По материалам музея Keith Melton Spy Museum, Boca Raton, Florida, USA
В середине 70-х годов советские специальные службы, такие как КГБ, ГРУ и МВД, получили новый фотоаппарат для конспиративный (негласной) фотосъемки. Это изделие не было полностью новой разработкой и являлось модернизацией фотоаппарата "ЦИНИЯ", модели уже известной и популярной среди оперативно-технических сотрудников. Новая камера "ЗОЛА" стала первым специальным полноформатным (35-мм) фотоаппаратом с электронным управлением затвора. Это было огромным шагом вперед в сфере использования специальной фототехники, поскольку сотрудники, производя конспиративную фотосъемку в ходе мероприятия, часто не успевали менять значение диафрагмы объектива или выдержки затвора в условиях резко изменяющейся освещенности, когда объект фотосъемки заходил, например, в метро, или с солнечной стороны улицы переходил на затемненную её сторону. Новый аппарат "ЗОЛА" позволял не беспокоиться о выдержке, которая могла автоматически меняться электронной схемой с фоторезистором в качестве датчика освещенности.
"ЗОЛА" была сконструирована для использования в двух вариантах размещения объектива - прямым и угловым. В соответствии с этим в комплект аппарата "ЗОЛА" входили два одинаковых объектива ИК-75ЛМ с элементами прямого и углового крепления, которые по специальным "салазкам" вдвигались в центр верхней части корпуса и фиксировались винтами. Прямой объектив "ЗОЛЫ" оснащался внешним зубчатым кольцом для более точной установки расстояния до объекта съемки. При установке в камуфляж зубцы объектива необходимо было совмещать с приемной частью механизма регулировки. Кроме электроники, "ЗОЛА" была также оснащена модернизированным пружинным механизмом транспортировки пленки и взвода затвора. Это позволяло, как и в аппарате "ЦИНИЯ", фотографировать через камуфляж с помощью только одной спусковой кнопки затвора. Механизмы дистанционного нажатия делались разными, например, при размещении "ЗОЛЫ" в мягкой кожаной папке для бумаг, или в портфеле с жесткими стенками типа "атташе-кейс", весьма популярном в СССР в 60-е и 70-е годы. Полностью взведенная пружина могла обеспечить автоматическую съемку до 17 кадров. Однако с течением времени пружина "ЗОЛЫ" слабела и уже не могла "прокрутить" указанные в паспорте кадры. Опытные офицеры-техники, зная слабости пружинных фотоаппаратов, рекомендовали оперативному составу не заводить до конца пружину перемотки пленки, что еще более уменьшало количество фотоснимков между двумя взводами. Реально "ЗОЛА" могла уверенно отработать до 15 кадров, что вполне устраивало оперативников, поскольку другой спецаппарат, "АЯКС-12", "заводился" на такое же количество снимков.
Также как и в аппарате "ЦИНИЯ", основой фотоаппарата "ЗОЛА" послужила известная советская дальномерная камера "Зоркий-6", которая давала возможность пользователям получать высококачественные фотоснимки.
Спецификация
Глубина резкости объектива задавалась фактическим отверстием камуфляжа. Некоторые модели камуфляжей имели небольшой диапазон ручной предварительной установки, для чего было необходимо найти укромное место, открыть портфель и передвинуть рычаг механизма установки диафрагмы. Камуфляж "ПАПКА" позволял это делать более удобно и быстро.
Некоторые модели камуфляжей имели электромагнитный привод нажатия кнопки спуска затвора, что требовало размещения внутри камуфляжа дополнительного отсека для батарей повышенной энергоемкости. В случае длительного хранения фотоаппарата и камуфляжа необходимо было вытаскивать аккумуляторы и батареи, из которых мог постепенно вытекать электролит, разрушая своей кислотой металлические части фотоаппарата и камуфляжа.
Новый спецаппарат "ЗОЛА" был по достоинству оценен оперативно-техническими сотрудниками, поскольку давал возможность работать в широком диапазоне освещенностей от 100 до 40.000 люкс без предварительной установки выдержки. Однако со временем пользователи "ЗОЛЫ" пришли к выводу о том, что при малых освещенностях фотоаппарат мог делать ошибки, что приводило к некачественным фотоснимкам.
Длительная практика оперативного использования фотоаппарата "ЗОЛА" показала такие недостатки в его конструкции, как: Несмотря на перечисленные недостатки, в целом фотоаппарат "ЗОЛА" был большим шагом вперед, позволившим оперативным сотрудникам спецслужб более удобно и надежно использовать новую фототехнику для получения качественных снимков. При необходимости получения фотографий для опознания личности человека, "ЗОЛА" была более предпочтительна, чем "Аякс-12", поскольку давала более качественные негативы. Камуфляж "Атташе-кейс"
|