На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format Cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
-
- Армейские камеры / Army Cameras
- Аэрофотокамеры / Aerial Cameras
- Камеры для разведцелей / Spy Cameras
-
- "Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона / H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA
- "Музей шпионажа", Анна Тарасова / "Espionage Museum", Anna Tarasova
- Специальный фотоаппарат "ЗОЛА" / Special chamber "Zola"
- Портативная копировальная фотокамера "Заслон" / Portable copy chamber "Zaslon"
- "Чем боялись испачкать руки советские разведчики?", из истории специальной техники / "Than were afraid to soil hands the Soviet spies?", from a history of special engineering
- Получение микроизображения (микроточки) / Preparation of microdot
- "УФА" - первая советская спецфотокамера? / "UFA" - first soviet spy camera?
- Из истории создания первого советского специального фотоаппарата "Аякс" / From a history of creation of first Soviet special camera "Ajax"
- Микрофотокамера "Зодчий" / Micro camera "Zodchii"
- Советский "Минокс" - фотокамера "Точка-58" / Soviet "Minox" - Camera "Tochka-58"
- Фотокамера прокатки "Алыча" / Copy-camera "Alycha"
- Копировальная установка "С-75" / Copy equipment "C-75"
-О чем молчал Ким Филби? / About what was silent Kim Filbi?
-Кто же был "впереди планеты всей" - КГБ или ЦРУ? / Who was "ahead of a planet of all" – KGB or CIA?
-Верный Друг Большого Русского Друга / Loyal friend of the Big Russian Friend
-Специальные киноаппараты КГБ / Special movie cameras of KGB
-Фотоаппараты компромата / Compromising evidence cameras
-Фотокамеры для негласной съемки "Циния", "Зола", "Москва-5" / Cameras for secret shooting of "Tsiniya", "Zola", "Moscow-5"
-Фотокамеры прокатки / Copy cameras
-Микрофотокамеры "Загадка" и "Залив" / Micro cameras "Zagadka" and "Zaliv"
-Фотокамера "Неоцит" / Camera "Neocit"
-Специальные переносные фотоустановки для копирования документов / Special figurative cameras mounting for copying of documents
-Модель "ЛОМО-35 МШ" / Model "LOMO-35 MSh"
-Кинокамера "Оса" / Film camera OSA
- Камеры для электрофотографии / Cameras for electrophotography
-Космические камеры / Space Cameras
-Медицинская техника / The medical phototechnics
-Регистрирующие фотокамеры / The registering Cameras
-Специальные установки для макрофотографии / Special settings for macrophotography
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / The Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

   
       

21-11-2024 19:50:09

Кто же был "впереди планеты всей" - КГБ или ЦРУ?

Текст Keith Melton, Владимир Алексеенко
Фото и рисунки принадлежат Keith Melton Spy Museum, Boca Raton, Florida, USA

Историки холодной войны и современные публицисты в своих исследованиях, давая оценку деятельности спецслужб, в большинстве своем делятся на два противоположных лагеря. Один лагерь укомплектован воспитанным и сплоченным в советские времена коллективом критиков Запада и в первую очередь США. В другом лагере расположились сторонники западных ценностей, которые в основном собирают и смакуют негатив на отечественные спецслужбы. Забравшись в "окопы" своих принципиальных позиций, оба лагеря забрасывают друг друга "бомбами", собранными из фактов, происхождение которых нередко вызывает сомнение. Такой "фактический" материал зачастую сообщается анонимными источниками в спецслужбах или историки делают ссылки на мемуары ветеранов разведки и контрразведки, которые в массе своей написаны под влиянием эмоции. Часть авторов слышали или участвовали в успешной операции. Другая критикует своих бывших начальников, в своё время проваливших агента или заведомо результативное мероприятие.

