На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-
-О дореволюцинных фотографических камерах / About pre-revolutionary photographic cameras
- Аппараты И. К. Акимова / The cameras of the I. K. Akimov
- Аппарат И.Ф. Александровского / The camera of the I.F. Alexandrovskyi
-"Фотографические принадлежности И.А. Алексеева" / "Fotograficheskie prinadlejnosti I.A. Alekseeva"
- Аппараты Н. Н. Апостоли / The cameras of the N. N. Apostoli
-Н.А. Атамасов, Фотографический склад, журнал «Фотограф-практик» / N.A. Atamasov, Photografic warehouse and Magazin
-Мастерская С.А. Баранова / Workshop of S.A. Baranov
- Аппарат К.С. Бранделя / The camera of the K.S. Brandel
-Склад-магазин А.Ф. Вернера / Warehouse shop of A.F. Verner
-Роликовая кассета Л.В. Варнерке / Roll-film of the L.V. Varnerke
-Аэрофотоаппарат В.Ф. Гельгара "Разведчик" / The Air Camera of the V.F. Gelgar "Razvedchik"
-Магазин фотографических принадлежностей А.И. Добошинского / The Shop of photographic accessories A.I. Doboshinski
-Хроно-фотографический аппарат В.А. Дюбюка / The Hrono-camera of the V.A. Dyubyuk
- Аппараты Д. П. Езучевского / The cameras of the D. P. Yezouchevskyi
-Склад и фабрика фотографических принадлежностей, Бруно Зенгер и К° / Photographic Accessories Warehouse, Bruno Zenger and K°
- Аппарат Измайлова / The camera of the Izmailov
-Торговый дом "Ф. Иоахим и К°" / Trade House "F. Ioachim and K°"
-Торговый дом «Оскар Кант» / Trade House "Oscar Kahnt"
- Аппараты И. И. Карпова / The cameras of the I. I. Karpov
- Аппарат Э. Козловского / The camera of the E. Kozlovski
- Аппараты Н.К. Клячко / The cameras of the N.K. Klyachko
-Дорожная камера проф. В.И. Курдюмова / The cameras of the V.I. Kourdumov
- Аппарат В.Д. Менделеева / The camera of the V.D. Mendeleev
-Торговый дом "Метенков и К°" / Trade House "Metenkov and K°"
-Торговый дом И. Покорного / Trade House of the I. Pokornyi
-«Победа», фабрика фотографических пластинок и других принадлежностей / "Pobeda", factory of photographic records and other accessories
- Аппарат И. Полякова / The camera of the I. Polyakov
- Аппараты А.А. Поповицкого / The cameras of the A.A. Popovitski
- Аппараты В.Ф. Потте / The cameras of the V.F. Potte
-Склад Адольф Рейне / Warehouse Adolf Reine
- Аппараты В.И. Срезневского / The cameras of the V.I. Sreznevsky
-Торговый дом И.А. Стеффена / Trade House of the I. Steffen
- Аппараты Р.Ю. Тиле / The cameras of the R.Y. Tile
- Аппараты С.А. Ульянина / The cameras of the S.A. Oulyanin
- Аппарат И.И. Филипенко / The camera of the I.I. Philipenko
- Аппараты И. Яновского / The cameras of the I. Yanovskyi
- Затворы С.А. Юрковского / The shutters of the S.A. Yurkovskyi
- Затворы И. Яновского и Ашихина / The shutters of I. Yanovskyi & Ashihin
-Прибор А.А. Ярковского для определения скорости моментальных фотографических затворов / Device of A.A. Yarkovsky for determination of speed of instant photographic shutters
-"Англо-русская фотокомпания" / "Anglo-russkaya fotokompania"
-Компания "Вся Россия" / Firm "All Russia"
-Торговый дом "Невское депо фотографических принадлежностей" / Trade House "Nevskoe Depo photographic attachmens"
-"Фотографическая ассоциация" / "Photographic Association"
-Склад фотографических и оптических принадлежностей Р. Якоба / Warehouse of photographic and optical accessories of R. Jacob
- Дополнительные материалы, часть I / Additional materials, part I
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)

 

 

 

 

   
       

05-10-2024 00:22:17

В.И. Срезневский, (21.09.1849 – 29.06.1937)
V.I. Sreznevskiy (21.09.1849 – 29.06.1937)

