Ричард (Рихард) Юльевич Тиле (1843-1911) - российский ученый, фотограф, пионер аэрофотографии и инженерной фотограмметрии в России, автор трудов по фотографии и фотограмметрии, выходец из Саксонии. Получил образование в Дрездене, а впоследствии работал в Министерстве путей сообщения России.
После того, как Тиле был принят в Министерство путей сообщений (МПС) на должность инженера (1896), он был командирован за границу с целью изучения разработок в области фототопографии. Собранная информация об истории возникновения фототопографии в странах Европы и США, ее теоретических основах, конструкциях фототеодолитов, полевых и камеральных работах была им опубликована сначала в журналах МПС (1897, № 4, 5, 6), а затем в отдельной брошюре «Практическая фототопография (фотограмметрия)» (1898). Сам же Тиле был назначен заведующим фототопографическими работами МПС.
С целью более продуктивного использования неуправляемых аэростатов и воздушных змеев научная мысль стала искать пути увеличения площади покрытия за одну экспозицию. Возникла идея создания многокамерных аппаратов. В 1898 г. Р.Ю. Тиле построил первый практически пригодный многокамерный автоматический фотоаппарат, названный им впоследствии «панорамографом».
Чтобы устранить вращение аппарата, подвешиваемого к воздушному шару или лееру змея, Тиле использовал флюгер. По своему замыслу и конструктивному оформлению «панорамограф» Тиле являлся в свое время самым совершенным в мире фотоаппаратом. После появления русского «панорамографа» многообъективные фотоаппараты появились и в западноевропейских странах; в частности, французский физик Канете построил девятикамерный аппарат с трехъярусным расположением камер, а Шеймпфлуг (Австрия) создал семикамерный фотографический аппарат, по внешнему виду сходный с «панорамографом» Тиле.
В 1899 году Тиле продемонстрировал созданный им «панорамограф» в Санкт-Петербургском учебном воздухоплавательном парке. Панорамограф состоял из семи фотокамер: центральной, оптическая ось которой была отвесной, и шести расположенных вокруг нее с отклонением оптических осей от горизонтальной плоскости на 30°. Одновременное срабатывание семи затворов на заданной высоте обеспечивал часовой механизм. Для срабатывания затворов в момент, когда оптическая ось центральной фотокамеры занимала отвесное положение, Тиле разработал электронивелир, у которого по сферической поверхности катался стальной шарик. В момент, когда шарик оказывался на нижней точке сферической поверхности, он замыкал контакт, подавая ток на срабатывание затворов.
В дальнейшем Тиле получил привилегию на панорамограф (1904) и разработал шесть его модификаций. С целью определения фактической выдержки, обеспечиваемой затвором фотоаппарата, Тиле разработал устройство под названием «велосиметр». Тиле произвел первую маршрутную фотосъемку, перемещая воздушный шар с панорамографом вдоль русла р. Припять в районе г. Мозырь (1902-1903). Положение фотоаппарата в момент съемки определялось геодезическими измерениями, а углы наклона фотоснимков по линии горизонта, изобразившейся на перспективных фотоснимках. Полученные снимки он продемонстрировал на Виленском съезде инженеров водных путей (1904). Тиле произвел также фотосъемку трассы железной дороги вдоль Черноморского побережья (1903), строительства Санкт-Петербургского порта и составил его план (1904).
Позже, летом 1905 г., военно-инженерное ведомство приобрело «панорамограф» Тиле для нужд действующей армии. В период 1908-1914 гг. в ряде стран стали проводиться первые опытные аэрофотосъемочные полеты и разрабатываться методика аэрофотосъемки. Появилась новая специальная аппаратура – аэрофотоаппараты.
Текст частично "История фотограмметрии в России в 19 и 20 веках", Краснопевцев Б.В.