На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format Cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / The Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-
- "Фототехника - дизайн - потребитель", статья из "СФ" №12 за 1989 г. / "Photoengineering-design-the consumer", clause from magazine "Soviet photo", 12, 1989
- "Пути развития электронных вспышек", И. Маршак. Статья из "СФ" №7 за 1960 г. / "Ways of development of electronic flashes". I. Marshak. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1960
-"Покупатели ждут хороших фотокамер". Т. Остановский, А. Семенов. Статья из журнала "Советское фото", № 7 за 1962 год. / "Buyers wait for good cameras". T.Ostanovsky, A.Semenov. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1962
- "Оружейник Ф. Токарев - конструктор фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", № 5 за 1960 год. / "Gunmaker F. Tokarev - the designer of cameras". Clause from magazine "Soviet photo", 5, 1960
- "Подводные фотоаппараты", Б. Сахаров. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №41, 1975 / "Underwater cameras", B. Sakharov. Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 41, 1975
- "Какая камера нужна фотолюбителю-подводнику", Н. Чванов. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №11, 1965 / "What chamber is necessary for the amateur photographer - submariner", N. Chwanov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 11, 1965
-"С аквалангом и фотокамерой", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1959 г. / "With an aqualung and a camera", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1959
- "Съемка под водой", Ю. Транквиллицкий, А. Рогов. Статья из журнала "Советское фото", №№5-6 за 1968 год. / "Underwater shutting", U. Trankvillitskiy, A. Rogov. Clause from magazine "Soviet photo", 5-6, 1968
- "По мнению фотолюбителей", А. Сыров. Статья из журнала "Советское фото", №№ 2, 3 за 1967 г. / "In opinion of amateur photographers", A. Syrov. Clause from magazine "Soviet photo", 2-3, 1967
- "Бокс для подводного фотографирования", А.А. Рогов, статья из журнала "Спортсмен-подводник", №2 за 1962 г. / "Boxing for underwater photographing", A.A. Rogov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 2, 1962
- "Боксы для подводной съемки", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №3 за 1960 г. / "Underwater boxes", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 3, 1960
-"О репортерской аппаратуре", Л. Бергольцев. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1958 / "About the press photographers equipment", L. Bergoltsev, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1958
- "Задачи советского фотоаппаратостроения", Н. Герман. Статья из журнала "Советское фото", №4 за 1936 / "Tasks of Soviet Photo Industry", N. German, Clause from magazine "Soviet photo", 4, 1936
- "Новый крупноформатный", А. Ворожбит. Статья из журнала "Советское фото", №11 за 1957 / "New large format chhamber", A. Vorojbit, Clause from magazine "Soviet photo", 11, 1957
- Камера "Спорт", Д. Бунимович, Статья из рубрики "Советские новинки" журнала "Советское фото", №7 за 1936 год / Chamber "Sport", D.Bunimovich, Article from a heading "The Soviet novelties" magazine "Soviet photo", 7, 1936
- "Ассортимент этого года. Новые сорта пластинок и фотобумаги", А. Сейфер, Статья из журнала "Советское фото", №2 за 1934 год / "Assortment of this year. New grades of glasses and photographic papers", A.Seifer, Clause from magazine "Soviet photo", 2, 1934
- "Объективы с переменным фокусным расстоянием", глава из книги Д.С. Волосова "Фотографическая оптика", 1978 / "Zoom lens", fragment from book D.S. Volosov "Photographic lens", 1978
- 35мм дальномерные фотоаппараты: история и ренессанс. Г. Абрамов / 35mm RF cameras: history & renessance. G. Abramov
- "Аэрофотоаппараты", глава книги Я.Е. Щербакова "Расчет и конструирование аэрофотоаппаратов", М., 1979 г. / Fragment from book Y.E. Sherbakov "Calculation and designing of aerial cameras", 1979
- "Разговор начистоту". Журнал "Советское фото", №7, 1988 год / "Conversation frankly", article from magazine "Sovetskoe foto", №7, 1988
- "Недальновидность?..", Э. Позняк, журнал "Советское фото", №8, 1987 год / "Short-sightedness?..", E. Poznyak, article from magazine "Sovetskoe foto", №8 1987
- Рождение советской "Лейки", И. Чёрный, журнал "Пролетарское фото", 1933 г. / "Birth of Soviet Leica", article from magazine "Proletarskoe foto", I. Chernyi, 1933
- "Основные типы аэрофотоаппаратов", фрагмент из книги А. С. Кучко, "Аэрофотография (Основы и метрология)", М., 1974 г. / "Main types of Airphotochambers". Fragment from book "Airphotography", A. S. Kuchko, 1974
- Исторические этапы развития оптических систем. Глава из книги М. М. Русинова "Композиция оптических систем" / The chapter from book of M. M. Rusinov "The Composition of optical systems"
- Аэрофотосъемка - основные понятия и термины / Air photography - the basic concepts and terms
- "Фотокинотехника", В. Ю. Торочков, предисловие к энциклопедии "Фотокинотехника", 1981 / "Photo and film-engineering", V.J.Torochkov, the foreword to encyclopedia "Photo and film-engineering"
- "Развитие аэрофотосъемки в России", фрагмент из книги "Аэрофотосъемка. Летносъемочный процесс", А. И. Шершень, М., 1949 г. / "Development of air photography in Russia". Fragment from book "Air photography", A. I.
- "От лупы до высокоточного оружия", Борис Давыдов, 2003 г. / "From a magnifier up to the precision weapon", B. Davydov, 2003
- "Как и где изготовляются фотокамеры". Статья из журнала "Советское фото", №24 за 1930 год / "As well as where cameras are made". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Фотографический стереокомплект Спутник. К 50-летнему юбилею...". А. Бенедиктов / "The stereocomplete set the Sputnik. To 50-years anniversary it is devoted". A. Benediktov
