Spanish "Объектив фотоаппарата - зрачок культурного человека в социалистическом обществе" - А. Родченко
Одной из главных причин зарождения и становления советской фотоиндустрии несомненно являлось то, что после Октябрьской революции фотография в нашей стране стала мощнейшим средством коммунистической пропаганды советского образа жизни и воспитания. По-видимому, "…важнейшим для нас…" было не только кино, но и фотография: "Показывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями" (В.И. Ленин, 1922). Вот, что писал журнал "Советское фото" в передовой статье в номере за 1927 год: "Фотолюбитель дореволюционного периода в своей массе был представителем привилегированных и зажиточных классов. …Октябрьская революция и в этой области твёрдо и ясно поставила новые задачи… Фотография должна быть приближена к широким массам и найти здесь применение и задачи, более широкие и соответствующие вопросам современности." "Решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам вооружили советскую фотографию идейно и политически, направили работу советских фотографов: фотокорреспондентов, очеркистов и портретистов - на путь активного участия советской фотографии в строительстве коммунистического общества, на отображение жизни и труда советских людей" [26]. Неудивительно поэтому, что определяющим течением советской фотографии стала фотожурналистика, публицистическая и репортажная фотография. "Именно в фотожурналистике время и его идеалы обрели средства выражения особой силы и действенности, которое можно было использовать в
пропагандистских целях и которое было доступно самым широким массам"- Даниэла Мразкова, из статьи "Восьмое чудо света" 1977, (курсив мой - А.Г.). "В годы гражданской войны советские изобразительные искусства, кинематография и фотография были направлены на служение делу победы. В эти годы было положено начало советскому публицистическому фоторепортажу, ставшему главным, ведущим видом советской художественной фотографии" [12]. Вполне программным выглядит на этом фоне название передовой статьи в №2 журнала "Советское фото" за 1962 год: "Строитель коммунизма - ведущая тема советского фотоискусства".
Несмотря на нелегкий первоначальный период создания фотопромышленности в советской России, надо признать, что в некоторых фотографических разработках мы шли не только в ногу со временем, но и действительно перегоняли западные страны. К сожалению, как это нередко бывает в России, многие прогрессивные конструкторские идеи не находили дальнейшего развития или опытные модели не были поставлены на поток. Например, признается, что отечественный фотоаппарат "Спорт", выпущенный в 1936 году, был первой в мире однообъективной 35мм зеркалкой, хотя на это первенство также претендует германская Kine-Exakta 1936 года выпуска. Спустя полвека после появления камеры "Спорт" американский журнал Modern Photography писал, что "русские победили ведущие промышленные страны мира в изобретении наиболее важного типа фотоаппаратов ХХ века". От себя добавим, что "Спорт" был не просто первой зеркальной 35мм камерой в мире, но и первой кинопленочной зеркалкой с вертикальным (цельно)металлическим шторным затвором.
Тем, кто забыл, напомним, что в 1917 году произошла Октябрьская революция. Для нашей темы знаменательным был 1918 год, и не тем, в первую очередь, что велено было всем фотографам зарегистрировать негативы и снимки революции (11 окт.1918 г. - "Все профессиональные фотографы, имеющие негативы или копии снимков, изображающие революционные события начиная с 27 февраля 1917, обязаны зарегистрировать их самое позднее до 25 октября в областном кинематографическом комитете (Сергиевская ул. 20). Неповиновение этому приказу карается штрафом в размере до 5000 рублей."), а тем, что в этом же году в Москве и Петрограде (1 марта и 4 апреля соответственно) были учреждены фотокинокомитеты. 15 декабря 1918 года под председательством Д.С. Рождественского состоялось первое организационное заседание ученого совета Государственного оптического института (ГОИ), руководителем которого он и стал стал, а ещё в сентябре 1918 года в Петрограде было открыто первое высшее учебное заведение в Европе, в котором преподавали фотографию (10 сентября нарком просвещения А.В. Луначарский подписал Декрет СНК РСФСР "Об учреждении Высшего института фотографии и фототехники"). В первый же год существования Высшего института фотографии и фотографической техники в него было принято свыше 500 студентов (регулярные занятия в институте начались с ноября 1918 года), а в 1920 году начал выходить журнал "Известия высшего института фотографии и фототехники". В первый год существования института занятия велись на двух факультетах - научно-фотографическом (135 студентов) и художественно-фотографическом (372 студента). В январе 1920 года открылся третий факультет - полиграфический, а в 1921 году - четвертый, оптический.
