростями 1 - 1/1000 сек., рулетка обратной перемотки, уменьшенный вес и многое другое. Номинальная (не эффективная) база дальномера, по сравнению с прототипом (Contax II), была несколько уменьшена за счет приближения дальнего окна дальномера ближе к объективу. Это позволило избавиться от вечной проблемы Contax'ов, когда третий палец правой руки постоянно загораживал это самое окошко. Однако, за счет увеличения кратности окуляра (Contax I и II модели имел кратность окуляра равную 0,585Х, в то время, как у дальномерных Никонов кратность, т.е. увеличение окуляра, составляла 1,0Х), эффективная база дальномера осталась прежней. Всего было выпущено более 56 тысяч этих камер. Немаловажным фактом является то, что с самого начала первые Кэноны и Никоны изготавливались очень качественно, и многие из них успешно эксплуатируются сегодня. В 1957 году, была выпущена следующая модель Nikon SP - пожалуй, лучшая и самая совершенная во всей линейке дальномерных камер от Никона. В этой камере был осуществлен переход к титановому затвору (хотя первые партии выпускалась еще с прежним затвором). В видоискателях (их было два) появились рамки для объективов от 28 до 135 мм (подсветка рамок питалась от батарейки типа АА). Затвор с выдержками от 1 - 1/1000 сек., автоспуск, одинарная, а не двойная, непроворачивающаяся головка выдержек. Важным новведением стал моторный привод, позволявший вести съемку со скоростью до 3 кадров в секунду. К этому моменту линейка камер серии S снабжалась набором оптики с фокусным расстоянием от 21мм до 1000мм, включая макрообъектив Micro Nikkor-S 50/3,5. В следующем году была выпущена камера Nikon S3, несколько упрощенная версия камеры SP. Видоискатель имел рамки-ограничители кадра для объективов 35 мм, 50 мм и 105 мм. В 1959 и 1960 годах выходят еще две камеры: S4, несколько упрощенный вариант S3, и затем полуформатная (18х24мм) S3M. В том же году фирма Hикон выпустила первый зеркальный телеобъектив для своей линейки дальномерных камер - Reflex Nikkor 1000/6,3. Есть информация, что существовал еще прототип дальномерной камеры с TTL-замером, имевшей индекс SPX. Он был изготовлен в 1959 году, имел зуммированый видоискатель 35-105 мм, новый байонет(?) и TTL-замер. Но этой камере не суждено было стать серийной - начиналась эра зеркальных фотокамер.
Лейка В 1958 году Лейка выпускает модель М2, по сути мало отличающуюся от модели М3 и выпукавшаяся ограниченным тиражом. В 1959-64 годах выпускалась любопытная модель М1, по сути не являющаяся дальномерной и специально предназначенная для использования с зеркальной приставкой VISOFLEX. Следующая модель М4 увидела свет в 1967 году. Тот же затвор, рамки в видоискателе под объективы 35, 50, 90 и 135 мм, некоторые внешние изменения. Следующие модели появляются уже только в начале 70-годов: М4-2 (Канада) в 1978, М4-Р (Канада) в 1981 и М5 в 1971 году. После представления модели М4-2 на выставке FOTOKINA-76, Лейц решил прекратить производство М-камер, включая TTL - модель M5, из-за высокой себестоимости комплектующих, производимых в Германии, но под давлением рынка был вынужден продолжить производство в Канаде. Фотокамера М4 - 2 технически мало чем отличалась от М4, и имела дополнительные рамки (28 и 75 мм). При этом, обе камеры имели возможность подключения мотора. В камере М5 впервые появился TTL-замер, что привело к увеличению габаритов камеры и некоторым эксплуатационным неудобствам. Весьма любопытной была совместная с Минольтой разработка, получившая название CL - небольшая квадратная камера с TTL-замером и традиционным Лейковским байонетом. Камера имела уменьшенную эффективную базу дальномера, и специально для нее были выпущены объективы 49 и 90 мм. С 1984 года (с разными модификациями и юбилейными вариантами) выпускается модель М6, воплотившая в себе лучшие черты моделей М3 и М4-Р с TTL-замером. Итак, сектор дальномерной фототехники в послевоенный период прошел несколько этапов развития: от медленного возрождения в конце 40-х годов, когда спрос постепенно начал превышать предложение, до подъема в начале 50-х. И если в 50-х годах конкуренция на рынке дальномерных камер усилилась, что благотворно сказалось на ассортименте выпускаемых камер, оптики и прогрессе фототехники, то рубеж 60-х годов оказался роковым для дальномерной фототехники: более востребованными оказались зеркальные камеры. В 1959 году Никон выпускает первый зеркальный фотоаппарат Nikon F, который, благодаря неожиданному успеху, стал своего рода "могильщиком" всей дальномерной серии фирмы. В том же году Кэнон выпускает свою первую зеркалку Canonflex и также постепенно сворачивает выпуск дальномерных камер. Еще раньше, в 1952 году, появляется первый зеркальный фотоаппарат от Asahi - Asahiflex I. А к концу 60-х годов наступает стагнация дальномерного сектора мирового фотоаппаратостроения - из него постепенно уходят все производители, за исключением Лейки и камер, производившихся в СССР (вот весьма любопытная заметка из №4 "Советского фото" за 1977 год: "В связи с тем, что у нас в стране, как и во всем мире, не наблюдается теннденции развития дальномерных малоформатных фотоаппаратов, для них будут выпускаться только три сменных объектива "Юпитер-12 2,8/35 мм, "Юпитер-9" 2/85 мм, "Юпитер-11" 4/135 мм без какой-либо модернизации"). Отсутствие конкуренции на рынке привело к тому, что технический прогресс в конструировании дальномерных камер явно замедлился. Давайте посмотрим: с момента выпуска Лейки М3 (1954) до выпуска камеры М6 (1984), прошло 30 лет! На что же были потрачены эти годы, если новая модель была снабжена тем же затвором (матерчатые шторки, выдержки от 1 сек до 1/1000 - конструкция, разработанная почти полвека назад!) и уменьшенной эффективной базой дальномера. Из новшеств появилась лишь автоматическая поправка параллакса в видоискателе, дополнительные рамки и TTL-замер. Так продолжалось до середины 90-х годов, когда сложилась любопытная ситуация: на рынке 35мм дальномерной фотоаппаратуры прошлое встретилось с будущим. Согласитесь, что как бы ни была хороша Лейка М6, но матерчатый затвор, сконструированный в начале века, современным назвать трудно. Согласитесь также, что цена в несколько тысяч долларов за камеру с очень скромными техническими характеристиками и одним-двумя объективами, вряд ли может считаться приемлемой, даже памятуя о высоком качестве камер Лейка. Теперь на смену архаичной конструкции пришли современные автофокусные камеры со скоростями затвора до 1/4000 - 1/6000, моторной протяжкой пленки, возможностями использования специальных съемочных режимов, в том числе для вспышек. Объявлено и о выпуске автофокусного зума для дальномерной камеры серии Сontax G.
|