-"О выпуске советских фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1930 год / "About release of the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Даешь советскую фото-аппаратуру". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / "Get the soviet photo-equipment". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1929)
- "Дискуссия о советских фотоаппаратах". Материал из журнала "Советское фото", №3 за 1930 год / "Discussion about the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "На пути к освобождению от заграницы" (об импорте фото-товаров). Статья из журнала "Советское фото", №21 за 1929 год / "For a way to clearing of abroad" (about import of the photo-goods). Article from "Sovetskoe Foto&q
- Рекламный разворот из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / Advertising from "Sovetskoe Foto" magazin (1929)
- "Киев" и "ФЭД": 12 лет спустя. С. Киселев. / "Kiev" and "FED": 12 years after. S. Kiselev.
- Фотоаппараты серии "Алмаз" / "Almaz" cameras
- "Правила обращения с объективом и фотоаппаратами" (Выдержка из "Справочника фотолюбителя" Д. З. Бунимовича, 1957 год) / "Rules of the manipulation with the lens and cameras" (Quotation from the book "The Directory of t
-"О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР" (Постановления СНК РСФСР от 23 февраля 1929 г.) / "About the order of manufacture of photographic, cinema and other shootings in territory of
- История Государственного Оптического института им. С. И. Вавилова / History of "Vavilov State Optical Institute"
- История развития варио и стерео фотографии в Сибири / History of Stereo and Vario Photography in Siberia
- Переписка с читателями (выдержки из разных номеров журнала "Советское фото") / Correspondence with readers (quotations from different numbers of "Soviet photo" magazine)
- Отечественный байонет (статья из журнала "Советское фото" №9 за 1988) / Soviet baionet (article from "Soviet Photo" magazine №9 1988 year)
-Об истории Красногорского механического завода / About history of Krasnogorsk mechanical factory
-О коллекционерах фотокамер / About collectioners of photo cameras
- "Фотоаппаратура на внутреннем рынке" / The photoequipment on a home market (1988 and 1959 years articles)
- Советские фотоаппараты в Англии / The Soviet cameras in England
- Советская фотография (Вступление к книге лауреатов Сталинской премии А.Д.Головни, Е.А.Иофиса "Современная техника фотографического процесса") / The Soviet Photography
- Листовка Центральной торговой базы В/К "Союзпосылторг" (1952 год) / The handbill (leaflet) of the Central trade warehouse "Soyuzposyltorg" (1952)
- Листовка Московской базы Главкоопкультторга Центросоюза (конец 50-х - начало 60-х годов) / The handbill (leaflet) of the Moscow warehouse Glavkoopculttorg of Centrosoyuz (the end 50 - the beginning of 60th years)
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Москва" на Красногорском заводе / Serial each year made folding cameras "Moskva" on Krasnogorsk mechanical factory
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Зоркий" на Красногорском заводе / Serial each year made cameras "Zorki" on Krasnogorsk mechanical factory
- ЛОМО и Ломография. Историческая справка. / LOMO and Lomography. Historical information.
- История создания камеры "ЛОМО-Компакт" / History of creation of the chamber "LOMO-compact"
-О создании камер "ФТ" и "Горизонт" / About creation of the photo cameras "FT" and "Horizon"
- Золотая медаль "Гран-При" (статья из журнала "Советское фото" №8 за 1959 год) / Gold Medal "Grand-Prix" (article from "Soviet Photo" magazine №8 1959 year)
- "Снимки в журналах и газетах..." (предисловие к книге "Спутник фотолюбителя" А.Гусева) / "Magazine and newspaper pictures..." (preface from book "Amateur Photographer Sputnik", 1957 year)
-Справка о производстве фотоаппаратов на ОАО "ЛОМО" / The information of manufacture of cameras on LOMO
-Распоряжение Наркомпроса о льготах для фотографов-профессионалов от 25 января 1919 г. / "Order Narkompros" about privileges for photographers - professionals
-Фотоаппарат... но какой: зеркальный или с дальномером?
-О камере "Турист" / About "Turist" camera
-Камера "Лилипут" / "Liliiput" camera
-"Двухобъективные зеркальные аппараты", Н. Шульман, Статья из журнала "Советское фото", № 12 за 1962 год / "TLR cameras", N, Shulman, Clause from magazine "Soviet photo", 12, 1962
-"Аэрофотосъемка". Н.В. Виноградов. Статья из журнала "Наука и жизнь", №2 за 1941 год. / "Air photography". N.V. Vinogradov. Clause from magazine "Science and Life", 2, 1941
-"За" и "против", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / "Pro and contra", Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Несколько приемов съемки "Любителем", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / Some tips of shooting by "Lubitel", clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Что нужно знать о камере "Репортер". Статья из журнала "Советское фото", №1 за 1940 год / That it is necessary to know about the chamber "Reporter". Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1940
-Не увлекайтесь "Лейкой"! С. Евгенов, статья из журнала "Советское фото", №1 за 1934 год. / Be not fond of Leica. S.Eugenov. Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1934
-Камеры "Зенит" и "Зенит-С" / Zenit & Zenit-S
-Мультиприставка конструкции т. Любимова / Multidevice of a design of Lyubimov
-Краткий исторический очерк применения воздушного фотографирования. Ю.Г. Макаров. Фрагмент из книги "Аэрофоторазведывательная служба" / Short historical sketch of application of air photography. Fragment from the book "Aero Photoreconnaissance Service". U.G.Makarov
-Cоветской электронной фотовспышке 60 лет / The Soviet electronic flash is 60 years
-Судьба артели «ФОТОТРУД» / The fate of the artel "PHOTOTRUD"
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

