|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как чекисты снимали свои секретные фильмы
Текст Keith Melton, Владимир Алексеенко
Фотографии принадлежат Keith Melton Spy Museum, Florida, USA.
Век цифровой техники практически полностью вытеснил классические пленочные фото- и киноаппараты, что привело, например, к банкротству знаменитой фирмы "Кодак", не успевшей вовремя "перестроится" под изменившиеся интересы покупателей. То же самое произошло и с огромным арсеналом специальной пленочной фото- и киноаппаратуры, которая с появлением цифровой техники осталась невостребованной и хранится теперь на складах, дожидаясь очередной инвентаризации, заканчивающейся, как правило, уничтожением некогда уникальных и весьма дорогих образцов, ставших теперь совершенно ненужными.
Вместе с уничтожением специальной техники потихоньку исчезает и сама история проектирования, создания и применения специального "пленочного" арсенала. Да и сами ветераны спецслужб часто уже не могут вспомнить все загадочные и хитроумные названия спецустройств, создатели которых в свое время получали государственные и ведомственные награды, а пользователи - агентура и оперативные офицеры, добывали бесценные фотографии секретных чертежей и описаний новейшей по тем временам, военной техники и грандиозных планов ее применения, фотографируя разного рода важные политические и государственные секреты. В оперативной практике советской госбезопасности скрытая киносъемка использовалась гораздо реже, чем "негласная фотосъемка" или "секретное фотографирование" - так именовались оперативно-технические мероприятия НКВД-МГБ и КГБ, результатом которых были снимки, сделанные тайком от объекта наблюдения. А для "секретной" киносъемки требовались особая подготовка "чекистов-кинооператоров" и главное - наличие надежной и небольшой по размерам кинокамеры, которую необходимо было спрятать внутри камуфляжа, стационарно установленного напротив места появления объекта. В довоенный и военный периоды каких-либо специальных кинокамер на вооружении органов госбезопасности еще не было, и потому оперативная киносъемка велась обычными, не специальными киноаппаратами из заранее подобранных или оборудованных мест. В таких случаях объективы кинокамер прятались чаще всего за наклонно опущенными жалюзями или полупрозрачными стеклами, имевшими с одной стороны зеркальное покрытие. Иногда для целей негласной киносъемки использовались переоборудованные газетные киоски, афишные тумбы, фальшивые трансформаторные будки и многое другое. Практиковалось размещение кинокамер в багажниках стоящих автомобилей и в салонах микроавтобусов. При этом отверстием для объектива кинокамеры могли служить небольшие дырки в коробках, чемоданах или других, не бросающихся в глаза, обычных предметах.
Кадр оперативной киносъемки - супруги Лэнжелли направляются в ресторан Часто спец-кинооператоры "прятались" на заднем сидении оперативных автомобилей и вели киносъемку из глубины салона, прикрываясь спинками передних кресел. Наглядным примером такой киносъемки явились специальные мероприятиях, в которых советская контрразведка следила за сотрудником ЦРУ Лонжелли и его супругой, чтобы зафиксировать все их действия, в том числе, в операции "моментальная передача" между агентом Поповым, полковником ГРУ, и его американским куратором, в подъезде ресторана "Астория" в Москве. Скрытая киносъемка активно применялась и в деле шпиона двух разведок Пеньковского.
Кадр оперативной киносъемки - в подъезде ресторана "Астория" Попов и Лэнжелли Практиковалось использование деревянных или металлических контейнеров, размещенных на земле или на небольшом грузовике. Внутри таких контейнеров располагались сотрудники, управлявшие работой кинокамеры, стационарно установленной на штативе напротив естественной щели или отверстия. Длительное пребывание сотрудника в таком контейнере обеспечивалось питанием, водой и другими необходимыми предметами. В 1946 г. по личному указанию Берии была организована первая специальная лаборатория, где проектировались и разрабатывались образцы фототехнических систем и устройств для нужд госбезопасности. В НИЛ-11 (так была названа эта секретная лаборатория) была организована группа специалистов, перед которой была поставлена задача создания специальной, малогабаритной кинокамеры, которую можно было бы разместить, как и знаменитый советский фотоаппарат "Аякс", под одеждой сотрудника.
Кинокамера "Оса" с дистанционным управлением и блоком питания Прикрытием для объектива был камуфляж "Пуговица", внутренние створки которой раздвигались во время киносъемки. В транспортном механизме подачи пленки применялся микро-электродвигатель с питанием 4,7 вольт от стандартной батарейки типа КБСЛ. Была выпущена небольшая серия спецкинокамер для испытания в оперативных условиях. Новая техника работала достаточно стабильно и надежно, однако малые размеры кадра 3,25 х 4,4 мм не давали требуемой во многих случаях четкости, что вызывало справедливые нарекания оперативных сотрудников. В дальнейшем было решено отказаться от стандарта 8 мм и начать разработку специальной кинотехники для работы с 16-мм пленками.
