Период от зарождения воздушного фотографирования до первой мировой войны
Идея производства фотографирования с воздуха и первые удачные попытки осуществления этой идеи принадлежат французскому фотографу Надару. Ему же принадлежит первая мысль о возможности использования этого вида фотографирования в военных целях.
В 1855 г. Надар предложил заменить землемерную съемку фотографированием с привязного аэростата и взял патент на «воздушную фотографию».
Предлагая свой способ армии, Надар писал: «Большую находку в стратегическом отношении представляет для командующего генерала сельская колокольня, откуда офицеры Генерального штаба могут делать свои наблюдения. Я имею такую колокольню постоянно и благодаря своему фотографическому аппарату я в состоянии посылать каждые четверть часа в главную квартиру самые верные сведения в виде позитива».
Осуществить свою идею Надар сумел только через три года, когда в 1858 г. он впервые с высоты 80 м получил очень слабые аэроснимки одной деревни.
Эта неудача заставила Надара в 1859 г. отказаться от предложения командования французской армии сопровождать ее в походе в Италию. Он не был уверен в успехе своей предстоящей работы. Однако, продолжая совершенствовать свой способ, Надар добился хороших результатов — получил снимки Парижа при воздушном фотографировании с 200 м.
Первый случай военного применения воздушного фотографирования имел место во время гражданской войны в Северной Америке. Там в 1862 г. американцы успешно производили воздушное фотографирование при осаде крепости Ричмонд.
В России первые опыты воздушного фотографирования были произведены в 1886 г. Производил их начальник воздухоплавательной команды Кованько; во время свободного полета аэростата он фотографировал крепость Кронштадт и Петербург. Полученные аэроснимки оказались удачными и дали возможность судить о важном значении воздушного фотографирования для армии.
Осенью того же года воздушное фотографирование применяется на маневрах армии. Учебный воздухоплавательный парк вводит в свою программу изучение воздушного фотографирования.
Военное применение воздушного фотографирования в русской армии началось в русско-японскую войну 1905 г. Здесь впервые военные воздухоплаватели Найденов и Ульяиин производят с аэростатов перспективные аэроснимки позиций противника. Однако отсутствие надлежащего штата лиц для развертывания этих аэроснимков в план не давало возможности своевременно использовать результаты фотографирования. Так, не были использованы аэроснимки, произведенные в районе Сандепу, которые могли бы иметь решающее значение.
Развитие авиации сразу быстро двинуло вперед дело воздушного фотографирования. В 1910 г. этим вопросом заинтересовалось высшее командование русской армии. Военный летчик Гельгар в 1910 г. производит удачное фотографирование с самолета на маневрах армии. В следующем году он фотографирует берега Босфора. Эти аэроснимки получают одобрение разведывательного отдела Генерального штаба.
Первая мировая война
Первая мировая война 1914-1918 гг. положила начало широкому применению воздушного фотографирования с самолетов. В это же время выработались основные формы технического обеспечения и тактического использования воздушного фотографирования. Результаты аэрофоторазведки используются командованием при принятии тактических и оперативных решений. Опыт операций 1916 г. под Верденом и на реке Сомма приводит к убеждению о необходимости обеспечения каждой операции в современной войне тщательной аэрофоторазведкой.
Характерный пример, когда аэроснимки оборонительной позиции немцев у Дреслинкур в 1917 г., выполненные по заданию 3-й французской армии, позволили совершенно точно определить основной замысел немецкой обороны и заблаговременно открыть планы противника, говорит о том, что фотодокументы уже в то время представляли большую ценность не только для командования небольших подразделений, но и для высших штабов.
В тот период благоприятно содействовали развитию воздушного фотографирования позиционные формы войны, которые не ограничивали обработку и изучение аэроснимков особенно короткими сроками и позволяли систематическим повторным фотографированием накапливать данные о противнике. И действительно, в тех районах, где войска задерживались на длительный период в окопах, не было ни одной пяди позиций и ближайшего тыла, которые не фотографировались бы десятки раз в различных масштабах.