Весной 1919 года народный комиссар просвещения А.В. Луначарский и заведующий Петроградским отделом науки М.П. Кристи подписали нижеследующее постановление об учреждении ГОИ: 1919-1921 годы ознаменованы появлением первых советских фотожурналов, а в ноябре 1921 года возобновило свою работу Русское фотографическое общество (РФО). 25 января 1919 года "Известия ВЦИК" опубликовали распоряжение Наркомпроса о льготах профессиональным фотографам. Их съемочные павильоны и лаборатории приравнивались к студиям живописцев и не подлежали заселению. Владельцы фотостудий освобождались от обязательной тогда для всех трудовой повинности. В том же 1919 году в Москве открылась фотография ВЦИК, принимавшая частные и общественные заказы. Заведовал ею сначала М.С. Наппельбаум, а затем П.А. Оцуп. В 1920 году просветительный отдел Политуправления Реввоенсовета организовал музей-выставку, пропагандировавшую фотографические знания среди красноармейцев. Орган Политуправления - журнал "Политработник" (1920, №2) опубликовал статью, призывавшую обратить серьезное внимание на обучение красноармейцев фотографии. 19 апреля 1921 года в Киеве учрежден фотографический институт (впоследствии - киноинститут). К 1922 году относится первый регламентный документ "О порядке производства фотокиносъёмок событий внутренней жизни РСФСР". В 20-е годы стали создаваться первые объединения фотолюбителей. Считается, что одной из причин их появления стал дефицит фотоаппаратуры и фотоматериалов, и любители объединялись, чтобы коллективно использовать фотокамеры, принадлежавшие одному или двум членам кружка. В январе 1924 (по другим сведениям в январе 1925) года образован Трест оптико-механической промышленности (ТОМП), в который вошёл Государственный оптический завод (ГОЗ) с присоединёнными к нему заводом "Метприбор" и мастерской "Русская Урания". В феврале 1924 года инженер П. Поляков представил изобретенную им фотокамеру "ФотоГОЗ", предназначенную для съемки на кинопленку с размером кадра 18 х 24 мм. А в сентябре 1924 года в Ленинграде открылась первая фотовыставка, организованная Ленинградским фотографическим обществом. В середине 20-х годов (по разным источникам в 1925 либо в 1927) организованы курсы МГСПС (Московского губернского Совета профессиональных союзов) для руководителей фотокружков, где преподавал М.С. Наппельбаум. Вообще середина и конец 20-х годов отмечены оживлением фотографической жизни в стране: стали появляться фотокружки, объединения профессиональных фотографов, например объединение московских фоторепортёров ("Ассоциация фоторепортёров"). Начали действовать фабрики фотопластинок и фотобумаг (фабрика №3 Фотохимтреста - 1927 год, фабрика №4 в Ленинграде - 1929 год), а в 1930-31гг., начала выпускаться первая советская киноплёнка. Следствием активизации фотографической жизни в стране стал усиливающийся дефицит фотоаппаратуры, и в частности, дешёвой фототехники для народа. В 1926 (по другим данным в 1924 г.) году работами учёных ГОИ с участием ленинградских производственников (Д.С. Рождественского, В.А. Фока, В.Е. Тищенко, И.К. Качалова, Н.В. Гребенщикова) была разработана технология варки оптического стекла, что позволило уже в 1927 году отказаться от его импортных закупок.
1927 год отмечен несколькими эпохальными событиями. Во-первых, приказом ВСНХ РСФСР о подготовке
к производству советской фотоаппаратуры в Тресте оптико-механической промышленности (ТОМП). Во-вторых, в июне была организована фотохимическая и фотографическая лаборатория в Физико-химическом институте имени Карпова. В августе вышло постановление ЦК ВКП(б) о связи фотолюбительства с рабселькоровским движением. Ещё раньше в том же 1927 году в Москве открылась выставка "Советская фотография за 10 лет". Программа выставки включала в себя: В №5 "Советского фото" за 1927 год появилось сообщение о том, что созданный в апреле 1926 года Фотокинохимтрест "заканчивает оборудование первой в СССР фабрики фотобумаги". В том же 1927 году конструктор П. Бостельман сделал заявку на малоформатный фотоаппарат для катушечной пленки с размером кадра 24 х 36 мм.
29 декабря 1929 года решением Совета Труда и Обороны СССР к ТОМП были присоединены Изюмский и Ленинградский заводы оптического стекла, Павшинский завод точной механики (ныне г. Красногорск МО). Это новое объединение получило название "Всесоюзный Трест Оптико-Механических предприятий" (ВТОМП), а в 1930 ВТОМП стало называться ВООПМ - "Всесоюзное Объединение Оптико-Механической промышленности". Заводу же ГОЗ "по просьбам трудящихся" было присвоено новое название - "Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ) имени ОГПУ" (сейчас, как известно, это ЛОМО). Естественно, что такая концентрация финансовых, сырьевых и людских ресурсов помогла в достаточно короткие исторические сроки наладить массовый выпуск недорогих фотоаппаратов. Здесь важно понимать, что хотя развитие советского фотоаппаратостроения и являлось важной политической целью, гораздо важнее и актуальнее было развитие оптико-механической промышленности для целей вооружения армии: прицелами, дальномерами, наблюдательными приборами, перископами-разведчиками, аэрофотокамерами и пр. Именно это, надо полагать, было главной целью концентрации науки и производства под руководством одной организации. Созданные параллельно с ВООМПом для разработки новых военных приборов и выпуска технической документации Конструкторско-исследовательское бюро (КИБ), Бюро оптических приборов (БОП) и Сектор технологических разработок, занимались, в том числе, и выпуском нормалей отрасли, намного опередивших создание ГОСТов. Эти работы, в частности, и определили быстрое развитие отрасли: к 1932 году объем производства на предприятиях ВООМПа по сравнению с 1928 годом вырос более чем в 10 раз. В этом же 1929 году основан НИКФИ (научно-исследовательский кино-фотоинститут), основными задачами которого были разработка и внедрение в промышленность новых, усовершенствованных сортов плёнок для кино и фотографии. Несмотря на то, что основным идейным рупором государства в области фотографии оставался журнал "Советское фото" (основан в апреле 1926), до начала 30-х годов в СССР выпускались и другие периодические издания о фотографии. В частности, журнал "Фотограф" - орган Всероссийского общества фотографов (ВОФ было создано в 1915 году), - издавался с марта 1926 по декабрь 1929 года, а журнал "Пролетарское фото", включая приложения, (такие, например, как "Спутник фотокора" на 1932 год), издавался ещё в начале 30-х годов. Весьма любопытны и важны для нашей темы заголовки статей, публиковавшихся в журнале "Советское фото" в 1929 году: "Даёшь дешёвый советский фотоаппарат", "Фото в СССР - одно из орудий классовой борьбы и социалистического строительства", "Фотолюбитель! Вступай на борьбу с религиозным дурманом", "Против коварной дряни товарной" (о браке фотопромышленности). К этому времени с фотографией в стране сложилась несколько парадоксальная ситуация: книг, журналов и брошюр по теории и технике фотографии издавалось все больше, фотографическая жизнь в стране бурлила (например, тот же журнал "Советское фото" постоянно проводил всевозможные конкурсы типа: антиалкогольный, автодорожный, антирелигиозный и пр.), количество фотокружков в стране росло постоянно, а фотокамер отечественного производства в продаже не было (заголовки статей из "Советского фото": фото-любители без фото-аппарата; фото-аппарат - недосягаемое сокровище; с фото-принадлежностями но без фото-аппарата). Примерно к тем же годам относятся следующие слова А.В. Луначарского: "...Но как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой. И это со временем будет. В СССР будет как всеобщая грамотность вообще, так и фотографическая грамотность в частности. И это будет гораздо скорее, чем думают скептики." Поистине пророческие слова. В том же 1929 году инженер А. Мин сконструировал зеркальный фотоаппарат для съемки на кинопленку, а инженеры А. Ворожбит и П. Лукьянов создали первый затвор "ГОМЗ". В 1929 - 1930 гг. советские оптики А. Тудоровский, Г. Слюсарев и др. рассчитали для серийного производства объективы "Сириус", "Колейнор", широкоугольный объектив "Орион"; Д. Максутов создал менисковые системы (широко известные сегодня зеркально-линзовые схемы были предложены Максутовым в 1932 году), а Д. Волосов создал теорию оптических систем с переменным фокусным расстоянием.
