В 1937 году заводом "Геодезия" были изготовлены опытные образцы первого ночного аэрофотоаппарата НАФА-19, разработанные конструкторами А.В. Альшевским и Е.С. Борисевичем ("Любопытно, что первым русским ночным аэрофотоаппаратом, названным АФА-19, явился родоначальник военных аэрофотоаппаратов АФА-Поттэ, к которому конструктор НАФА-19 добавил фотоэлектрический спуск затвора и разработал расчетные данные на технику и методику элементов ночного фотографирования при вспышке фотобомб" [177, стр. 19].). Основной принцип работы этого фотаппарата заключался в автоматическом срабатывании его от светового импульса, создаваемого фотобомбой при освещении ею фотографируемой местности. В этом случае затвор аппарата срабатывал по сигналу фотоэлемента, находившегося за прозрачным лючком в задней части самолета и фиксировавшего вспышку осветительной бомбы ФОТАБ (при ночной съемке на Пе-2, например, подвешивали 6-8 фотобомб ФОТАБ-50-35). Решение этой задачи предложил Н.И. Шауров, а впервые практически осуществили и испытали его в полете сотрудники Научно-испытательного института ВВС Г.А. Истомин, Ю.Г. Макаров и С.И. Пузанов. "Серия ночных аэрофотоаппаратов НАФА-19, НАФА-13 и НАФА-3с предназначена для фотографирования ночью отдельных объектов, маршрутов и площадей с самолетов разведывательной и бомбардировочной авиации. Применяются для разведывательных целей и фотоконтроля боевых действий. Работают при свете фотобомбы ФОТАБ-35". Полуавтомат НАФА-19 предназначен для применения на боевых высотах летом - 800-2500 м, и зимой - 800-3000 м. Размер снимка 13х18 см, количество снимков на аэропленке длиной 10 м - 50. Используемый объектив - "Индустар-4" 4,5/210 с углом поля зрения 46°. Затвор камеры дисковый, отрабатывавший одну выдержку - 1/50 с. Пленка выравнивалась с помощью натяжения между валиками кассеты. Полетный вес камеры - 25 кг [164, стр. 66]. Использование этой камеры отмечено в таких самолетах, как: Р-12 - разведчик, развитие ББ-22; Су-2 - ближний бомбардировщик; Пе-2Р - разведчик на базе бомбардировщика; Дуглас А-20 (США) - бомбардировщик, переоборудованный в разведчик в советских ВВС; Ту-2 - бомбардировщик; Ту-2Р (Ту-6) - фронтовой разведчик; |