С переходом в конце войны к подвижным действиям разведчики стали проникать в глубокий тыл противника. Разведка велась на больших высотах. Фотографирование при этом снова сыграло решающую роль. Фотодокументы давали высшему командованию неопровержимые данные о мероприятих противника (о признаках подготовки к отходу и пр.).
В 1918 г. французами по данным аэрофоторазведки была составлена подробная карта известной оборонительной «линии Гинденбурга». Аэрофоторазведкой была обнаружена подготовка немецкого наступления 15 июля 1918 г. в Шампани, проводившаяся в строжайшей тайне. Систематическим фотографированием с марта французы наблюдали за подготовительными мероприятиями немцев. По аэроснимкам было установлено перед фронтом армии 5 новых железнодорожных линий с разветвлениями, 11 крупных складов боеприпасов, 4 новых моста на реке Эн, 25 санитарных формирований, 11 новых аэродромов. 11 июля аэроснимки, произведенные длиннофокусными аэрофотоаппаратами, убедили французское командование, что подготовка немцев заканчивается и перехода их в наступление можно ожидать со дня на день. Эти данные позволили французам своевременно принять предупредительные меры. План немцев, рассчитанный на захват Реймса и дальнейшее движение на Париж, провалился.
Уровень, достигнутый аэрофотослужбой в первую мировую войну, характеризуется следующими цифрами:
а) среднее количество аэроснимков, выполнявшееся ежедневно германскими ВВС, составляло: в 1915 г. — 400, в 1916 г. — 1500, в 1917 г. — 4000;
б) в периоды напряженной работы аэрофотослужба французских ВВС выпускала за ночь до 10 000 аэроснимков размером 18X24 см;
в) площадь, сфотографированная немцами за время войны, в шесть раз превосходила площадь всей Германии.
На восточном театре в период 1914—1918 гг. воздушное фотографирование не получило такого широкого применения, как на западе, но и здесь к концу войны ни одна операция не проводилась без учета данных аэрофоторазведки.
Так например, при подготовке к знаменитому Брусиловскому прорыву (июль 1916 г.) особое и исключительное значение придавалось предварительной аэрофоторазведке укрепленных позиций противника.
На юго-западном фронте русским войскам противостояли сильно укрепленные позиции, насчитывавшие от двух до четырех оборонительных полос, удаленных друг от друга на 5—10 км. Каждая полоса имела в глубину до 1,5—2 км и состояла из трех линий траншей. Австрийцами были построены сильные узлы сопротивления со сплошными линиями окопов между ними. Перед окопами проходили густые проволочные заграждения, местами электрифицированные, а перед ними были заложены фугасы.
Воздушные разведчики сфотографировали на участке подготавливавшегося прорыва укрепленные позиции противника на вою их глубину. Полученные аэроснимки развертывались в план и данные с них наносились на карты. В результате этой работы все командиры получили самые детальные и точные планы неприятельских позиций.
Применение воздушного фотографирования в морской авиации в первую мировую войну не получило такого размаха, как в сухопутной. Оно было ограничено характером морских операций, а также небольшим радиусом действия морских самолетов. Однако немцы все же достаточно широко применяли фотографирование в интересах морского флота. Были сфотографированы все английское побережье и все подходы к портам, что позволило немецким крейсерам и подводным лодкам совершать удачные налеты на береговые объекты и базы флота. Фотографирование производилось с дирижаблей, курсировавших над Северным морем.
Период между первой и второй мировыми войнами
Гражданская война 1918—1921 гг. носила такой характер, который не мог способствовать развитию воздушного фотографирования: она имела исключительно подвижные формы, войска той и другой стороны были слабо оснащены технически — не было достаточного количества авиации и необходимой для аэрофоторазведки материальной части. Однако история Красной Армии и в тот период знает целый ряд случаев вполне оправдавшего себя боевого применения воздушного фотографирования.