Согласно официальной версии, первый советский крупносерийный фотоаппарат, был выпущен в 1930
году и назывался "Фотокор-1". Однако, эта информация требует комментариев. В статье "Фотоаппаратура советского периода " ("Субъектив" №3, 1996) Л.И. Балашевич пишет: "В ... 1929 году в Москве было проведено первое совещание фотоактива, на котором также прозвучало требование немедленно наладить выпуск
недорогого фотоаппарата. Через год журнал "Советское фото" провел на своих страницах "Всесоюзный митинг" на тему о том, каким должен быть советский фотоаппарат. Нетрудно догадаться,
что абсолютное большинство его участников, подобранных по классовому признаку, также высказались за выпуск дешевого массового складного фотоаппарата форматом 9х12 см ценой до 150 рублей. Лозунг "дешево и много" звучал уже тогда, когда отечественная фотопромышленность только зарождалась. Это был социальный заказ нищих, так как состоятельный и квалифицированный пользователь и ценитель был уничтожен или изгнан в ходе революции и после нее. Одновременно с камерой "АРФО-IV" выпускался её упрощённый вариант - "Комсомолец" с объективом "Триплет" 6,3/105.
Заметка в №11 журнала "Советское Фото" за 1930 год. Что же касается "Фотокора", то в другой статье Л.И. Балашевича ("Сделано в Ленинграде", "Субъектив" №4, 1996) читаем:
"Вопрос о создании и массовом производстве советского фотоаппарата был решен специальным распоряжением
ВСНХ СССР от 24 мая 1923 года, который поручил выполнение программы Тресту Оптико-механической Промышленности (ТОМП). Еще до выхода в свет этого постановления на заводе ГО3, как следует из опубликованных в журнале "Советское фото" данных, производились простейшие "ящики", продававшиеся по 12 рублей за штуку. Всего их было сделано до 1930 года около 40 тысяч штук. Был уже и опыт конструирования более сложных камер. Так, около 1925 года конструктор П.Ф. Поляков создал фотоаппарат "Фото-ГОЗ", который, хотя и годился в основном для репродуцирования, был примечателен во многих отношениях. Это была первая оригинальная камера, сконструированная в советский период и, кроме того, первая камера для съемки на кинопленку. По данным А. Ерохина (1927), она существовала только в виде опытного экземпляра и представляла собой миниатюрную вариацию на тему традиционного фотоаппарата с двойным растяжением меха и матовым стеклом, которое после наводки на резкость заменялось приставной кассетой с кинопленкой. Съемки велась на стандартный кинокадр с помощью объектива с фокусным расстоянием 60 мм и относительным отверстием 1:2. Инженер Ф.Л. Бурмистров также сконструировал малоформатную репродукционную камеру для съемки на кинопленку (Сыров А.А., 1954).
К 1933 году Всесоюзное объединение оптико-механической промышленности ("ВООМП") на всех своих заводах насчитывало 11000 рабочих, а два его завода стекловарения выпускали 200 тонн оптического стекла в год. В том же, 1933 году, под руководством М.М. Русинова для нужд аэрофотосъемки был разработан первый широкоугольный аэросъемочный объектив "Лиар-6" с фокусом в 100 мм и относительным отверстием 1:5,4. Он был рассчитан Ленинградским научно-исследовательским институтом аэросъемки. Объектив покрывал поле размером 18х18 см, что соответствовало углу поля зрения в 104°, при этом удовлетворительное качество снимка в отношении освещенности получалось по полю в 90°. Вслед за ним был рассчитан новый объектив 5,7/100, значительно исправленный в отношении дисторсии и освещенности по полю, благодаря чему он с успехом применялся для создания планов и карт в масштабах 1 : 50000 и 1 : 100000.
