Как и во многих других областях промышленности, так и в области фотоаппаратостроения наследство, полученное нами от дореволюционной России, равнялось нулю. Мы не только не имели своего производства фотоаппаратов, хотя бы самого примитивного, но у нас не было и людей, знакомых с производством фотоаппаратов.
Не прошло и 10 лет с момента появления первого советского фотоаппарата, а мы уже можем отметить огромный рост нашей фотоаппаратурной промышленности. За этот короткий срок наша промышленность создала пять моделей аппаратов типа складной универсальной любительской камеры, одну модель типа "Лейки", одну модель типа клаппкамеры на распорках и до десятка моделей для детей.
Таковы наши абсолютные достижения. Картина, однако, несколько изменится, если срав-нить рост фотоаппаратурной промышленности с ростом любой другой отрасли нашей промышленности. Не касаясь качества наших фотоаппаратов, о которых писалось достаточно много и которое в общем еще очень низко (некоторое исключение в этом отношении составляет камера ФЭД), не затрагивая вопроса о количестве выпускаемых камер (которое в известной мере обеспечивает сегодня потребности) рассмотрим ассортимент камер, имеющихся сейчас в производстве и в продаже.
Основным аппаратом на нашем рынке является, как известно, "Фотокор № 1". Того же типа камеры выпускает и фабрика "Арфо". Круг применения этих аппаратов не выходит за пределы потребностей рядового любителя. Другая модель - "Турист" ВООМП, настолько своеобразна, что ее назначение и круг применения вообще трудно определить. Как клаппкамера эта модель, казалось бы, должна была обслужить фоторепортеров, однако, по своему оснащению она абсолютно не отвечает требованиям репортажа. Как любительская камера, она мало универсальна и менее удобна, чем складной аппарат типа "Фотокор № 1". Таким образом, камере этой нельзя сулить широких перспектив. Третья модель - ФЭД трудкоммуны им. Ф. Дзержинского. С некоторым компромиссом можно считать, что этот аппарат в известной мере удовлетворяет требованиям репортажа. Этим ассортимент моделей исчерпывается.
Нет необходимости доказывать крайнюю скудость нашего ассортимента. Лишь одна фирма Цейс-Икон выпускает не менее 15 различных по назначению и свыше 40 различных по конструкции моделей аппаратов; всего в Германии насчитывается свыше 200 наименований фотокамер. Примерно половина этого количества наименований имеется в Америке и столько же в Англии. Конечно, во всех этих странах имеется множество весьма сходных по конструкции аппаратов. Такое дублирование нам ни к чему, но наш ассортимент, безусловно, нуждается в значительном пополнении.
Каковы же задачи нашей промышленности в этом отношении? Прежде всего необходима камера, аналогичная типу "Фотокора № 1", т.-е. камера с двой-ным растяжением меха и с передвижным объективом, но размером 6 1/2 X9 см. Подобная ка-мера, изготовляемая Арфо, неудовлетворительна и должна быть заменена другой моделью. Лучшим образцом подобной камеры может служить камера "Авус" Фохтлендера. Как эта модель, так и "Фотокор № 1", должны получить затворы типа "Компур". Разрешение этой задачи абсолютно неотложно.
Независимо от существования камеры "Турист", необходима клаппкамера усовершенствованного образца, типа "Декрулло-Неттель" размером 6 1/2X9 см в первую очередь и 9X12 - во вторую.
В нашем ассортименте совершенно отсутствуют пленочные камеры. Появившаяся у нас некогда роликовая пленка 6X9 см снята с производства, видимо, за отсутствием спроса. Следует не только восстановить выпуск этой пленки, но и наладить выпуск пленочных камер этого размера двух типов: универсальную любительскую и школьную ящичную с постоянным фокусом (типа "Брауни-Кодак" или "Бокс-Тенгор"). Весьма необходима хотя бы одна модель стереокамеры размером 45X107 мм типа "Вераскоп". Важная область фотоработы - стереосъемка сейчас у нас забыта, хотя она имеет огромное значение в учебно-педагогической области, в работе натуралистов и т. д. Этим, однако, задачи советского аппаратостроения не исчерпываются. Отстающим участком является и фотооптическая промышленность. Камера ФЭД должна в кратчайший срок получить два добавочных сменных объектива: широкоугольник с фокусом 35 мм и телеобъектив с фокусом 90 мм или больше. Объектив "Ортагоз", как явно порочный, должен быть заменен совершенным анастигматом со светосилой 1:4,5. Помимо этого, необходим удешевленный анастигмат со светосилой 1:6,5 и светосильный анастигмат 1:3,5. Все три объектива должны изготовляться двух фокусных расстояний: 13,5 см для камер 9X12 см и 10,5 см для камер 6 1/2X9 см.
Таковы ближайшие реальные и вполне осуществимые задачи советской фотоаппаратурной промышленности. Осуществление этих задач возможно лишь при условии живейшего участия в этом деле всех научных сил нашего Союза (НИКФИ, ГОИ и т. д.) и при теснейшей связи промышленности с фотообщественностью.