Подвижные формы боевых действий последнего периода мировой войны 1914—1918 гг. и гражданской войны при невысоком уровне техники аэрофотослужбы, особенно при длительных сроках обработки аэроснимков, не позволяли своевременно представлять фотодокументы командованию. Фотодонесения запаздывали, не использовались в нужный момент и в достаточной мере, теряли свою ценность. Это привело к ложному взгляду некоторых кругов на невозможность широкого применения воздушного фотографирования в будущей войне.
Последующие боевые эпизоды в Испании, на Халхин-Голе и др. как будто подтвердили справедливость этого мнения. Однако первые же дни второй мировой войны и войны с белофиннами полностью опровергли мысль о том, что современная армия может обойтись без хорошо организованной и технически оснащенной аэрофотослужбы.
Период между первой и второй мировыми войнами в истории развития аэрофотослужбы был очень плодотворным. Глубоко был изучен опыт первой мировой войны. Повсеместно были созданы специальные институты или отделы таких институтов, как военных, так и гражданских, где исследовались и изучались вопросы техники и применения воздушного фотографирования.
Широкое развитие получило воздушное фотографирование в гражданских ведомствах — для составления планов и карт, в интересах геологоразведочных работ, в целях лесоустроительных, для планировки городов и сельского хозяйства, для проектирования железных дорог, изучения состояния и передвижения льдов в северных морях и т. д.
В этот период были проведены большие работы, завершившиеся созданием новых сортов аэропленки, новых совершенных аэрофотоаппаратов и приборов для автоматической обработки материалов фотографирования.
Были разработаны новые методы фотографирования.
Капитан Стевенс (США), использовав новые сорта аэропленки, чувствительные к инфракрасным лучам, длиннофокусный аэрофотоаппарат и светофильтр, отсекавший всю видимую часть спектра, произвел в 1929 г. перспективное фотографирование с высоты 6000 м на расстоянии до 430 км. В дальнейшем фотографирование производилось и на большие расстояния.
Практического значения такое «дальнее» фотографирование почти не имеет, но этими опытами безусловно доказана возможность фотографирования с дальних расстояний порядка 20—30 км (вне видимости и слышимости с земли) берегов или территории вероятного противника, что уже имеет большое военное значение.
В этот же период были произведены удачные опыты фотографирования с больших высот при полетах стратостатов. В полете стратостата ССCP в 1934 г. были получены аэроснимки местности с высоты 14 000 м и в полете стратостата Ехр1огег-II в 1935 г. с высоты до 22 000 м. Таким образом косвенно была доказана возможность при наличии высотной авиации незаметного проникновения на территорию иностранных государств с разведывательными целями. В этих полетах опять-таки было использовано фотографирование в инфракрасной части спектра.
Наконец, в этот же период одновременно в СССР и США было практически отработано ночное воздушное фотографирование с применением специальных высокочувствительных панхроматических аэропленок, искусственного источника света в виде осветительных фотобомб и ночного аэрофотоаппарата со светосильной оптикой, срабатывающего от фотоэлемента.
В период между двумя мировыми войнами оптико-механическая промышленность Германии создала один из наиболее совершенных аэрофотоаппаратов — «Rb» с размером снимка 30 X 30 см и фокусными расстояниями объективов 20, 50 и 75 см. Используя эти длиннофокусные аэрофотоаппараты и высотные самолеты, немцы еще задолго до войны начали тайно проникать на территории своих вероятных противников и производить фотографирование для изучения этих территорий и составления «дел целей» по основным военно-промышленным объектам в интересах своей бомбардировочной авиации.
Полеты совершались на больших высотах вне видимости и вне слышимости с земли.
В войне с белофиннами (1939— 1940 гг.) аэрофотослужба снова получила самое широкое применение. В этой войне наши войска столкнулись с вполне современной и достаточно совершенной долговременной обороной противника. Для того чтобы подготовить наступление и взламывание этой обороны, командованию Красной Армии и Военно-Морского Флота необходимо было получить самые точные документальные данные о сильных и слабых местах оборонительной полосы, месторасположении узлов сопротивления, береговых батарей, отдельных долговременных oгневых точек, секторах их обстрела и всей системе обороны противника. С этой целью было организовано систематическое сплошное фотографирование больших площадей в районах, где предполагалось наличие оборонительных сооружений. Для обработки и изучения полученных аэроснимков был создан фотограмцентр, который был связан с топографами, артиллеристами и представителями инженерных войск. Для работы в фотограмцентре были привлечены опытные специалисты.