Тем временем наступает 1934 год, когда в январе увидели свет первые 10 фотоаппаратов "ФЭД"
(Феликс Эдмундович Дзержинский), выпущенные детской трудовой коммуной им Дзержинского в Харькове. Эти "ФЭД"ы являлись копией Leica II. В "Педагогической поэме" А.С. Макаренко есть страницы, рассказывающие о том, как выпускались первые фотокамеры "ФЭД". "В 1932 году было сказано в коммуне:
"Закипела работа и уже в октябре были сделаны первые опытные образцы фотоаппарата и доставлены в редакцию газеты "Известия". Справедливости ради надо сказать, что копирование ранних моделей Leica приобрело почти всемирный масштаб (здесь можно посмотреть большую интернациональную коллекцию лейковских копий), причем разные варианты копий выпускались как до, так и после II Мировой войны. Например, первая модель Canon (тогда еще Kwanon), а также ее варианты и более поздние модификации, американская модель Kardon фирмы Premeire Instruments (военный и гражданский варианты), а также многие другие, не говоря уже о китайских (см. фото). На фоне начавшегося в наши дни ренессанса дальномерной техники, появились модели с резьбовым (М39) креплением оптики Leica. Примером тому может служить японские модели "Bessa R" (Voigtlander, Cosina) и модель "Yasuhara T981" от фирмы Yasuhara. Эта камера имеет курковый взвод, TTL замер, синхронизацию на 1/125 и выдержки вплоть до 1/2000. Таким образом, необходимо признать, что история как советского, так и мирового фотоаппаратостроения развивалась, в немалой степени, и на базе этих камер. В СССР одних только ФЭД'ов с1937 по 1977 год было выпущено 18 моделей. Тогда же, в 30-е годы в незначительных объёмах выпускались аналоги стандартной модели "ФЭД": "Пионер" (первые образцы выпущены в 1933 году - копии модели Leica I, основная партия - в 1934-35 гг) - на опытном заводе ВООМП, и "ФАГ" - на московском заводе "Геодезия" (около 100 штук). В 1934 году ученые И. Гребенщиков и А. Лебедев разработали методику нанесения на поверхность линз пленки для просветления оптики. В 1935 году появился (опытные образцы), как уже говорилось выше, фотоаппарат "Спорт" конструкции А.О. Гельгара (первоначальное название "Гельветта"; название "Спорт" аппарат получил после нескольких усовершенствований завода "ГОМЗ"), ставший первой в мире однообъективной зеркалкой для съёмки на 35мм плёнку. Камера имела металлический корпус, затвор с цельнометаллическими шторками (1/25 - 1/500 и "В") и заряжалась нестандартными кассетами по 50 кадров. Серийный выпуск был налажен в 1936 году, а всего было выпущено около 20 тыс. штук. Поскольку вышеупомянутые камеры "ФЭД" и "Спорт" были достаточно дороги и недоступны массовому потребителю, был налажен выпуск более простых и дешёвых моделей. Из выпускавшихся в 30-е годы необходимо упомянуть такие камеры, как: "Лилипут", "Малютка", "Циклокамера", "Юра", "ФЭДетта", "Смена". В целом можно считать, что "первый" (или "подготовительный") этап развития советского фотоаппаратостроения закончился к началу 30-х годов, вслед за которым начался следующий - этап создания массовых и сравнительно недорогих камер, выпускавшихся сотнями тысяч штук. Тем не менее, несмотря на явную ориентированность фотопромышленности на выпуск массовой продукции, продолжались попытки выпуска высококлассных профессиональных камер. Так в сентябре 1937 года завод ГОМЗ в Ленинграде выпустил первые образцы профессиональной камеры "Репортёр" - аппарата высокого класса для работы на пластинах 6,5х9, форматной и роликовой плёнке (выпускался по 1939 год). Конструкцию, по-видимому, можно признать удачной, особенно учитывая, что выпускавшаяся впоследствии популярная среди репортеров японская камера Mamiya Press (1962) конструктивно была построена по принципу "Репортера". Хотя, с другой стороны, сам "Репортер" был построен по известному уже в те годы германскому образцу Plaubel Makina. А годом раньше, в 1936 году, в Ленинграде же начал выпускаться складной фотоаппарат "Турист" с пластинами 6х9 см. (выпускался до 1940 года). В 30-е годы выпускался также и ряд простых пластиночных, так называемых "ящичных" фотоаппаратов, имевших характерный "ящичный" вид корпуса: "Рекорд", "Пионер", "Ученик", "Юный фотокор". Здесь необходимо отметить ещё одну особенность советской фотографической промышленности. В 30-е годы, с началом индустриализации страны и постепенной милитаризации экономики, большая часть фототехники выпускалась на военных заводах в цехах ширпотреба. Выпуск гражданской продукции на военных заводах был обязателен, хотя и составлял небольшой процент от военной. Однако выпуск такой продукции по сути был лишней "головной болью" для руководства предприятий. По-видимому, это также мешало выпуску профессиональной фотоаппаратуры. Тем не менее, к 1940 году советский каталог оптического стекла включал 73 марки и не уступал каталогам зарубежных фирм, а каталог цветного стекла Изюмского ЗОСа имел 71 марку и во многом превосходил зарубежные аналоги [59, стр. 328]. В период войны выпуск фотоаппаратуры был почти прекращен. К моменту начала II Мировой войны заканчивается "второй" этап развития советского фотоаппаратостроения. Считается, что всего к началу войны было выпущено более двух десятков моделей и модификаций фотоаппаратов, среди которых наиболее массовыми были "Фотокор" (более 1 млн. штук) и "ФЭД" (160650 шт.). Годы войны для нашей темы интересны тем, что заводы оптического стекла (ЗОСы, большинство из которых находились в эвакуации), по сути являвшиеся оптико-механическими производствами, были вынуждены в условиях дефицита времени, ресурсов, средств и живой силы, таким образом переналадить производство, чтобы сделать его максимально технологичным, трудо- и энергосберегающим. Были внедрены в практику такие