Авторы этой статьи пытались как-то за обедом поспорить на эту тему с Найджелом Вэстом, талантливым британским историком и публицистом, который часто пишет свои книги и очерки сразу "на-бело", без черновика. На вопрос о возможной причастности спецслужб к смерти офицера ФСБ Литвиненко, коренной британец и бывший член английского парламента мудро ответил - "О своей стране (читай - спецслужбах) либо хорошо, либо никак". И тем самым занес всех других в категорию "не патриотов". Поборов искушение поспорить на эту тему, мы решили остаться на нейтральной полосе, продолжая заниматься историей деятельности спецслужб Запада и Востока и собирая фактический материал о техническом арсенале разведок и методах его использования в послевоенный период. Фотографии, параметры устройств и результаты применения оперативной техники по нашему мнению могли бы прямо или косвенно свидетельствовать о потенциалах спецслужб и давали бы хорошую возможность для попытки ответить на главный вопрос популярной песни Высоцкого - кто же, кроме балета, был впереди планеты всей?

Авторы этой статьи сравнили имеющиеся в их распоряжении реальные образцы специальной фототехники, их фотографии и описания. Перед нами появилась сравнительная картина секретного некогда арсенала, активно применявшегося ЦРУ и КГБ в агентурной разведке, а также друг против друга.

Начнем наше сравнение с конца 1940-х гг., когда по личному указанию Берии была создана в Москве первая отечественная оптико-механическая лаборатория, в дальнейшем названная НИЛ-11 ОТУ КГБ. Первым серьезным успехом коллектива лаборатории стал малогабаритный "Аякс", ставший надолго самым массовым специальным фотоаппаратом для нужд разведки и контрразведки СССР, а также для спецслужб стран Восточной Европы, которые с большим азартом создавали самые разные камуфляжи и прикрытия для скрытой фотосъемки с помощью "Аякса".


Фотоаппарат "Аякс-12" с прикрытием "Пуговица"

Надо отметить, что американская разведка в конце 1940-х не имела своих собственных фотокамер для документальной съемки и активно скупала по всей Европе первую и вторую модели знаменитого "Минокса", снабжая ими свою агентуру.

В 1958 г. КГБ сделал еще один, очередной рывок вперед, снабдив офицеров и агентуру уникальным по тем временам фотоаппаратом "Точка-58". Эта была не просто советская копия знаменитого шпионского "Минокса" производства ФРГ, которым активно пользовался в начале 1960-ых гг. агент ЦРУ и СИС Пеньковский, как, впрочем, и другие агенты спецслужб до него и в период Второй мировой. "Точка-58" имела пружинный механизм взвода затвора и перемотки пленки. Это давало возможность делать 10-15 кадров непрерывной фотосъемки, что было особенно важным для фиксирования таких мероприятий спецслужб, как "моментальная передача", закладка или выемка тайника, постановка условного сигнала, документирование автомашин и сотрудников службы наружного наблюдения и др. В ЦРУ в то время не было такой собственной разработки, и офицеры американской разведки вынуждены были использовать западногерманский фотоаппарат "Робот" гораздо большего размера, закамуфлированный в портфель, в дамскую сумочку и др.

Малогабаритные фотокамеры "WAW" и "DCD-1" были созданы в ЦРУ под фотопленку "Минокс" ("Минокс" давал кадр размером 8х11 мм) - первая использовалась для документальной съемки, вторая для объектовой.

Сравнение методов и аппаратуры изготовления и чтения микроточки (так назвали фото изображение размерами 1 х 1 мм и меньше), этого весьма популярного вида секретной связи в период холодной войны, также показывает перевес в сторону КГБ, которому активно помогала оперативно-техническая служба Министерства государственной безопасности ГДР. МГБ имел в своем распоряжении один из старейших в мире фотооптических предприятий "Карл Цейс Йена". Созданный на нем немецкими инженерами специальный объектив "Слива" (размерами с наперсток) три десятка лет исправно служил агентам и офицерам разведок Варшавского договора для изготовления микроточки, и, по мнению специалистов ПГУ (разведка) КГБ, считался одной из лучших разработок периода холодной войны. Также особой любовью оперативников КГБ пользовался стационарный аппарат "Багульник" для копирования микроточек. Его повторяющая микроскоп конструкция была и простой и гораздо более удобной в работе по сравнению с аналогичным прибором ЦРУ, созданным почти на 20 лет позднее.