Вячеслав Измаилович Срезневский – сын знаменитого русского языковеда – составителя словаря древнерусского языка И.И. Срезневского. Один из основателей (1878) и руководитель фотографического отдела Русского технического общества; основатель журнала «Фотограф»; автор первого русского справочника по фотографии «Справочная книжка фотографа» (1883); один из основателей и профессор (с 1918 г.) Высшего института фотографии и фототехники в Петрограде; председатель Российского Олимпийского комитета (руководил им до 1918 года); товарищ Главно-наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи.
Явился изобретателем портативной походной аппарат-лаборатории (1875), которая имела вид ранца и служила одновременно камерой для съемки и лабораторией для проявления (раньше такая лаборатория занимала целый фургон, запряженный парой лошадей); устойчивый против внешних воздействий фотоаппарат (1882) для экспедиции Н.М. Пржевальского, первый аэрофотоаппарат (18.06.1886); водонепроницаемую камеру для подводных съемок (1886); камеру для регистрации фаз солнечного затмения (1887). Разработал и впервые изготовил специальные фотопластинки для аэрофотографии (1886).

18 мая 1886 года член VII (Воздухоплавательного) отдела ИРТО поручик русской армии Александр Матвеевич Кованько взлетел над Санкт-Петербургом на аэростате, и снял город с высот 800, 1200 и 1350 метров. Сразу после этого В.И. Срезневский предложил А.М. Кованько сделать для его следующего полета специальную камеру, приспособленную для такой съёмки. И вот 6 июля 1886 года в России состоялась первая в мире аэрофотосъёмка специализированным фотоаппаратом системы В.И. Срезневского. Камера была сфокусирована на бесконечность, и не имела фозможности для перефокусировки. Камера крепилась объективом вниз на специальном кронштейне, а фотопластинки форматом 24х24 см. вставлялись в нее по одной через боковую прорезь. Причем они были запаяны в светонепроницаемые чехлы, и выходили из них только внутри камеры. В какой-то мере вся конструкция напоминала дробовик: для перезарядки требовалось сдвинуть её вдоль кронштейнов вперёд, а затем назд. В результате этой первой в мире аэрофотосъёмки специализированным фотоаппаратом, Кованько и его коллега Зверинцев сделали четыре снимка.

1901 г. на заседании Пятого, фотографического, отдела Русского технического общества В.И. Срезневский сделал доклад о фотографировании в натуральных цветах по способу Э. Козловского.


[93, стр. 42]


"6 июля 1886 г. во время полета от Санкт-Петербурга до Кронштадта на управляемом А.М.Кованько воздушном шаре РТО Л.Н.Зверинцев выполнил съемку фотокамерой, созданной Срезневским специально для воздушной фотосъемки и являющейся прототипом отечественных и зарубежных аэрофотоаппаратов. Объектив фотокамеры был сфокусирован на бесконечность и жестко закреплен. Съемка производилась на фотопластинки формата 24х24 см. В качестве кассет для каждой фотопластинки использовались специальные светонепроницаемые чехлы из прорезиненной ткани с белой наклейкой для записи карандашом условий съемки. Фотопластинки вводились в фотокамеру и вынимались из нее через боковую прорезь. На фотоаппарате была закреплена буссоль для установки азимута направления съемки. Фотоаппарат был рассчитан на плановую съемку. Для этого была разработана специальная фотоустановка, крепящаяся на стенке корзины шара с наружной стороны и позволяющая перемещать фотоаппарат внутрь корзины для перезарядки.
В ходе полета были получены четыре снимка. Первый снимок был сделан над Санкт-Петербургом в районе церкви Св. Троицы. Второй снят над морским каналом, а третий над заливом. Четвертый снимок был получен с высоты 1100 м над островом Котлин, на котором расположен Кронштадт. Остров был сфотографирован на одном фотоснимке полностью. На переднем плане видны военная и купеческая гавани, слева форт. Отдельные дома не проработались. Хорошо проработались облака над Кронштадтом. Опуститься в Кронштадте не удалось, и шар полетел в сторону открытого моря, где примерно в 100 км от острова воздухоплаватели были приняты на борт английского парохода. В ходе полета над морем ими была отмечена возможность изучения по воздушным фотоснимкам рельефа дна. В опубликованном в 1887 г. отчете о полете Зверинцев пишет, что, находясь на высоте 2500 м над морем, они наблюдали "прекрасную карту мелей, глубокой воды и фарватера. Все это очерчивалось отчетливо; в одних местах контуры шли резко, в других сглаживались переливами. Мели выделялись в виде желтых, бурых участков. Очевидно, было, что яркость тона указывала на меньшую воду и наоборот. Казалось перед нами внизу была раскинута гигантская карта мелей, иллюминированная искусным чертежником сепией". (Краснопевцев Б.В., ИСТОРИЯ ФОТОГРАММЕТРИИ В РОССИИ в 19 и 20 веках)


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024