|
Фотопулемет "С-13" ("С-13-100-ОС", "С-13-300-ОС", "С-13-400-ОС"), Прибор фотоконтрольный "С-13А" начало 1940-х - середина 1980-х, разные пр-ли, КОМЗ Photopulemet "S-13" ("S-13-100-OS", "S-13-300-OS", "S-13-400-OS"), Pribor photocontrolnyi "S-13A" early 1940th - middle 1980th, different producers, KOMZ
Объектив "ФЭД-100"
Объектив "И-10" ("Индустар-10")
"ФС-2"
|
Фотопулемет (фотокинопулемет) устанавливался на самолетах и вертолетах для контроля использования стрелково-пушечного вооружения. Включение фотокинопулемета синхронизировано с гашетками (выключателями стрельбы). Первые фотопулеметы появились во времена Первой мировой войны. Изначально их использовали для обучения боевых летчиков (как на бомбардировщиках, так и на истребителях), обычно фотопулемет крепился к тренировочным самолетам на фюзеляже, подвешивался на подкрыльевой пилон или устанавливался вместо оборонительного вооружения. Чуть позже стали практиковать встраивание фотопулемета в конструкцию летательного аппарата. Фотопулеметы, которые использовались для обучения стрелков, обычно повторяли внешний вид, габариты и основные узлы применяемого в авиации вооружения. Предположительно именно благодаря этой особенности устройство получило название «фотопулемет». Приборы авиационные фотоконтрольные "С-13-100-ОС", "С-13-300-ОС" и "С-13-400-ОС" предназначены для контроля результатов стрельбы по воздушным и наземным целям, а также выполнения учебных заданий при стрельбе. Являясь по сути малогабаритными фотокинокамерами с темпом съёмки 8+/-2 кадра в секунду, они использовали 35мм пленку для получения кадра 18х24/24х24 мм. В кассету загружалась специальная высокочувствительная ч/б аэрофотопленка длиной 5,2 м. Фотокинопулемет "С-13-100-ОС" комплектовался двумя объективами: "И-10" ("Индустар-10") 3,5/50 и "ФЭД-100" 6,3/100. Фотокинопулемет "С-13-300-ОС" кроме объектива "ФЭД-100" комплектовался длиннофокусным объективом "ФС-2" 4,5/300. Фотокинопулемет "С-13-400-ОС" вместо объектива "ФС-2" комплектовался объективом "Ф-3" 4,5/400.
Фотокинопулемёт "С-13" устанавливался на следующие типы летательных аппаратов: "Ил-2" (штурмовик), "Ил-10" (штурмовик), "Ил-28Р" (разведчик), "Ла-11" (дальний истребитель), "Ла-15" (истребитель), "Ла-200" (проектируемый), "Ми-2УС" (вертолёт огневой поддержки, Польша), "Ми-8", "Ми-24", "МиГ-9УТИ" (учебно-тренировочный истребитель), "МиГ-15" (истребитель), "МиГ-15УТИ" (учебно-тренировочный истребитель), "МиГ-17Р" (фронтовой разведчик), "МиГ-19ПМ" (истребитель-перехватчик), "МиГ-21" (истребитель), "Су-10" (фронтовой бомбардировщик), "Су-12" (разведчик-корректировщик), "Су-15-первый" (истребитель-перехватчик), "Су-17-первый" (истребитель), "Ту-2" (бомбардировщик), "Ту-4Р" (разведчик на базе стратегического бомбардировщика), "Ту-14" (бомбардировщик-торпедоносец), "Ту-16" (дальний бомбардировщик), "Як-11" (учебно-тренировочный истребитель), "Як-17" (истребитель), "Як-23" (истребитель), и др.
|
Источник
Чехословакия
Ил-10
Ла-11
Истребители Су-15 и Су-17
|
Из приказа наркома обороны СССР № 0200 от 28.08.1940 «О задачах ВВС Красной Армии в связи с большой аварийностью»: «В частях, имеющих фотокинопулеметы, учебный воздушный бой, проведенный без применения фотокинопулемета, не засчитывать. Все заснятые фильмы хранить и предъявлять инспектирующим частям». — Цит. по кн.: Драбкин А. В. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941—1942 — М.:Яуза, Эксмо, 2006.
* * *
Генерал-майор авиации А. Рафалович об огневой подготовке летчиков-истребителей: «Тренировка будет эффективное, если на самолете имеется фотокинопулемет, фиксирующий качество прицеливания и позволяющий летчику наглядно уяснить свои ошибки. Полезно установить фотокинопулемет и в том самолете, по которому ведется прицеливание, чтобы фиксировать положенно тренирующегося летчика в момент „стрельбы“. Не менее важны фотокинопулеметы на бортах самолетов, когда летчики ведут в учебном порядке свободный воздушный бой.» — А. Рафалович. Огонь истребителя//«Красная звезда», 18.12.1942 |
|