На фото слева - советский аппарат "Багульник" для изготовлении микроточки. Активно использовался спецслужбами CCCР и Варшавского договора в период 1958 -1990 гг.

Аппарат ЦРУ для изготовления микроточки (использовался фотоаппарат "Topcon"), 1975 год. По конструкции очень напоминает схему Голдберга, показанную широкой публике в 1925 г.

Итак, авторы этой статьи рискнули сделать вывод о явном отставании от КГБ технической оснащенности ЦРУ в начальный период холодной войны. В подтверждении этому выводу также можно обратить внимание на мнения историков-специалистов, которые, в частности, делают предположение о плагиате ЦРУ в деле обеспечения своих агентов одноразовыми ручными шифрами. Так, например, шифры Пеньковского, Огородника и других последующих агентов ЦРУ, захваченные контрразведкой КГБ, удивительно похожи на те, которыми пользовались знаменитые советские разведчики Рихард Зорге, Леопольд Треппер и Рудольф Абель.

Разумеется, такое отставание американской разведки от КГБ не могло оставаться долгим. В конце 1950-х гг. генеральный инспектор ЦРУ, посетив техническую службу разведки и выслушав жалобы конструкторов и оперативных офицеров, немедленно доложил руководству о необходимости увеличения бюджета в 10 раз для финансирования разработки и создания новой специальной аппаратуры. Справедливости ради надо отметить рывок ЦРУ в аэрокосмической сфере, когда американская разведка после 12 неудачных попыток запустила в 1960 г. спутник-шпион "Корона", давший тысячу метров фотопленки с четкими снимками территорий СССР, ранее прочно закрытых усилиями КГБ для агентурной разведки США и других стран Запада.

Финансовые вливания в ЦРУ дали результат - в 1973 г. сотрудник посольства СССР в Колумбии (ФИО) Огородник, и, по совместительству агент ЦРУ "Трайгон", "без отрыва от производства" прошел интенсивный курс обучения. С помощью офицера-инструктора ЦРУ, "Трайгон" овладел приемами работы с новой американской агентурной микрофотокамерой "Т-100". Под бдительным оком охраны Огородник тайком сфотографировал с помощью "Т-100" особо секретный документ МИД СССР "О состоянии и перспективах советско-китайских отношений". Как вспоминают ветераны ЦРУ, это был первый случай тайного фотокопирования материалов внутри референтуры - особо охраняемой зоны советских посольств, где проводились все действия с шифрами и секретными документами. Одному из авторов статьи удалось "живьем" изучать несколько дней эту микро фотокамеру в камуфляже "зажигалка". Незадачливый агент ЦРУ потерял её на партийном собрании в середине 1970-х гг. в одном из советских представительств в США. Фотокамера "Т-100" оказалась настоящим "спец-шедевром". В ней, в частности, использовался крохотный объектив, собранный под микроскопом из 8 различных элементов. Оригинальной была и фото кассета, которую можно было передавать через тайник. Внутри кассеты находилась уникальная фотопленка толщиной в несколько микрон и к тому же с высокой чувствительностью.

Схема сборки фотоаппарата "Т-100", созданного ЦРУ в начале 1970-х гг.

Практически одновременно с американцами конструкторы НИЛ-11 создают в начале 1970-х гг. микро фотокамеру "Звук" в губной помаде, с помощью которой дамы-агенты ШТАЗИ фотографировали самые секретные материалы НАТО и спецслужб Европы для передачи разведкам МГБ ГДР и КГБ.

Для этой необычной фотокамеры специалисты Восточной Германии и СССР пытались создать новую пленку на собственной фотохимической базе, однако добиться суммарного оптического разрешения в 120 линий/мм, как у аппарата "Т-100" ЦРУ, восточным спецслужбам не удалось.