Для фотографирования больших площадей обороны были выделены специальные разведывательные части. Фотографирование выполнялось группой самолетов спаренными аэрофотоаппаратами. Наиболее трудно доступные для разведчиков районы (сильно прикрытые зенитной артиллерией) фотографировались истребителями, оборудованными аэрофотоаппаратами.
В войне с белофиннами впервые в боевых условиях было применено ночное воздушное фотографирование. В одном из ночных разведывательных вылетов получены были удачные ночные аэроснимки с высоты 800 м, на которых была обнаружена колонна противника в движении на Выборг.
Все аэроснимки были тщательно обработаны, подробнейшим образом изучены, перенесены на карты и использованы всеми родами войск при прорыве линии Маннергейма и флотом при занятии островов.
Успешное завершение операции, во время которой впервые в военной истории была прорвана непреодолимая, по заключениям всех специалистов, современная долговременная оборона, явилось лучшим отзывом о значении и необходимости самого широкого применения воздушного фотографирования в современной войне.
Вторая мировая война
Первый период второй мировой войны на Западе с сентября 1939 г. до начала немецкого наступления на Францию характерен широким применением воздушного фотографирования в интересах подготовки этого наступления. Немцы целиком и полностью использовали преимущества аэрофоторазведки и в течение 8 месяцев «тихой» войны на Западном фронте сфотографировали все основные аэродромы, оборонительные сооружения и т. п. от северо-восточных границ Франции до Ла-Манша и Лиона.
Основой успеха внезапного удара германской армии 10 мая 1940 г. по аэродромам союзников явилась методическая работа разведывательной авиации в течение нескольких предыдущих месяцев. БЫЛИ зафотографированы и изучены все аэродромы и посадочные площадки, определены типы самолетов, базирующихся на том или ином аэродроме, и даже выяснен распорядок рабочего дня. Германскому командованию был известен также и тот факт, что накануне 10 мая часть голландских аэродромов была занята соединениями английских ВВС.
На основе этого был выработан конкретный план удара по аэродромам, для которого была использована почти вся германская авиация.
Аэрофоторазведка в течение периода, предшествовавшего 10 мая 1940 г., дала бомбардировочной авиации Германии богатейший материал: ею были сфотографированы и изучены все аэродромы Бельгии, Голландии, Франции, Дании и Норвегии; были также сфотографированы порты союзников, мосты через реки, каналы и подходы к ним, железнодорожные узлы и т. п.
Во время проведения интенсивных наступательных операций против союзников аэрофоторазведка была несколько приостановлена, однако уже с июня 1940 г. Германия начала методически производить фотографирование Англии. В свою очередь Англия, даже несколько раньше, начала активно производить аэрофоторазведку важнейших объектов Германии.
В это же время впервые немцами широко был применен контроль бомбометания. Самолеты-фотоконтролеры выделялись из состава приданной бомбардировочному соединению разведывательной эскадрильи или из состава самой бомбардировочной части. Полет их производился одновременно с группой, выполняющей задание, или после. Задача — фотографированием установить результаты бомбометания. Стереоскопическим фотографированием и последующим дешифрированием стереопар устанавливалась истинная картина произведенных разрушений.
Фотоконтролю бомбометания уделялось большое внимание. В воздушных корпусах были организованы специальные фотолаборатории, которые обслуживали все части корпуса и занимались исключительно обработкой аэроснимков результатов бомбометания.
Характерны следующие примеры фотоконтроля. После каждого ночного налета на Москву утром, когда все утихало, вылетал разведчик, который фотографировал город с большой высоты длиннофокусным аэрофотоаппаратом. При этом была установлена недостаточная эффективность произведенных бомбардировок. В ряде случаев по аэроснимкам было установлено, что бомбы не попали в цель. В одном из ночных полетов целью был железнодорожный вокзал, на который летчик сбросил одновременно большой груз бомб. Аэроснимками было доказано, что цель не поражена и все бомбы упали в лес.
