С данной аэрофотокамерой использовались следующие широкоугольные объективы: - "Ортогон-1" 6,8/75 (угол поля зрения по диагонали 119°); - "МРО-2" 8/100 (угол поля зрения по диагонали 104°); - "Орион-20" 6,3/200 (угол поля зрения по диагонали 65°), благодаря чему сам "АФА-41" в литературе часто называли "широкоугольным аэрофотоаппаратом".
В авиации (в том числе и военной) АФА-41 использовался в следующих самолетах: Як-27Р (разведчик), ТУ-22Р (разведчик), Ту-95МР (разведчик), Ту -123 (ДБР-1 "Ястреб", сверхзвуковой дальний разведывательный б/п разведчик), Як-28Р (фронтовой разведчик), Ан-30 (аэрофотосъемщик - как гражданский вариант, так и военный), Як-40 РЭО (летающая лаборатория), Ту-16РМ (разведчик), Ту-22РДМ (разведчик-бомбардировщик). |
Аэрофотоаппараты серии "АФА-41" с форматом кадра 18х18 см. предназначены для выполнения воздушного фотографирования в картографических целях с высот до 20 км. В конструкции семейства камер "АФА-41" использованы основные конструктивные решения серии "АФА-ТЭ": объективный блок, помещенный во внешний корпус; мерный механизм с двойной фрикционной муфтой на подающей катушке; раздельные приводы корпуса и кассеты. Объективный блок содержит объектив, выравнивающее стекло и затвор. Совмещение поверхности выравнивающего стекла с фокальной плоскостью осуществляется с большой точностью путем подрезки фокусировочного кольца, помещенного в средней части блока. Фокусировка выполняется независимо от камерной части, вследствие чего каждый объективный блок взаимозаменяем для любой камеры соответствующего варианта. В межлинзовом пространстве объектива установлены диафрагма и центральный затвор, обеспечивающий диапазон эффективных выдержек от 1/70 до 1/700 с. Срабатывание затвора происходит при освобождении (спуске) спиральной пружины специальным соленоидом, который управляется от импульса КП (командный прибор). Изменение величины выдержки производится дистанционно путем подключения инерционной массы груза. Взвод затвора выполняет электродвигатель камерной части, который через специальный толкатель в виде металлического стержня осуществляет подъем прижимного стола. Ход прижимного стола при установленной кассете на камерную часть составляет 1,5 мм, а при снятой — 3,5 мм. Поверхность стола покрыта противозарядным слоем. Транспорт фильма между экспозициями производится с помощью электродвигателя кассеты, передающего через редуктор вращательное движение на ось принимающей катушки. Конструкцией камеры предусмотрена регистрация показаний часов, уровня, счетчика снимков и отметки каждого пятого снимка, впечатывающихся в межкадровом промежутке. Управляющий командный прибор позволяет устанавливать режим работы камеры в интервале от 3 до 90 с, при цикле 2,25 с, дистанционный перевод выдержек. В комплект аэрофотоаппарата входят радиоысотомер РВТД-А, жидкостный статоскоп и гиростабилизирующая установка ТАУ. |
"АФА-41" в кабине самолёта "Ан-30"
Размещение командных приборов АФА-41 в кабине штурмана - Як-27Р (разведчик). Установленный неподвижно в фюзеляже Як-27Р АФА-41/10 предназначался для мелкомасштабной непрерывной (одиночными кадрами) съемки незамаскированных объектов с высоты 300-400 м. Им же с высот от 1000 до 16000 м делались снимки для привязки к съемке, произведенной плановыми фотоаппаратами АФА-42/75 или АФА-42/100, установленными на АКАФУ-33М.
Ту-123 "Ястреб" сверхзвуковой дальний разведывательный беспилотный летательный аппарат (1961 год), на борту которого размещались, в частности, аэрофотоаппарат АФА-41/20М для перспективного фотографирования, три аэрофотоаппарата АФА- 54/100М для планового фотографирования, и фотоэлектрический экспонометр типа СУЗ - РЭ.
|