новшества, как литье под давлением, варка оптического стекла с размешиванием стекломассы пропеллерными мешалками, скоростное проектирование, организация поточных линий и расчленение операций. Все это очень пригодилось, когда после войны советская промышленность перестраивалась на мирные рельсы. После окончания войны начинается "третий" этап развития советского фотоаппаратостроения. Наступает эра малоформатных камер, хотя еще не одно десятилетие среднеформатная фотография даже среди любителей не будет сдавать своих позиций. По окончанию войны возобновляется выпуск фотоаппаратов, причём особенностью фотоаппаратостроения в первые послевоенные годы являлось воспроизведение лучших трофейных образцов с последующим их совершенствованием. Уже в 1946 году появились новые модели: "Москва" - складная камера формата 6х9 (точная копия камеры Цейсс Супер-Иконта, модель А), "Комсомолец" - двухобъективная зеркалка, явившаяся предшественником семейства "Любитель". Из довоенных моделей остался в производстве только "ФЭД" и пластиночные деревянные камеры типа "ФК", использовавшиеся в фотоателье Службы быта, - все остальные модели были заменены новыми, хотя их выпуск начался спустя 2-3 года после окончания войны. В 1948 году (к 1 мая) на Красногорском механическом заводе (КМЗ) были выпущены первые 50 аппаратов "Зоркий" (первоначально на верхних щитках аппаратов гравировалось название: "ФЭД" и "гробик" - логотип без стрелки, затем "ФЭД 1948 г. Зоркий"; а свое окончательное название камера получила в 1949 году - к этому моменту слово "Зоркий" в коллективе завода было уже почти нарицательным; в частности заводская газета носила название "Зоркое око"), представлявших собою вариант аппарата "ФЭД" довоенного выпуска, но со стандартизированным рабочим отрезком и усовершенствованным шторным затвором - был применен принцип т.наз. "жесткой" щели, что позволило значительно улучшить надежность работы затвора. В 1949 году КМЗ выпустил уже 31312 штук, а к 1980 году было выпущено 14 моделей камеры "Зоркий". Во многом, процессу увеличению выпуска 35 мм фотокамер в нашей стране весьма способствовало и то, что после войны из Германии в Киев (з-д "Арсенал") по репарации был полностью вывезен (вместе со специалистами, запчастями и комплектующими) завод, выпускавший камеры Contax. К концу 40-х годов выпуск камер под новым названием "Киев" был уже налажен (в 1947 году были выпущены две первые модели, повторявшие конструкцию "Contax-II" и "Contax-III") и продолжался в разных модификациях до 1985 года. Любопытно, что первые "Киевы" выпускались из немецких комплектующих, и поэтому их коллекционная стоимость сегодня довольна высока. К середине 50-х годов, т.е. всего за 7-8 лет от начала выпуска "Киевов", была собрана уже стотысячная модель, посвященная ХХ съезду КПСС. В том же, 1948 году на восстановленном харьковском заводе ФЭД начал выпускаться фотоаппарат "ФЭД", полностью соответствующий довоенной стандартной модели. После незначительных модернизаций в 1952 году (усовершенствование спусковой кнопки и переход на новый ряд выдержек) эта модель была заменена в 1955 году на "ФЭД-2". Там же, на Харьковском заводе после войны был налажен выпуск крупноформатных камер "ФК" (13х18 и 18х24), которые раньше производились ГОМЗ. (К 1986 выпуск этих камер, а также их модификаций - ФКД, ФКР - в Харькове был прекращен в связи с подготовкой выпуска "Ракурса" на БелОМО). Начиная с 1948 года постоянной статьей дохода для страны становится экспорт фотоаппаратов за границу. Впервые советские фотоаппараты стали экспортироваться за рубеж еще в предвоенные годы, но это были эпизодические поставки. В условиях острой конкуренции на зарубежных рынках фотоаппаратуры главными козырями нашей техники были низкие цены и хорошее техобслуживание. На руку нашим экспортерам играло и то, что за рубежом ни для кого не было секретом, что почти вся оптика в СССР делалась на военных заводах, а авторитет советской оборонной промышленности после войны был достаточно высок. В 1949 году появился "Любитель"- двухобъективная зеркалка любительского класса с трёхлинзовым объективом типа "Триплет", явившаяся развитием модели "Комсомолец". С 1952 года на том же Красногорском заводе начал выпускаться "Зенит" - однообъективная 35мм зеркалка, представлявшая собою "Зоркий", с приделанными к нему зеркалом и пентапризмой. В том же году Ленинградским заводом ("ЛОМО") был выпущен аппарат "Момент" - первая попытка внедрения в нашей стране одноступенного процесса типа "Полароид". В 1953 году свет увидел шкальный фотоаппарат "Смена" (ЛОМО), завоевавший впоследствии большую популярность в народе. С середины 50-х годов почти на все фотоаппараты стали устанавливаться синхроконтакты. В течение ряда последующих лет большинство из выпускавшихся моделей камер претерпели многочисленные модификации. Так, к началу 60-х годов, выпускалась уже пятая модель фотоаппарата "Москва", вторая модель "Любителя", вторая модель "ФЭД", вторая, четвёртая и пятая модели аппарата "Зоркий". Также выпускались "Киев 4а", третья и четвёртая модели камеры "Смена". В начале 50-х годов был осуществлен переход на новый ряд выдержек (1/25, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500...и т.д.) в соответствии с новым ГОСТом. Вот любопытная цитата из книжки А. Гусева "Спутник фотолюбителя", выпущенной в 1952 году тиражом в 200 000 экземпляров: "Ныне в Советском Союзе, в результате проведения индустриализации страны, создана передовая фотографическая промышленность. С каждым годом увеличивается массовый выпуск отличных и разнообразных фотоаппаратов с совершенными объективами и механизмами. Отечественная негативная пленка по основным фотографическим характеристикам не имеет равной в мире."