   
       

21-11-2024 21:11:34

Фотоаппараты серии "Алмаз" (ЛОМО)

Версия 1.1

В 1975 году представитель 2-го главного управления Министерства оборонной Промышленности (МОП) СССР И.П. Корницкий поставил перед генеральным директором ЛОМО М.П. Панфиловым задачу: создать на ЛОМО зеркальную камеру достаточно высокого класса. Планировалось создать "фотоаппарат корреспондента (фотожурналиста)" с годовым выпуском до 25 тысяч штук. Мотивировку создания понять не сложно - экономия валюты, создание отечественного профессионального аппарата, не уступающего аппаратам "Nikon" (модель F2 как главный прототип). Естественно, была закуплена передовая импортная фототехника и объективы.

Проглядывается "роль личности в истории" с одной стороны аналогия с созданием камеры "Салют", с другой стороны И.П. Корницкий до 1975 года работал на заводе "Арсенал" и выдачей задания на ЛОМО во-первых не взваливал на родной "Арсенал" ответственное задание, а во-вторых лишал главного конкурента (КМЗ) возможности поучаствовать. По каким-то причинам КМЗ постоянно не давали делать камеры классом выше младших Зенитов: возможно играло роль разделение в СЭВ(в ГДР производили Практики). Так или иначе, ЛОМО в 1975 году получило задание.

