Камера была сконструирована В. C. Семеновым (авторское свидетельство от 25 декабря 1935 года № 178900), успешно применялась для фоторазведки в войне с белофиннами, а затем и в войне с Германией ("Существенно отметить, что... ...первый щелевой аэрофотоаппарат, и сам метод щелевой съемки предложил и осуществил... русский военный инженер В.С. Семенов (1936). ...Метод получил боевое крещение в финской войне 1940 года, а в 1943 г. был заимствован у нас американскими ВВС" [177, стр. 22]). "С изобретением первого в мире щелевого аэрофотоаппарата АЩАФА-2 конструкции В.С. Семенова возможности фоторазведки еще более расширились. Щелевое фотографирование позволяет одновременно производить плановую и перспективную съемку в сумерках и на рассвете, в условиях облачности и в период "белых ночей", съемку с малых высот и т.д. Плановый и перспективный аэроснимки в то же время могут быть использованы как стереопара" [178, стр. 9].
Принцип щелевой аэрофотосъемки построен на непрерывном фотографировании на движущуюся авиапленку полосы местности, которая проектируется объективом сквозь узкую щель в фокальной плоскости камеры, перпендикулярно направлению полета. Экспонирование осуществляется через узкую щель на пленку, движущуюся со скоростью, равной скорости перемещения изображения в фокальной плоскости. Контактный отпечаток получается на рулонной фотобумаге и имеет вид сплошной ленты - маршрутной фотосхемы.
Щелевые фотоаппараты бывают с одной и двумя щелями. Двухщелевые фотоаппараты типа "АЩАФА-2" имели преимущество перед однощелевыми, т.к. позволяли производить съемку сразу в двух масштабах: в более крупном масштабе объективом О1 типа "Плазмат" (3,5/210, 60°) и в более мелком масштабе - широкоугольным объективом О2 типа "Руссар-22" (8/70мм, 122°) или "Руссар-25а" (6,8/70, 122°). С 1942 года камера начала выпускаться на Красногорском механическом заводе (постановление Государственного Комитета Обороны СССР №1812 "О подготовке в производство нового вида артиллерийского щелевого авиафотоаппарата АЩАФА-2" от 25 мая 1942 г.).
Камера "АЩАФА-2" использовалась в самолете "Ил-2 АМ-42" (разведчик-корректировщик на базе штурмовика Ил-2 АМ-42).
[177, стр. 326]
[177, стр. 332]