В №2 за 1958 год журнал "Советское фото" в статье Г. Гриневича "Советское фотоаппаратостроение" писал: "...Для создания более совершенной аппаратуры фотомеханике необходимо разрешить следующие проблемы: В том же 1958 году в Брюсселе проходила всемирная выставка, на которой, среди прочего, были представлены и образцы отечественной фотопродукции. Наиболее заметными среди них были 35мм дальномерная камера "Ленинград", со встроенным пружинным мотором (получила "Гран-При"), и совершенно новая камера "Комета", получившая очень хорошую прессу. Вот выдержка из №8 "Советского Фото" за 1959 год: "Американский ежемесячник "Попьюлер фотографи", подробно описав все наши экспонаты, признает, что в них "куча новшеств" и что "в фотографической области советские конструкторы проявили не меньше смелости и оригинальности, чем в области межконтинентальных баллистических ракет и спутников". В другой статье "Побьют ли нас русские по полностью автоматизированной камере?", сравнив "Комету" с лучшими зарубежными моделями, журнал приходит к заключению, что советская фотокамера "автоматизирована настолько, насколько это возможно в наши дни для 35-милиметрового оборудования", и "обставила западные камеры". Действительно, камера имела прекрасные технические характеристики, но, к сожалению, так и не была поставлена на поток. По имеющейся информации было собрано всего два опытных образца для представления их на Брюссельской выставке. На этой же выставке "Гран-При" были удостоены объективы: "Руссар" 5,6/20, "Мир-1" 2,8/37, "Таир-11" 2,8/135, "Таир-3" 4/300, "МТО-500" 8/500, "МТО-1000" 10/1000. Вот цитата из статьи "Фотография в СССР", опубликованной во французском журнале "Фотограф" в октябре 1958 года: "Начало производства фотоаппаратов в СССР было положено после окончания Гражданской войны. В настоящее время в стране производится ежегодно более миллиона фотоаппаратов различного назначения новейших типов, в том числе аппаратов высокого класса, как "Зенит", "Киев", "Ленинград", "Старт", "Зоркий" и др." ("Советское фото", №8, 1959 год). Любопытно, что после проведения Брюссельской всемирной выставки, объем экспорта наших фотоаппаратов за рубеж повысился. Вот полный текст статьи "Советские фотоаппараты в Англии", напечатанной в №8 журнала "Советское фото" за 1959 год. К началу 60-х годов появились и новые модели фотокамер, такие как "Эстафета" - шкальная камера форматом 6х6 см., "Салют" - однообъективная зеркалка форматом 6х6 типа "Хассельблад"; фотоаппарат "Юность" - дальномерная малоформатная камера с жестковстроенным объективом; довольно прогрессивный и высококлассный по тем временам "Старт", стереоаппарат "Спутник", панорамный аппарат "ФТ-2" и другие. Были подготовлены к выпуску объективы: "Спутник-4" 4,5/20 (для кадра 24х36); "Орхидея-1" 2/50 с автоматической установкой диафрагмы в зависимости от дистанции и ведущего числа импульсной лампы-вспышки - автоматическое устройство должно было работать в диапазоне от 1 до 11 м со световыми числами от 8 до 64; объектив "Аргон-1" для камер форматом 6х9 с параметрами 3,5/90; семейство сменных объективов для камеры "Нарцисс" - "Мир-5" (2/28), "Мир-6" (2,8/28), "Индустар-60" (2,8/35); объектив "Вега-2" 2,8/85 для 35 мм фотоаппаратов. "Хочется надеяться, - пишет И.Кравцова, председатель жюри конкурса, проводимого ВДНХ, в статье "Почетные награды" ("СФ" №2 за 1961 год) - что Совнархозы, в ведении которых находятся заводы фотопромышленности, примут необходимые меры по внедрению отмеченных наградами изделий в кратчайший срок". Увы, её и нашим надеждам не суждено было осуществиться. Можно считать, что к началу 60-х годов закончился "третий" этап развития советского фотоаппаратостроения, характеризующийся появлением новых заводов, выпускающих фотоаппаратуру, освоением новых моделей и расширением их ассортимента. Т.С. Остановский отмечает [62]: "До 1941 года в стране производилось 3-5 моделей аппаратов ("Фотокор", "ФЭД", "Турист" и некоторые другие); в 1959 г. их производилось уже 60 моделей (многие из них одноименные, но с различной степенью модернизации). В 1967 г. ассортимент аппаратов включал около 50 моделей, из них одноименных было более половины, но каждая модель, хотя одинакового названия ("Зоркий", "ФЭД", "Киев" и др.), представляла новую, современную фотокамеру; в 1970 г. количество выпускавшихся моделей сократилось до 30 в связи с типизацией, уменьшением выпуска однотипных моделей, а также сохранением наиболее совершенных конструкций фотоаппаратов. ...В настоящее время парк фотоаппаратов в стране составляет примерно 25 млн. шт., на каждые 100 семей приходится около 38 аппаратов. К 1975 г. количество аппаратов в стране превысит 30 млн. шт.". Приведенная цитата от 1971 года очень важна, во-первых, тем, что показывает общую тенденцию развития фотопромышленности в стране, а во-вторых тем, что наглядно демонстрирует некую повторяющуюся от автора к автору странность: если подсчитать все модели камер, выпускавшихся в нашей стране до начала войны, то их получится никак не 3-5, а ровно 28! Непонятным образом учитываются только камеры, выпускавшиеся массовыми тиражами. Начало следующего, "четвертого" ("золотого") этапа советского фотоаппаратостроения пришлось на 60е годы, которые ознаменовались истинным расцветом не только мировой, но и советской фотоинженерной мысли и фотоиндустрии. Наступала эпоха 35 мм камер, позволяющих автоматизировать съемочный процесс. В конце 50-х годов вступает в строй завод в Белоруссии (Минский механический з-д), где в 1957 году была выпущена первая камера - "Смена", чертежи и рабочая документация которой были получены от ЛОМО. На этом же заводе был налажен выпуск профессиональных фотоувеличителей "Беларусь-2", а затем и "Беларусь-5". С середины 70-х годов на БелОМО (в БЕЛорусское Оптико-Механическое Объединение входил Минский Механический Завод и завод "Зенит" из г. Вилейка) начался выпуск "Зенитов", а еще раньше "Вилия-электро", "Вилия-авто"; неполноформатные "Весна" и "Весна-2" (24х32); полуформатная "Чайка" (названная в честь В. Терешковой). Поскольку экономика в стране была нерыночная, то забота о покупателях была централизованной. Вот любопытная листовка от Московской базы Главкоопкультторга Центросоюза о торговле фототоварами в сельмагах, выпущенная в конце 50-х годов.
