Эдуард Роминикович Козловский, живший в Киеве, в 1899 году получил Привилегию № 2661 на трёхсъёмную фотографическую камеру ("Свод привилегий за 1899 г., т. 10, стр. 2874"), по сути являвшуюся первым цветным фотоаппаратом.
"В основу конструкции камеры была положена идея съёмки на три пластинки одновременно через три светофильтра.
В передней стенке камеры (рис. 9, слева) помещался светосильный объектив
ef, к трём остальным бокам камеры крепились три конических меха, соединявших камеру рамками для кассет №1, №2, №3. Рамки эти передвигались в горизонтальном направлении.
Под камерой помещался кремальерный механизм, приводивший в движение (взад и вперед) все три рамки одновременно.
Внутри камеры по направлению к оси объектива укреплены вертикально к основанию камеры под углом в 45° два желтых прозрачных стекла
ab и
cd. Луч света, прошедший через объектив, встречает на своём пути стекло
ab, от которого частично отражается и идёт по направлению
uv до матового стекла в рамке №1, на котором будет виден фотографируемый предмет. Тот же луч, прошедший через два желтых стекла
ab и
cd, на матовом стекле №2 даст изображение того же предмета. Свет, прошедший через желтое стекло
ab, отразится от поверхности стекла
cd и пойдет по направлению
xz к рамке №3, на матовом стекле которой получится третье изображение фоторафируемого предмета.
Если в рамки вставить пластинки, то имеется возможность получить три негатива одновременно, причём каждый из них будет соответствовать одному из трёх основных цветов благодаря установленным сложным светофильтрам перед рамками. Перед рамкой №1 установлен "зелёный" светофильтр, перед рамкой №2 - "оранжевый", перед рамкой №3 - "фиолетовый".
"Зелёный" светофильтр состоит из яркозелёного стекла
gh и желатинового стекла
ik, окрашенного нафтоловой жёлтой краской. Этот светофильтр задерживает красные и фиолетовые лучи, пропускает синие, зелёные и жёлтые лучи и обеспечивает получение негатива для красного цвета.
"Оранжевый" светофильтр из желатинового стекла
em, густо окрашенного нафтоловой жёлтой краской, и другого желатинового стекла
no, окрашенного красной краской эритрозин. Стекло
em задерживает ультрафиолетовые, фиолетовые, голубые и синие лучи. перемещает максимум к оранжевым и красным лучам. Этот светофильтр позволяет получить негатив для синего цвета.
"Фиолетовый" свтофильтр состоит из желатинированного стекла
pg, густо окрашенного красной краской родамин, стекла
us голубого цвета. Родаминовое стекло задерживает зелёные и жёлтые лучи и пропускает фиолетовые, голубые и красные. Совместно же с голубым стеклом красный цвет выходит светлее жёлтого и зедёного, а синий, голубой и фиолетовый - совсем жёлтым. В рамке №3 получается негатив для жёлтого цвета.
Для получения правильной передачи цветов в рамки №1 и №2 вставляются обыкновенные высокочувствительные пластинки, а в рамку №3 - только ортохроматические.
На рис. 9, справа представлена видоизменённая камера. Здесь линза
а помещается в передней части аппарата, в трубе
ef линза воспринимает лучи, отраженные стеклом
ab; линза
е - лучи, прошедшие через оба стекла
ab и
cd; линза
d` воспринимает лучи, отражённые стеклом
cd. Диафрагма помещается в трубе
ef.
Опытный образец камеры Козловского демонстрировался на заседании Фотографического общества оюбителей фотографии "Дагерр" в Киеве в 1901 году, но распространения она не получила, и через некоторое время русское изобретение неправильно было приписано французу Наше.
В журнале "Фотографические новости" в 1915 году по этому поводу указывалось:
"Долгом считаю упомянуть и о том обстоятельстве, что спустя три года в одном из французских журналов я встретил совершенно аналогичную модель камеры Козловского камеру французского оптика Наше, также предлагаемую для трехцветной съёмки (Н. Бобир)."
[93, стр. 28-29]