Пик творческой деятельности Дмитрия Петровича Езучевского (1835-1898) пришелся на начало-середину 80-х годов XIX столетия, когда он создал несколько
оригинальных камер, в которых были воплощены констркутивные находки автора. По окончании школы межевых топогорафов за в науках Д.П. Езучевский был послан учиться в Московский университет. Окончив в 1861 году курс математического факультета со степенью кандидата, он с увлечением отдался педагогической деятельности, преподавая физику. Одновременно Езучевский занимался асторномией, метеорологией и конструированием фотоаппаратов. Особенностью камер Д.П. Езучевского были малый вес, простота устройства, удобство смены пластин, высокое качество столярных работ, удобство работы в полевых условиях.
Еще в 1875 году Д.П. Езучевскиим был сконструирован стереоскопический аппарат, который после многочисленных усовершенствований был представлен в виде камеры, приведенной ниже - п. 1. "Стерео-камера" (смотри объявление от 1897 года о продаже камер Д.П. Езучевского, приведенное ниже).
"17 января 1901 г. на собрании членов РФО сделал сообщение «Стереоскопическая камера малого размера системы Езучевского Д. П. и прибор для печатания и одновремённого увеличения стереоскопических диапозитивов в нормальную величину» с демонстрациями (Отчёт о деятельности РФО)".
Вот статья из журнала "ФОТОГРАФЪ-ЛЮБИТЕЛЬ", №5 за 1886 год. (Орган русскаго фотографическаго общества в Москве, Бакинскаго фотографическаго кружка, Тифлисскаго общества фотографовъ-любителей, Одесскаго и казанскаго фотографическаго общества).
Моменальная* камера Езучевскаго.
Мы отмътили** въ обзоръ Московской фотографической выставки, что г. Рейне въ своей витринъ выставилъ новый типъ моментальныхъ камеръ, системы г. Езучевскаго.
Отмъчая это русское изобрътенiе и притомъ русскаго производства, совершенно самостоятельное, т. е. не составляющее комбинацию заграничныхъ дешевыхъ камеръ, и не разсчитанное изобрътателемъ на эксплоатацiю путемъ рекламы кармановъ потребителей, мы въ этой замъткъ дадимъ, ея общее описанiе на сколько это возможно, а равно и способъ примъненiя ея на практикъ.
Начнемъ съ того, что камеры г. Езучевскаго, крайне компактныя въ сложеннемъ видъ, заключаютъ въ себъ 15 пластинокъ, которыя закладываются въ луженыя и невычерненныя металлическiя пластинки; это нечетное число послъднихъ делится на двъ части, изъ которыхъ первая часть - 7 пластинокъ - помещается въ нижней, объективной части камеры, а 8 пластинокъ - въ верхней, представляющей запасный магазинъ.
Пружина (g), приводимая въ движенiе рычагомъ на верху камеры, такъ разсчитана, что верхнее колено ея (о) должно нажимать 8 иластинокъ, а нижнее - 7; кремальера (d) вы-двигаетъ объективную доску до тъхъ поръ, пока пластинка (а) не получить резкаго изображенiя отъ объектива (с), поставленнаго на постоянный фокусъ. Поворотомъ пуговки (е) заводится затворъ, поставленный внутри камеры за объективомъ. Затворъ этотъ представляетъ то преимущество предъ существующими въ современныхъ моментальныхъ камерахъ, что онъ вдвое больше экспонируетъ земные предметы противъ неба. Затворъ этотъ изобрътенъ г. Езучевскимъ и является прекраснымъ на практикъ по простотъ и удобству въ работъ Послъ всего сказаннаго камера готова къ съемкъ. Предметъ съемки можно видъть или въ зеркальце, помъщенное въ крышкъ визира (h), или прямо черезъ отверстiе по изобра-жешю, даваемому визиромъ (к). Разъ предметъ съемки избранъ, остается нажать металлическiй рычажекъ (f) и съемка произведена.
Теперь слъдуетъ посмотръть, какъ идетъ перемена пластинокъ, являющаяся постояннымъ камнемъ преткновенiя во всъхъ камерахъ или причиною порчи негативовъ отъ царапанiя пластинки при ея перемънъ.
Камера г. Езучевскаго разръшаетъ этотъ вопросъ крайне просто. Сначала снимающiй поворачиваетъ камеру горизонтально такъ, чтобы объективъ (с) пришелся вверхъ, а доска L пришлась бы внизъ; тогда рычажекъ (g) съ кнопки опускается внизъ, благодаря чему пружины (о) ложатся въ спещально приготовленныя гнъзда въ доскъ L, освобождая нажимъ пластинокъ, которыя лягутъ на внутреннюю часть доски L; тогда лишняя пластинка (а), только-что экспонированная, совершенно свободно, при уклонъ камеры, переходить въ верхнюю часть магазина, просто скатываясь по металлическимъ пазамъ и становясь первой отъ стънки М. Какъ только это сдълано, то оставляя камеру въ томъ же горизонтальномъ положенiи, поворачиваютъ ее объективомъ внизъ, а доскою L вверхъ и, нагибая, переводятъ такимъ-же путемъ изъ верхняго магазина пластинку (b), которая становится позади объективнаго запаса пластинокъ въ (b'). Послъ такой двойной перемены, которая идетъ скоръе, чъмъ описанiе, заводятъ рычажекъ (g) за кнопку, благодаря чему пружинки (О) снова съ должной силой нажмутъ оба магазина пластинокъ, и камера опускается въ вертикальное положенiе, въ которомъ и носятъ ее за ручку (i) до тъхъ поръ, пока не представится необходимость снова произвести съемку.
При сложенномъ мъхъ, камера имъетъ видъ продолговатаго ящичка; сделана она изъ матоваго opъxa и въ продажъ является съ объективомъ Цейсса Сер. IV, какъ пейзажная. Въ общемъ нужно отдать справедливость г. Езучевскому: работа его замечательно тщательнная, чего нельзя сказать о заграничныхъ камерахъ, изготовляемыхъ машиннымъ путемъ, и перемъна пластинокъ въ камеръ на столько удобна и проста, что и не портитъ негативовъ и не можетъ быть подвержена порчъ сама, что неръдко случается въ иныхъ камерахъ со сложными механизмами: въ ней все упрощено и основано на рычажной системъ. Съ такою перемъною пластинокъ изготовляются камеры стереоскопическiя, а также есть одна, дающая возможность, смотря передъ собою, снимать группы и виды съ правой стороны, чтобы при съемкъ не возбуждать подозрънiя тъхъ, кого хочешь запечатлеть.
Оканчивая нашу заметку, мы пожелаемъ успеха этой русской моментальной камеръ среди тъхъ русскихъ любителей, которые не располагаютъ большими средствами и желаютъ имъть нъчто хорошее. Складъ этой камеры въ Москвъ, въ фотографическомъ депо Рейне.
-------------
* так в оригинале, см. репродукцию
** ввиду отсутствия в современных шрифтах буквы "е" в её дореволюционном написании, напоминающем твердый знак с высоким хвостиком, дабы сохранить близость к оригиналу, эта буква будет написана как "ъ" (ять)
После смерти конструктора его вдова продолжила дело мужа и в 1901 году получила две лицензии на изобретения.