С момента вступления в войну союзников отмечается все возрастающее количество требований на аэроснимки для армии и бомбардировочной авиации.
Первоначально аэрофоторазведка ограничивалась районами линии Зигфрида, но вскоре потребовались данные о деятельности противника в более глубоком тылу Германии.
Эскадрильи, выполнявшие фотографирование на самолетах старого типа, несли потери, поэтому были созданы специальные фоторазведывательные соединения, вооруженные новейшими типами самолетов, специально оборудованными для выполнения задач воздушного фотографирования. Эти скоростные высотные самолеты не имели вооружения, для увеличения дальности на них устанавливались добавочные баки с горючим, фотооборудование их состояло из нескольких аэрофотоаппаратов.
К марту 1941 г. был сфотографирован весь район Рура, а в апреле впервые сфотографирован Киль.
Задачи фоторазведывательных соединений: информация о передвижении кораблей, фотографирование прибрежной полосы для обнаружения всех производимых работ, фотографирование с целью разведки, фотографирование результатов бомбардировок, фотографирование с целью изготовления карт.
В 1940 г. было сделано 1193 самолетовылета на фотографирование, летом 1941 г. производилось в среднем по 8,5 вылета в день, в октябре 1941 г. было выполнено 9786 вылетов на фотографирование. В дальнейшем размах работ еще более увеличился.
Фоторазведывательные соединения вели наблюдение за судами, контролируемыми Виши в Дакаре и Касабланке, за действиями противника в Норвегии и Франции, а с 1942 г. выполняли стратегическую разведку для военно-морского флота, командования бомбардировочной и истребительной авиации и для министерства экономической войны.
С появлением длиннофокусных аэрофотоаппаратов (с фокусными расстояниями объективов 90—100 мм) типовая высота аэрофоторазведки поднялась до 10 000 м. С этой высоты регулярно фотографировался Берлин до и после каждой бомбардировки, районы восточнее Берлина, побережье Норвегии и др.
Большое количество снимков производилось в вылетах на фотоконтроль бомбометания. При фотографировании Гамбурга и Берлина непосредственно после бомбометания делалось одним самолетом от 100 до 500 снимков.
Точное фотографирование мелких объектов выполнялось с малой высоты: летчик проходил над объектом на бреющем полете, опознавал объект, фотографировал его с высоты 600 м и быстро возвращался в Англию.
Обработкой сфотографированных материалов занимались фотолаборатории с большим штатом фотоспециалистов, оборудованные автоматической аппаратурой. Первоначальное дешифрирование аэроснимков производилось офицерами разведотдела, а затем два экземпляра аэроснимков вместе с негативами отсылались в Центральную секцию дешифрирования для детального всестороннего анализа.
Широко применялась аэрофоторазведка и на другом конце земного шара, в бассейне Тихого океана. Так, при подготовке десантной операции на остров Гвадалканар он был полностью сфотографирован, причем, так как радиуса действий разведчиков, базировавшихся на севере Австралии, нехватило для выполнения этой задачи, ее выполнил самолет «Летающая крепость» за один вылет.
На последних этапах операции в Тунисе большое количество аэроснимков было размножено и дано командирам пехотных и бронетанковых частей заблаговременно перед наступлением. Командиры неохотно шли в наступление, если не получали дешифрированных аэроснимков района своих действий. Фотодокументы давали точные данные об обороне района: позициях артиллерии, прожекторных установках, противотанковых рвах и всех укреплениях противника. Таким образом командиры наземных войск были хорошо информированы о том, что противник подготовил для них. Взаимодействие авиации и артиллерии, основанное на этих данных, имело решающее значение при прорыве обороны немцев в районе Бизерта — Тунис.