Главным конструктором был назначен Анатолий Павлович Авдонин, конструирование затвора было поручено Михаилу Павловичу Биюшкину. Ориентировались на затвор камеры Киевского завода "Арсенал" (семейство "Киев-17"), но в процессе работы было найдено много оригинальных решений и затвор аппаратов "Алмаз" (моделей 102,103,104) не является копией аппаратов "Киев"(моделей 17,17м,19,19м,20).

Официально жизнь "Алмазов" можно уместить в несколько строчек:
В 1977 году "Алмаз" получил товарный знак в патентном отделе ЛОМО.

Всего выпущено:
"Алмаз 103" - с 1980 по 1986 гг. - 9508 шт.;
"Алмаз 102" - с 1979 по 1984 гг. - 63 шт.;
"Алмаз 101" - только опытный образец в лаборатории.
В 1987 г. все работы по проекту "Алмаз" были свернуты, производство прекращено, стоит, однако, заметить, что примерно в 1988 году было изготовлено некоторое количество "Алмаз-104" - но это были только опытные экземпляры, что называется, последний залп.

Итак, вспомним, какова была специализация заводов, выпускавших фотоаппараты (естественно, это была их гражданская продукция) на момент зарождения проекта "Алмаз" (1975 год). Вспомним только те предприятия, которые занимались и разработкой и производством фотоаппаратов (35мм, естественно):
- ФЭД (Харьков) - четко выраженная (и узкая) специализация на дальномерных аппаратах. Входит в авиапром;
- Арсенал (Киев) - позиционировался после Великой Отечественной войны, как производитель высококлассной фототехники (и дальномерных, и зеркальных, причем не только 35мм...). Основа производства фотоаппаратуры получена по репарациям с заводов Цейсса, вместе со специалистами. Входит в оборонпром;
- КМЗ (Красногорск) - позиционирован как крепкий середнячок (и дальномерок, и зеркалок, и не только 35мм...), высококлассные модели КМЗ "задвигали" под предлогом конкуренции с "Арсеналом". Входит в оборонпром.
- ЛОМО (Ленинград) - массовые камеры начального уровня, способное выдать и моторно-репортерскую дальномерку ("Ленинград"), и первую (из двух, они почти одногодки с Contax) в мире однообъективную зеркалку на 35мм ("Спорт", ранние модели коллекционеры называют "Гельветта"), да и "Репортер"... Славная история, конвейерный ширпотреб в настоящем. Входит в оборонпром.

Несмотря на то, что "Киев-17" начали выпускать после 1977, Корницкий представлял возможности и потенциал модели. "Киев-17"(да и "Киев-17М" тоже) находится в разных классах с "Nikon F2". Значит, начнем с относительно чистого листа, используя удачные решения (например, затвор). На ЛОМО вполне справились с поставленной задачей. Планировалось 3 линии аппаратов:
- "камера фоторепортера" - "Алмаз-101", на ее основе мог быть создан "фотокомплект следователя";
- "камера репортера областной газеты" - "Алмаз-102";
- "камера районного фотокорреспондента" - "Алмаз-103".
Основные черты всех моделей семейства "Алмаз":
- модульная конструкция камеры,
- сменные фокусировочные экраны и сменные фокусировочные приспособления (призма, шахта, лупа),
- сменная задняя крышка (датирующая, повышенной вместимости), возможность подключения мотора.

Что-то подобное было только у "Киев-18", у остальных моделей - ничего похожего. Первые экземпляры были изготовлены в 1979 году (модели 102 и 103). Но, как известно, с электроникой в СССР всегда были проблемы, специализированных микросхем не хватало. Экспонометрию 102-й модели делала таллиннская "Норма", видимо это и определило то, что единственной серийной моделью стала 103 с начисто отсутствующей электроникой. Увы, но, по всей видимости, на "Норме" для ширпотреба не нашлось мощностей. Тут стоит отметить, что электронные "Зениты" (начиная с "Зенит-19") в части электроники были более независимы (КМЗ сам делал электронику).

Разрабатывалась и линейка объективов под отечественный байонет "К", на любой надо заметить, вкус. Для модели 103 штатным являлась Волна 1.8/50, для старших моделей - Волна-4 1.4/50 (все объективы в серии с МС-просветлением). В линейке выпускавшихся для "Алмазов" на ЛОМО объективов были Мир-47К 2.5/20, Волна-10К 1.8/35, Волна-12К 2.8/35, зумы (Янтарь, Гранит и т.д.), но в серии на ВОМЗе был только Мир-47 с различными креплениями. На "Алмазах" впервые в СССР было применено байонетное соединение типа "К, которое позиционировалось как базовое (унифицированное) для фотоаппаратуры, под это соединение была разработана полная линейка объективов. Выбор байонета "К" как базового продвигало ГОИ.