Успехи были, хотя и в те годы не обходилось без справедливой критики снизу. Вот выдержка из статьи Т. Остановского "Фотоаппаратуру - на уровень современности" опубликованной в №4 "Советского фото" за 1963 год: С другой стороны, к середине 60-х годов состояние отечественного фотоаппаратостроения было далеко не таким уж плачевным, если советская фотопродукция экспортировалась в более чем 70 стран мира. По сложившейся в нашей стране традиции, техника, отправлявшаяся за рубеж собиралась и проверялась более качественно, чем вся остальная (многие еще помнят, что продукция в "экспортном" исполнении считалась - да и была таковой - более крутой!). Наибольшей популярностью за рубежом пользовались: "Смена-рапид", "Смены" (в некоторых странах они шли под названием "Космик-35", в других "Global-35"), "Фотоснайпер", "Горизонт", "Любитель-2" (в том числе и под названием "Global676"), "Сокол", "Зенит-3" (Зенифлекс), "Зенит-3М", ("Revueflex"), "Зенит-Е" ("Cosmorex SE", "Prinzflex 500E", "Revueflex E"), "Зенит-ЕМ" ("Revueflex EM"), "Зенит-В" (Kalimar SR100, Meprozenit-PRO), "ФЭД-4" ("Revue-4", "Global F-4"); дальномерный Киев; "Салют" ("Zenit-80"); объективы "Мир-1", "Таир-3А", "Телемар-22", "Таир-11", "МР-2" ("Руссар"), "МТО-500", "Орион-15", "Мир-3", "Таир-33", "Гелиос-44М" ("Auto Cosmogon"), а также в большом количестве бинокли и приборы ночного видения (в более позднее время). Экспорт развивался довольно успешно и, например, в период с 1965 по 1969 год вырос в 2 раза. Примерно 60% экспорта шло в соцстраны (камеры с родовым названием Revue поставлялись в ФРГ по заказу фирмы Foto-Quelle).
В книге "Практика профессиональной фотографии", изданной также и на русском языке в 1981 году, Филип Готлоп так пишет о продающихся в Англии советских фотоаппаратах: "В продаже есть несколько типов советских аппаратов и вы не прогадаете, купив любой из них. Русские гордятся не только высоким качеством своих изделий, но и своей системой контроля перед отправкой товара в торговую сеть. Мне довелось побывать в отделе контроля на станции обслуживания в северной части Лондона, и квалификация персонала оставила у меня самое приятное впечатление. В основном это механики с русских заводов, и большинство из них довольно хорошо говорит по-английски. Вот заметка, напечатанная в №2 за 1964 год в журнале "Ревю-Фотография" (ЧССР) "ГОМЗ - государственный оптико-механический завод в Ленинграде - посетил английский репортер Г. Кроули. Его поразил этот завод, оборудованный по последнему слову техники, насчитывающий 25000 рабочих, использующий наиболее передовые производственные методы. Кроули написал, что его внимание привлекли, например, автоматы для изготовления деталей камеры. 300 станков обслуживало шесть рабочих. На заводе есть установки для кондиционирования воздуха, производство управляется электронными аппаратами. Всюду безупречная чистота, и завод в целом производит такое же хорошее впечатление, как наиболее передовые заводы фотографических аппаратов в ФРГ. Кроули особо отметил строгий контроль при производстве даже дешевых камер." К началу 60-х годов явно обозначилась тенденция к использованию в фотоаппаратостроении передовых по тем временам идей и разработок. В качестве примеров можно привести следующие: "Нарцисс" - высококлассный зеркальный аппарат со сменными объективами форматом 14х21 мм для 16мм плёнки; "Зенит-6" - зеркальная камера, имевшая центральный (!) залинзовый затвор, штатно комплектовавшаяся 14-линзовым объективом с переменным фокусным расстоянием "Рубин" 2,8/37-80 (в конце концов, не столь важно, что идея и технические детали этого семейства камер были позаимствованы у немецкой фирмы Voigtlander), встроенный моторный привод в камере "Зенит-5" (первая в мире 35мм зеркалка со встроенным электромотором), полуавтоматическая отработка экспозиции в камерах "Зоркий-10, -11", "Киев-15", автоматическая в "Соколе" и "Киеве-10". "Сокол", выпускавшийся на ЛОМО с 1966 года, имел пятипрограммную систему автоматики и был снабжен центральным затвором "Copal Magic" (Япония) с диапазоном выдержек 1/30 - 1/500, встроенным в объектив "Индустар-70" (2,8/50). На рубеже 60-70х годов был выпущен экспериментальный образец объектива "Рекорд-4" с рекордными параметрами 0,9/52 для дальномерных камер серии "Киев". Тогда же в ГОИ была изготовлена небольшая опытная партия широкоугольных объективов "Спутник-4" 4,5/20 (см. фото ниже). Любопытно отметить, что роль ГОИ в развитии отечественной фото- и кинооптики была существенно больше, чем это может показаться на первый взгляд. Институт выдавал в виде прототипов значительное количество объективов, таких, например, как "Индустар-70" 2,8/50, "Индустар-71" 2,8/47 или зум-объектив для зеркальных камер "Рубин-2" 3,5/45-80. К концу 60-х годов, в связи с наращиванием выпуска фотоаппаратов, впервые стал ощущаться кризис их перепроизводства, который достиг пика к началу 70-х годов. Следствием этого стало снижение объемов выпуска камер, что, в свою очередь, привело к дефициту фотоаппаратов на прилавках магазинов к концу 70-х годов. Опять были предприняты экстренные меры и к 1980 году все заводы страны выпускали почти 4 млн. фотоаппаратов в год более 25-ти видов и моделей, из которых более одной четверти поставлялось на внешний рынок. В 80-х годах ситуация с перепроизводством и дефицитом повторилась почти в точности. К сожалению, тенденция использования новейших технологий в отечественном фотоаппаратостроении не продолжилась долго и сошла на нет уже к середине 70-х годов, а к началу 80-х возобладала тенденция к конструктивному упрощению фотокамер и заметному снижению качества сборки. И если к началу 40-х годов ХХ века говорить о разделении фотоаппаратуры на профессиональную и любительскую было несколько преждевременно, то спустя всего 20 лет такое разделение уже прослеживалось достаточно четко. Как раз в этот период становится очевидным, что отечественная фотоаппаратура так навсегда и останется пусть на неплохом, но все-таки любительском уровне (имеющиеся исключения лишь подтверждают правило). В конце 70-х гг. более 1000 фирм и предприятий в разных странах мира производили ежегодно свыше 40 млн. фотоаппаратов (в т.