Кассета АФА-33: 1 - сматывающая катушка, 2 - направляющий валик, 3 - прижимной валик, 4 - зубчатый мерный валик, 5 - наматывающая катушка, 6 - прижимной стол, 7 - шибер (нижняя крышка). Кассета рассчитана на 60 метров пленки шириной 32 см. (на одной такой пленке помещалось 190-195 снимков с межкадровыми промежутками в 10-15 мм.). Выравнивание пленки производится "разностью давления, создаваемого нагнетанием воздуха в камеру" [147, стр. 73].
[164, стр. 107]
|
Разработанное семейство аэрофотоаппаратов АФА-33 с форматом кадра 300х300 мм (ведущие конструкторы С. И. Колганов и А. Л. Филатов) имело объективы с фокусными расстояниями 200 ("Орион-1а", затвор с выдержками 1/50, 1/100, 1/200; вес 75 кг), 500 ("Индустар-А", "Индустар-52", "Арктик-А", затвор с выдержками 1/75, 1/150, 1/300; вес 83 кг), 750 ("Телемар-2", затвор с выдержками 1/75, 1/150, 1/300; вес 86 кг; падение освещенности на краю поля зрения достигает 50% - 158, стр. 92), и 1000 мм ("Телемар-7", затвор с выдержками 1/75, 1/125, 1/200; вес 105 кг), что обеспечивало аэрофотосъемки с малых и больших высот. Вариант АФА 33/20 применялся для аэрофототопографических работ, остальные - для аэрофоторазведки.
"По роду работы "АФА-33" - полный автомат, работающий по импульсивной схеме со временем цикла 4 сек. Привод аэрокамеры шунтовой, электромотор типа МА-40 мощностью около 40 W, делающий около 10000 об/мин. Привод совместно с нагнетателем, имеющим свой отдельный мотор, смонтирован вне аэрокамеры и соединяется с распределительным механизмом карданным валиком" [177, стр. 298].
Затвор типа "жалюзи" (ЗЖ-1) применялся в моделях АФА-33/50, -33/75, и отрабатывал выдержки 1/75, 1/100 и 1/300 с., а в камере АФА-33/100 - 1/75, 1/125 и 1/200. В модели АФА-33/20 применялся центральный четырехламельный фотозатвор АФА-33/20 с выдерржками 1/50, 1/100, 1/200 с [163, стр. 59-61]. Камеры могли монтироваться как на неподвижной установке, так и на качающихся универсальных установках АКАФУ-3, АКАФУ-156, АКАФУ-33. Примененный в аппарате АФА-33 аэрофотообъектив с фокусным расстоянием 1000 мм был разработан и изготовлен в ГОИ под руководством профессора Д.С. Волосова. Испытания аэрофотоаппаратов с длиннофокусным объективом проводились на фронте с высот 8000-8500 м. Полученные при этом фотоснимки контроля бомбометания имели высокую четкость изображения и крупный масштаб. Аэрофотоаппараты были приняты на вооружение, и в 1943 году начали их серийное производство. За создание новых видов аэрофотоаппаратов и освоение их в серийном производстве многие рабочие и инженерно-технические работники завода были награждены орденами и медалями.
Семейство камер "АФА-33" имело самый массовый выпуск среди всех аэрофотоаппаратов, и было отмечено в следующих летательных аппаратах: "Ан-12" (военно-транспортный), "Пе-2Р" (разведчик на базе бомбардировщика), "Ту-2" (бомбардировщик в варианте разведчика), "Ту-2Р" (Ту-6) (фоторазведчик больших высот), "Су-12" (разведчик-корректировщик), "Ту-28" (фоторазведчик), "Су-10" (фронтовой бомбардировщик), "Ту-4" (стратегический бомбардировщик), "Ту-4Р" (разведчик на базе стратегического бомбардировщика), "Ту-78" ("78", Ту-30) (фронтовой разведчик на базе Ту-14), "Ил-28Р" (разведчик), "Бе-6" (многоцелевой гидросамолёт), "Ту-85" (стратегический бомбардировщик), "Ту-14" (бомбардировщик-торпедоносец), "89" (Ту-16) (фронтовой разведчик на базе Ту-14), "Р-1" (морской разведчик-бомбардировщик), "Як-125" (фронтовой разведчик), "Ту-16" (дальний бомбардировщик), "Як-25МР" (морской разведчик), "Ту-16Р-1" (разведчик), "Як-122" (фронтовой разведчик), "Ту-95" (стратегический бомбардировщик), "Ту-98" (бомбардировщик), "Ил-14ФКП", "Ил-14ФКМ" (аэрофотосъемщик), "Як-25Р" (фоторазведчик), "Ту-16Р" (разведчик), "Бе-10" (многоцелевой гидросамолёт), "Ту-16РМ-1" (Ту-16РМ-2) (разведчик, переоборудованный из ракетоносца Ту-16К-10, Ту-16К-10Д), "Ми-2РО" (Mi-2RO) (вертолёт тактической фоторазведки, Польша). |