Аналогичные "Т-100" советские агентурные спецфотоаппараты "Загадка", "Звук", "Зодчий" и др. имели разрешение не более 80 линий/мм, что требовало в отдельных случаях съемки документа со сложным текстом за два раза. В целом, сравнивая фототехнику ЦРУ и КГБ можно с определенной долей уверенности сказать, что в конце 1970-х гг. наступил паритет между Востоком и Западом в этой сфере специального оборудования.

В 1970-е гг. ЦРУ опять удивило конструкторов специальной фототехники, разместив свой уже известный Т-100 внутри электронных часов "SEIKO". Основные компоненты "Т-100" остались прежними, но узел объектива пришлось изменить.

Это камуфляж оказался самым удобным для использования, поскольку наручные часы должны быть всегда под рукой. Это позволяло агенту использовать такой фотоаппарат в особо закрытых зонах, таких как шифровальные отделы и специальные комнаты для ознакомления с особо важными и секретными материалами.

Повернув верхнее кольцо, открывается объектив аппарата для съемки документов на расстоянии 40 - 45 см от поверхности стола.
Вид со снятой задней крышкой. Фотопленка снаряжалась в аппарат без кассеты, в специальные ниши, расположенные по обе стороны объектива. Подготовка этого уникального фотоаппарата к работе производилась несколькими отобранными специалистами Оперативно-технической службы ЦРУ в Лэнгли, а иногда на крупных базах ЦРУ в Западной Европе.

Настоящим бедствием для технических служб КГБ явился период прихода в органы Бакатина. Строитель по профессии Бакатин начал методично разрушать Комитет, легко сокращая бюджеты подразделений и увольняя на пенсию именитых ветеранов оперативных и технических управлений. Видя такой беспредел, вслед за ними потянулись на пенсию и опытные офицеры 40 - 50 летнего возраста в попытке найти себя в молодом российском бизнесе. А последствия "бакатинских реформ" обнаружились в 1998 году на праздновании 45-летнего юбилея Института спецтехники в Кучино. Во время этого мероприятия, проходя по огромным и пустым цехам новой "2-ой площадки", некогда передовой кузницы советской спецтехники, участники экскурсии неожиданно обнаружили одного единственного офицера-инженера, стоящего за фрезерным станком. Оказалось, что в коммерцию ушли не все… На деликатное предположение, что другие сидят за праздничным столом, руководитель экскурсии с горечью замахал руками… К слову сказать, после распада СССР финансирование ЦРУ также существенно снизилось, что серьезно сказалось на проектировании и разработке американского шпионского арсенала 1990-х гг.

Как сейчас обстоят дела со спецтехникой в США и России - пока сказать затруднительно, ибо только история может дать фактический материал для подобного сравнения. Однако известно, что и российские и американские спецслужбы активно привлекают к сотрудничеству именитых программистов, современных защитников от вирусов, и задержанных за попытки электронных взломов хакеров, как для обороны своих собственных компьютерных сетей, так и для нападения на электронные ресурсы за рубежом.

А если попытаться взглянуть и проанализировать мировое развитие техники и, в частности, специального оборудования, напрашивается вполне понятный вывод, что долго удержать в секрете техническую новинку сегодня практически невозможно, поскольку современный информационный ресурс дает достаточно возможностей сразу узнавать о последних изобретениях и открытиях. И потому спецслужбы тщательно оберегают информацию о месте и времени применения специальных технологий, а совсем не их технические параметры. Показательный пример - история создания микроточки, современную технологию изготовления которой показал Эммануил Голдберг на всемирной фотовыставке в Париже еще в 1925 г. и которая по иронии судьбы до сих пор является секретной только в спецслужбах Восточной Европы, в том числе, и в России.
Авторы будут признательны читателям за все возможные замечания и дополнения к этой статье.


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024