ч. в СССР около 3,5 млн.), 2,5 млн. кинокамер (свыше 100 тыс.), 1,5 млн. кинопроекторов (около 165 тыс.), 2,0 млн. диапроекторов (свыше 300 тыс.); при этом около 75% выпускаемой продукции предназначалось для массового потребителя. Именно в конце 70-х годов в нашей фотопромышленности окончательно сложилась печальная традиция, когда качество сборки фотоаппаратуры сильно разнилось от экземпляра к экземпляру. Складывалось впечатление, что если бы не массовое недовольство общественности, выплескивающееся на страницы единственного фотожурнала страны "Советское фото", то никакой борьбы за качество, никаких модернизаций и усовершенствований существующих к началу 80-х годов моделей, не говоря о разработке новых, современных не происходило бы вообще. Передовые рубежи конструкторской мысли страны в области фотоаппаратостроения переместились на страницы журнала - вспомним хотя бы конкурс "10000 технических идей", в котором принимала участие, вся страна, за исключением разработчиков фототехники. Очень красноречивым примером в этом смысле служит сводка Госкомстата, приведенная в №12 "Советского фото" за 1989 год: "Напомним, что в начале 80-х годов промышленность производила более четырех миллионов камер, с избытком удовлетворяя потребности фотолюбителей. В прошлом году выпущено всего 2 722 362 фотоаппарата, при этом Минавиапромом СССР (МАП) - 217 620 шт., Миноборонпромом СССР (МОП) - 2 504 742 шт. Из этого общего количества было принято рекламаций на 74 483 камеры на сумму 5 737 750 рублей (в действующих оптовых ценах), в том числе по Минавиапрому - на 2940 штук на сумму 213 330 руб., по Миноборонпрому - на 71 543 штуки на сумму 5 524 420 руб. соответственно. Фактические затраты на устранение дефектов по принятым претензиям составили 2 349 020 руб., в том числе по Минавиапрому- 38 540 и по Миноборонпрому - 2 310 480. Таким образом удельный вес фотоаппаратов по принятым рекламациям составил 2,74%, причем эти данные министерства разделили также неравномерно: МАП - 1,35%, МОП - 2,86%. Удельный вес фактических затрат на устранение дефектов по принятым претензиям составил 40,94%, в том числе по МАП - 18,07% и по МОП - 41,82%".
Пытаясь понять причины очень скромных успехов отечественной фотопромышленности в последние 30-35 лет, необходимо признать, что отсутствие внутренней конкуренции на рынке фотоаппаратуры имело первостепенное значение. Вот любопытная цитата из статьи "Старт взят" Вл. Ишимова, напечатанной в №8 "Советского фото" за 1959 год: "Нам кажется неверным, что заводы вовсе устранены от установления цен на фотоаппараты и объективы. До сих пор все связи руководителей предприятий со сферой распределения заключаются в том, что они получают наряд и отвозят товар на торговую базу. На этом их миссия кончается. Непосредственно с потребителем и торговцем они не связаны, конъюнктуры рынка не изучают". Отсутствие обратной связи между потребителем и производителем (а в нашей стране между ними еще вклинивалась и торговля, как автономный, мало предсказуемый и незаинтересованный посредник), а также отсутствие экономической заинтересованности производителя, приводило к тому, что отечественные конструкторы могли экспериментировать с моделями и модификациями камер, не особенно заботясь о том, как встретит это рынок. В то время, когда потребитель ждал качественных, но недорогих моделей, производитель, поставлял на рынок то, что ему было наиболее удобно, не заботясь не только о технических характеристиках, но и, на определенных этапах, о качестве сборки. Нередки были случаи, когда с производства снималась более совершенная модель и заменялась более упрощенной. Естественно, что при советской модели экономики, такой заинтересованности, можно сказать, зависимости благополучия производителя от результатов его труда не могло быть и в помине. Думается, что в условиях системного кризиса ничего другого мы и не могли иметь! "Промышленность, производящая продукцию для удовлетворения максимального числа людей, значительную долю своей продукции ориентирует на массового потребителя. Массовый же потребитель, а это показывает и опыт других стран мира, заинтересован в "беспроблемной" фототехнике: с кодированием светочувствительности на кассетах DX, с системами быстрой зарядки и перемотки пленки, автофокусировкой... Отечественная промышленность не может взяться за производство какой-то камеры в десятках экземпляров." ("СФ", 8/87). К середине 70х годов заканчивается "золотой" (четвертый) этап развития советского фотоаппаратостроения. Начинается пятый, он же последний, этап в истории советской фотоиндустрии, период застоя, который в начале 90-х плавно перешел в период хаоса и агонии. В этот период четко прослеживается тенденция к упрощению камер, к снятию с конвейера сложных, дорогих моделей. В торговле наблюдается полная неразбериха и почти тотальный дефицит всего. Самым ярким примером для характеристики пятого этапа развития советской фотоиндустрии можно считать историю с камерами "Алмаз".
Таким образом, в истории советской (гражданской) фотоиндустрии четко прослеживаются пять этапов развития:
Приводимая ниже классификация фотокамер построена по форматному принципу и ни в коей мере ни является абсолютной, однако наиболее удобна для пользователя и является традиционной. Условность данной классификации можно понять на примере фотоаппарата "Москва - 3" (пластины 6,5х9), отнесенную в данной классификации с крупноформатным фотокамерам. На первый взгляд ее можно было бы отнести к среднеформатному разделу, но, по мнению автора, к среднеформатным камерам относятся фотоаппараты использующие роль-фильм и имеющие ширину кадра не более 60 мм.
за все годы его существования / All cameras of the USSR (приводятся, в-основном, базовые модели, с упоминанием вариантов, отличавшихся мелкими особенностями / only based models of cameras) Поскольку приложения снабжены большим количеством иллюстраций, то не все картинки успевают открыться. Для просмотра не открывшейся иллюстрации, используйте функцию "показать рисунок" ("show picture") правой кнопки мыши. Почти каждая из нижеприведенных страниц содержит огромное количество графики, и, соответственно, трафик будет многомегабайтным. Будьте осторожны!
|