Наиболее широкий размах получило воздушное фотографирование на Западе при подготовке операции по высадке в Нормандии. Только для обновления и изготовления карт в интересах этой операции и последующего развития боевых действий к осени 1943 г. была полностью сфотографирована вся территория Западной Европы до меридиана Берлина.
В боевой деятельности частей морской и сухопутной авиации СССР в начальный период отечественной войны аэрофотослужба имела слабое применение.
Перелом в развертывании аэрофотослужбы наступил с осени 1941 г. Последующий переход противника к обороне и наши наступательные операции потребовали организации детальной тщательной воздушной разведки. Основной задачей, вызвавшей необходимость широкого применения аэрофотослужбы, явилась разведка обороны противника.
Противодействие истребительной авиации и зенитной артиллерии вынудило наших разведчиков летать на больших высотах. Командиры частей и экипажи разведчиков убедились, что результаты разведки без подтверждения фотографированием низки. Это привело к повышению роли аэрофоторазведки и аэрофотослужбы.
При подготовке наступательных операций данные аэрофоторазведки поступали командованию флота и в наземные войска в виде карт с нанесенной обстановкой; дешифрированных фотосхем военно-морских объектов и обороны противника и репродукций с них; фотосхем объектов противника для морской и армейской артиллерии; уточненных фотосхем с горизонталями и координатной сеткой.
Размножение фотодокументов для доведения их до частей и кораблей флота и войск производилось репродуцированием.
Части ВВС получали фотосхемы целей и репродукции с них («дела целей»).
Большой интерес представляет работа аэрофотослужбы ВВС по обеспечению действий Красной Армии в следующих операциях.
Сталинградская операция (1942 г.): по данным аэрофоторазведки были вскрыты вся система обороны, аэродромная сеть и переправы противника. На основе этих данных издавались крупномасштабные карты обороны противника, которые доводились до войск, и карты аэродромной сети и переправ, направлявшиеся в авиационные части. По мере накопления новых данных карта обороны переиздавалась несколько раз.
Синявинская операция (1943 г.): сфотографирована площадь обороны 2015 км2, передний край обороны сфотографирован в перспективе, данные аэрофоторазведки в виде карт крупного масштаба, фотосхем и репродукций с них доведены до всех родов войск (до батальонов, а в отдельных случаях и рот).
Орловская операция (июль 1943 г.): оборона противника фотографировалась на глубину 35—50 км. Фотосхемы обороны доведены в наземных войсках до дивизии, в авиации — до полка. При фотографировании обороны применены качающиеся фотоустановки для АФА-Зс. Велось систематическое фотонаблюдение за оборонительными рубежами, аэродромами, коммуникациями, для чего применено и ночное фотографирование. Велся систематический фотоконтроль бомбометания, данные фотоконтроля поступали на КП полка через 35—40 мин.
Белгородско-Харьковская операция (июль-август 1943 г.): аэрофоторазведкой вскрыта оборона противника на глубину до 10 км на всем участке фронта. Данные фотографирования послужили основой для издания карт с нанесенной обстановкой, альбома карт инженерных сооружений противника и альбома артиллерийских целей. Все эти материалы доведены до войск. Фотографирование обороны выполнялось спаренными и строенными установками АФА-1.
Миусская операция (июль-август 1943 г.): при подготовке операции только разведчиками была сфотографирована площадь в 34 773 км2. Для детального изучения инженерных сооружений противника привлекались истребители, которые фотографировали I отдельные участки обороны с высот 1200—2400 м в крупном масштабе. Велось систематическое фотонаблюдение за железнодорожными станциями, аэродромами, портами. Отдельные из них за время операции фотографировались до 35—70 раз. До войск доводились фотосхемы обороны и репродукции с них, до авиации — репродукции с фотосхем объектов, подлежащих боевому воздействию.