Итак, в каталогах ЛОМО, на страницах журнала "Советское Фото", на межрегиональных оптовых торговых ярмарках начали появляться описания и опытные образцы "Алмаз-102" и "Алмаз-103". Появились камеры "Алмаз-103" и в фотомагазинах, хоть и по очень приличной цене. Естественно, выявились конструкторские и технологические слабые места, в опытных-то образцах были применены материалы, задуманные конструкторами, которые на конвейере были заменены на разрешенные. А дальше, как на ЛОМО не старались, но достаточно точного оборудования в цехах, где по миллиону в год выпускались "Смены", не было, да и квалификация для камер уровня "Алмаз" требовалась повыше, а на переучивание и переоснащение уже времени не было. Да и настройка - процесс для массового производства сильно неприятный (долго и медленно). Примерно та же судьба постигла "Электру-112", хоть камера и была значительно проще.

Надо заметить, что у любой камеры есть и неустранимые, так сказать, особенности. В отношении "Алмазов": модульная конструкция для технологов на конвейере это минус. А дальше как на ЛОМО ни старались, но достаточно точного оборудования в цехах (где по миллиону в год выпускались "Смены") не было, да и квалификация для камер уровня "Алмаз" требовалась повыше, а на переучивание и переоснащение уже времени не было (очевидно это стало только лет через 10-15). Основной выпуск камер "Алмаз-103" приходится на 1983-85 годы. Далее в стране стали модны другие течения (бригадный подряд, ускорение, самофинансирование и перестройка), для высокоточных камер гражданского назначения это приговор. Хотя относительно "Алмаз-102" иллюзий спецкоры В.Федай, В.Анцев не испытывали: "... розничная цена на них до сих пор не установлена, и сроки их освоения промышленностью не названы. К таким изделиям можно отнести ... объективы Вега-29УА 2.8/50, МС Мир-46МК и др. По различным причинам, вероятно, не увидят свет разработки камер Алмаз-102, Киев-18, Зенит-22, 21..." ("Новинки отечественной фототехники", СФ 85'9).

Из совещания, проведенном в свое время на ЛОМО по поводу отечественной камеры для журналистов "Алмаз-102", основные проблемы в серии - это плохое качество сборки и невозможность нормального контроля процесса термообработки деталей для Алмазов ("Вновь о судьбе "Алмазов",СФ 88'3). Стране было уже не до фотокамер, наступал дикий рынок, кооператоры и челноки герои дня...

Подводя итог, можно сказать, что камеры, подобные "Алмазам", разумнее выпускать не силами одного предприятия, тем более тиражами десятков тысяч в год, параллельно с миллионной массовкой (слишком велик соблазн отдать мощности). Частичная кооперация при модульной конструкции камеры напрашивается сама собой и вероятно подразумевалась разработчиками (блок замедлителя/автоспуска явно должен изготавливаться на часовом заводе, так на КМЗ и поступали, электроника была отдана смежникам - они в данном случае подвели - и т.п.).

Относительно простые "ЛОМО-Компакт", не требовавшие столь высокоточных операций наладки и настройки, попали в струю, а "Алмазы","Электры" и т.п. остались на обочине - себестоимость и трудоемкость слишком высока.

За рубежом, деньги, приносимые массовыми камерами частично идут и на погашение издержек при производстве топ-моделей, у нас же, по-видимому, хотели и топ-модель сделать доходной, забыв о том, что топ-камера - это, прежде всего, демонстрация топ-возможностей фирмы, ее лицо.

Более детальную информацию по аппаратам "Алмаз" можно найти на сайте http://www.xalmaz.narod.ru.
Автор выражает благодарность Артуру Гроховскому, источникам в НТЦ КМЗ (http://www.zenitcamera.ru/), Александру Шанину, Ф. В. Лисицину (FVL), Наталье Константиновой (Начальник управления общественных связей ОАО "ЛОМО"), Е. М. Кауфману (Начальник информационно-выставочного отделения).

xalmaz

Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024