Предлагаемый для обзора материал построен не по форматному принципу как, например, камеры и объективы, выпускавшиеся в СССР в послереволюционный период, а по фамильному и фирмо-изготовительному принципу (подчеркиваю, что в данном разделе речь не идёт о фотографах, а именно о поизводителях!). И, если в советский период развития можно было говорить о создании фотоиндустрии как об отдельном направлении развития промышленности в государстве, то в дореволюционное время изготовление фотоаппаратов и принадлежностей к ним было делом частным, как обычно и бывает при рыночной экономике (несмотря на попытки
V фотографического отдела Русского технического общества привлечь внимание правительства Российской Империи к содействию развития отечественной фотопромышленности по всем видам).
Следовательно, описания в классификации слева распределены по алфавиту фамилии производителя (иногда называвших себя "фабрикантами"), а в конце перечня перечислены по названиям компаний изготавливавших и продававших фотографические устройства. При этом, в те годы было приемлемым, и считалось нормальным, когда импортируемая из-за рубежа модель фотокамеры нередко продавалсь под именем компании-импортёра, которая и была в то же время компанией-продавцом, но изначальное название камеры, и заграничной компании, изготовившей её, не удалялось, а сохранялось, т.к. это считалось престижным. Причём в данном разделе речь не будет идти о фирмах (компаниях) представляющих из себя только магазины или фотоателье, и не занимающихся никакой производственной деятельностью в области создания фотографических камер или принадлежностей к ним.
Нельзя не отметить, что в нередких случаях фотоаппаратура, как импортируемая, так и произведённая в России, в тот период развития страны продавалась не только в узкопрофильных специализированных магазинах, но и в магазинах расширенного перечня товаров любой направленности.
Далее, было принято, что компания, изготавливающая фотоаппараты, или импортирующая их, и/или продававшая их, параллельно выпускала и продавала негативные стеклянные фотопластинки, фотобумаги, фотохимию, принадлежности и пр. А также некоторые из этих фирм занимались издательской деятельностью под своим же именем - обзорные книги, учебники, журналы, справочники, каталоги, прейскуранты, руководства и пр.
Кроме того, многие из этих компаний производили фотосъёмочную работу в своих фотоателье ("галереях"), в основном посвящённую портретной фотографии.
Ну, и, наконец, увеличивающаяся популярность фотографии как направления искусства и даже приятного времяпрепровождения, приводила иногда к своеобразным и, прямо скажем, неожиданным результатам.
* * *
С точки зрения терминологии важно отметить, что в дореволюцинный период фирмы-производители, как правило, имели собственные магазины для продажи, и у термина "магазин" (не с точки зрения выпуска некоего "журнала"), и у компании производителя, были такие синонимы как "склад"
1, "депо"
2, "мастерские"
3, "торговый дом"
4, "товарищество"
5, "лаборатория", "фирма" и пр. Причём нередко эти синонимы смешивались, перекрещивались, и присутствовали в названиях одновременно. К каждому из этих терминов присоединялось название фирмы или фамилия производителя.
_____________________________________
1 В словаре З.Е. Александровой читаем синонимы слова
"склад": магазин, запас, и др. Причём предлагаемый перечень товаров предлагалось приобрести "в складе", а не "на складе". Например, были известны
"Склад-магазин А.Ф. Вернера",
“Центральный склад фотографических и оптических принадлежностей” на Тверской улице в доме Саввинского подворья, принадлежавший Рихарду Эрнестовичу Якобу в начале ХХ века. А также
"Склад и фабрика фотографических принадлежностей, Бруно Зенгер и К°", существовавшая с середины 1860-х - нач. ХХ в С-Петербурге,
"Склад фотографических принадлежностей" И.И Карпова, и др.
2 В описываемый период времени понятие
"депо" имело более широкое толкование, чем сегодня. В "Толковом словаре живого великорусского словаря" В. Даля читаем: "депо ср. несклон. франц. место для собрания, складки и хранения каких-либо предметов, с особою, определенною целью: склад, скоп, запас, хранилище, сохранница, бережница."
Например, известно существование "Депо фотографических принадлежностей Одесского фотографического общества",
"Депо фотографических принадлежностей «Ф. Иохим и К°»", (эта же фирма именует себя в разных публикациях тажке "Торговый дом", "Товарищество на паях", что подчёркивает сходность и близость терминов),
"Депо художественных рисовальных, чертежных и канцелярских принадлежностей" в Санкт-Петербурге.
Фото Дмитрия Грибкова
3Термин "мастерские" (или "мастерская" в силу меньшего объёма производства) подразумевал в те годы под собою не только некое небольшое промышленное предприятие, обычно производящее, в том числе и ремонтные работы, но и производственную компанию определённого профиля, слово "мастерские" в которой было и частью торгового названия и, в дополнении, синонимом термина "Магазин". В качестве примера можно привести "Мастерские и депо фотографических принадлежностей" Н. Клячко и "Склад фотографических принадлежностей и проэкционных фонарей, механическая и столярная мастерская" А. Рейне в Москве.
4Название "торговый дом" было широко применяемым и обычным в дореволюционной России, причём самого разнообразного профиля. Например Торговый дом "Невское депо фотографических принадлежностей".
5Наименование "товарищество" (а кроме того и "товарищество на паях") также являлось синонимом термина "производитель", и, попутно, слова "магазин".
Данный раздел проекта находится в постоянном развитии, в связи с чем регулярно дополняется и совершенствуется. Следите за обновлениями.