Дистанция съемки могла меняться от 5 до 25 м в зависимости от предварительно установленной диафрагмы. Простая и надежная конструкция аппарата "Имбирь" сделала ее популярной не только в КГБ. Камера "Имбирь" использовалась спецслужбами ГДР и Чехословакии. В музее Истории полиции в Праге на одном из стендов представлена советская кинокамера "Имбирь" в прикрытии "Портфель".
"Имбирь" в камуфляже "Портфель" Через некоторое время появляется модификация "Имбиря" со скошенным нижним углом и более оптимальным расположением кассет, что уменьшило габариты кинокамеры для удобного размещения в камуфляжах.
Модифицированная кинокамера "Имбирь" Кассеты новой модели камеры "Имбирь" снаряжались более тонкой кинопленкой длиной 60 метров, что увеличивало продолжительность киносъемки. На верхней передней панели камеры располагался диск регулировки диафрагмы. Корпус камеры и сами камуфляжи дополнительно оснащались звукопоглощающими элементами для снижения звука работающей спецтехники, чтобы не расшифровать само мероприятие по негласной киносъемке. В середине 1960 гг. спецлаборатория НИЛ-11разработала опытный образец и передала в серийное производство на Красногорский завод весьма необычную по тем временам кинокамеру, которой был присвоен заводской индекс "С-97М".
Новая кинокамера была оборудована светосильным объективом А4М (F-28мм), который был отфокусирован на постоянную дистанцию 5 м. Это позволяло производить негласную киносъемку в условиях слабой освещенности. При изменении диафрагмы от 1:2 до 1:16 глубина резкости могла изменяться в широких пределах от 1,2 м и до бесконечности. Кинокамера "C-97М" была рассчитана на съемку со скоростью 21 кадр/сек, что при зарядке в кассету 30 м стандартной 16-мм кинопленки обеспечивало 3 мин непрерывной работы камеры. При этом время экспозиции одного кадра составляло 1/37 сек. Конструкция кинокамеры позволяла использовать различные стационарные и носимые варианты камуфляжей, с помощью которых производилась негласная киносъемка. Для получения качественных кинодокументов сотрудники спецслужб СССР должны были пройти курс тренировки с выбранным камуфляжем. Особое внимание при этом уделялась отработке навыков точного наведении кинокамеры на объект, устойчивого фиксировании камуфляжа в моменты киносъемки, а также плавного, без рывков, поворота камуфляжа в сторону движения объекта съемки. Как правило, оперативные сотрудники, имевшие опыт ведения скрытой киносъемки, заранее выезжали на место предполагаемого мероприятия и выбирали несколько наиболее подходящих позиций, откуда можно было вести негласную киносъемку, не привлекая внимание объекта, а также с учетом того, чтобы появление прохожих не "закрывало" объект в моменты киносъемки.
Технические характеристики киноаппарата "С-97М"
Кинокамера "С-97М" использовалась в специальных системах скрытого документирования, и в оперативно-технических подразделениях дополнительно комплектовалась блоками дистанционного управления (ДУ) и электропитания (12 вольт), которые разрабатывались и конструировались в соответствующем отделе НИЛ-11. Вслед за "С-97М" появилась новая специальная кинокамера "Заряд" (заводской индекс 9РКС). В конструкции "Заряда" были использованы некоторые детали и узлы серийно выпускаемых советских заводских кинокамер. Такое конструкторское решение существенно сократило период разработки и создания новой спецкинокамеры, позволило использовать уже отработанные и опробованные варианты конструкций некоторых деталей и узлов, показавших на практике требуемую надежность. Как показала практика, именно надежность спецтехники считалась главным критерием у оперативных сотрудников КГБ.
"Заряд" имел встроенное экспонометрическое устройство, что обеспечивало автоматическую установку экспозиции. В кинокамере "Заряд" могла использоваться одинарная (стандартная) или двойная (в 2 раза тоньше) 16-мм кинопленка чувствительностью от 130 до 600 ед. ГОСТ. Киносъемка велась со скоростью 16 или 24 кадр/сек. Емкость кассет составляла 30 или 60 метров кинопленки, в зависимости от толщины пленки. В комплект кинокамеры входили два объектива с фокусным расстоянием 25 мм и 40 мм.
Кассета кинокамеры "Заряд" Комплектовалась кинокамера "Заряд" двумя кассетами на 30 и двумя на 60 м кинопленки. Имелось зарядное устройство, бачок для проявки кинопленки и комплект запасных деталей.
Кинокамера "Зурна" перед установкой в камуфляж Продолжительность киносъемки составляла до 2 мин, однако конструкция кассеты обеспечивала сравнительно быструю ее замену. Емкость кассеты составляла 15 м кинопленки; извлечение кинопленки и ее замена производились в специальной "темной" фотокомнате. По мнению разработчиков НИЛ-11 необычная конструкция "Зурны" должна была способствовать ее широкому оперативному использованию.
Технические характеристики кинокамеры "Зурна"
Однако стремительное появление импортной, а затем и советской видеотехники практически полностью вытеснило из оперативной практики специальные кинокамеры. |
Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024