Ликвидация блокады г. Ленинграда (январь 1944 г.): фотографирование обороны противника проводилось в подготовительный период с сентября 1943 г. по январь 1944 г. Передние линии обороны фотографировались в масштабе 80—90 м в 1 см, тыловые рубежи — в масштабе 100—120 м в 1 см. Широко применено ночное фотографирование для разведки железнодорожных станций, населенных пунктов и т. п. Репродукциями с фотосхем обороны были обеспечены пехотные части до батальона, бронетанковые - до роты. Весь рубеж обороны на Карельском перешейке сфотографирован перспективно длиннофокусным аэрофотоаппаратом с фронта и с тыла.
Бобруйская операция (июнь-июль 1944 г): был сфотографирован рубеж обороны протяженностью 100 км и глубиной 8 км двумя вылетами трехмаршрутной качающейся фотоустановкой под фотоаппарат АФА-Зс за один день. Основные рубежи по берегам рек Добысна, Ола и др. были сфотографированы перспективно с высоты 600—700 м аэрофотоаппаратом АФА-Зс. Все результаты фотографирования в виде фотосхем и репродукций с них доведены до войск.
Минская операция (июль 1944 г.): сфотографирована оборонительная «полоса противника перед всем фронтом на глубину 30—50 км в масштабе 1 : 10000; на направлении главного удара произведено крупномасштабное фотографирование (1 :5000— 1:6000). Результаты фотографирования в виде фотосхем с координатной сеткой доведены до командиров артдивизионов и частично до командиров батальонов. Карта масштаба 1:25000 с данными аэрофоторазведки доведена до командиров рот и артбатарей. Отдельные элементы обороны уточнялись перспективным фотографированием.
Яссы-Кишиневская операция (июль-август 1944 г.): фотографирование обороны противника выполнялось на глубину 20— 30 км. Основные маршруты предстоящего движения бронетанковых войск сфотографированы на глубину 50—60 км счетверенными установками АФА-ИМ с высот 24—40 м самолетами-штурмовиками.
Аэрофотослужба ВВС в отечественной войне обеспечила все операции Красной Армии и Флота. Данные аэрофоторазведки использовались частями и кораблями флота и всеми родами войск.
О значении аэрофоторазведки в современной войне очень хорошо выразился в 1944 г. один из командующих фронтами: «Фоторазведка для нас — это все. Без аэрофоторазведки мы слепы. То, что мне даст войсковое наблюдение, это меня как командую¬щего не удовлетворяет; лишь видя фотосхемы и не только по переднему краю, но и в глубине (сочетая их с другими данными), я могу принять решение на операцию».
Фотоконтроль боевых действий первоначально прививался с большим трудом. Летный состав бомбардировочной авиации, главным образом малоквалифицированный, боялся аэрофотоаппарата, который фиксировал все его ошибки, не давал возможности представлять командованию ложные донесения о поражении цели и т. п. В дальнейшем командование расценило фотоконтроль как средство, содействующее повышению эффективности боевых действий, и стало внедрять его сверху. В результате было достигнуто такое положение, когда подавляющее большинство вылетов на бомбометание, торпедометание и бомбоштурмовые удары обеспечивалось фотоконтролем.
Во время отечественной войны аэрофотослужба ВВС выросла во всех отношениях, а именно:
1) получила новые средства в виде разведывательного аэрофотоаппарата АФА-33, аэрофотоаппарата для боевой авиации АФА-ИМ, ночных аэрофотоаппаратов НАФА-13 и НАФА-Зс;
2) подняла высоты дневного и ночного воздушного фотографирования;
3) перешла при фотографировании больших площадей от фотографирования одиночными аэрофотоаппаратами к спаренным, строенным и качающимся аэрофотоаппаратам, значительно облегчающим выполнение задачи и сокращающим потери;
4) освоила в современных условиях перспективное фотографирование, сыгравшее большую роль в наступательных операциях последнего этапа войны;
5) освоила ночное фотографирование;
6) широко внедрила в практику работы доведение фотодокументов до кораблей, частей флота и войск в виде фотосхем и репродукций с них.
Объем работы аэрофотослужбы ВВС за время отечественной войны по количеству самолетовылетов на фотографирование и изготовленных аэроснимков возрос с 1941 по 1945 год в 10—15 раз.