В споре о "Лейке" в равной мере неправы те, кто считают "Лейку" лучшим вооружением фоторепортера, и те, кто ее целиком отрицают и ставят вопрос об отказе от "Лейки".
Наиболее правильным мы считаем такое решение вопроса: "Лейка" абсолютно незаменима для съемок в далеких и продолжительных экскурсиях или экспедициях, в арктическом походе, в экспедиции на Пaмир, в каракумском пробеге и т. п., - "Лейка" незаменима там, где снаряжение фотосъемщика, его аппаратура, съемочный материал должны занять минимальное место и иметь минимальный вес.
"Лейка" незаменима и во всех тех случаях, когда фотосъемочное вооружение должно быть пущено в ход с максимальной быстротой. Такие случаи бывают и не в далеких экспедициях, а, скажем, при каких-либо встречах на вокзале, когда фоторепортеру приходится двигаться в толпе, когда он быстро должен менять точку съемки, снимать с поднятых вверх рук и т. п.
Наконец "Лейкой" и только "Лейкой" приходится пользоваться тогда, когда самым чувствительным негативным материалом, которым располагает фоторепортер для данной съемки, является леечный негативный материал, леечная пленка.
Недостатки "Лейки": она, как правило, даже в руках самых опытных мастеров не дает глубины, скрадывает объем, почти полностью убивает тонкие световые нюансы. Превосходные в композиционном отношении кадры таких мастеров "Лейки", как Игнатович и Лангман, являются как правило крупноплановыми плоскостными кадрами, - выразительность композиции достигается у них исключительно художественным расположением плоскостей, фактуры в их снимках почти нет, свет и тени даются широкими плоскостями. Сочнее и мягче в световых отношениях сделаны лучшие леечные работы Штеренберга, Кудоярова, Маркова-Гринберга.
Еще один общий недостаток: работа на "Лейке" "подрывает творческую дисциплину", если так можно выразиться, развращает увлекающегося фотоработника. "Лейка" предоставляет возможность в короткий срок сделать огромное количество снимков. Недисциплинированный, увлекающийся съемщик, пользуясь этим качеством "Лейки", перестает продумывать композиции отдельных кадров, перестает владеть собой, начинает щелкать на "авось", наугад, - "нащелкаю много, - авось, что-нибудь хорошее потом выберу". Случайно хорошее редко получается, и работающий таким образом фоторепортер не только останавливается в росте, но и легко, катится назад.
Особые недостатки "Лейки" в условиях союзфотовской работы: увеличение с "Лейки" гораздо сложнее увеличения со стекла. Конечно, крупные мастера со своих превосходно сделанных в техническом отношении леечных негативов могут "вытянуть" довольно приличный отпечаток 50X60 и даже больше, но при массовой печати, при наличии средней квалификации кадров печатников (как это имеет место на фабрике фотопечати Союзфото) увеличение 24x30, 30x40 дается с трудом.
Материал принимается редакцией Союзфото в негативах. Отбор леечных негативов, определение их качеств значительно более сложен по сравнению с отбором и определением качеств негатива на стекле или крупной пленке. Опытнейшие редакторы при выборе леечных негативов допускают грубые ошибки, тиражируют вещи, которые потом приходится полностью браковать. Пересылка и хранение леечного негатива как будто проще - леечный негатив не бьется. Но он изнашивается, царапается, "залапывается" и приходит, в конечном счете, в полную негодность раньше негатива на стекле.
Из сказанного о "Лейке", по-моему, ясны недостатки и достоинства фотоаппаратуры со стеклом и крупной пленкой. Не случайно, что за границей "Лейка" так и не привилась как репортерский фотоаппарат, там фоторепортеры предпочитают камеры больших размеров, до 13X18, там "Лейка" остается любительской камерой. Мы стараемся поставить советского фоторепортера в лучшие условия работы, чем условия работы буржуазного фоторепортера и в связи с этим, наряду с клапп-камерой и другой аппаратурой, допускаем "Лейку", даже рекомендуем ее в некоторых перечисленных выше случаях, но с оговоркой: бери "Лейку" тогда, когда не можешь взять другого фотоаппарата, когда некуда его девать, нет возможности тащить с собой запас пластинок, когда ты не будешь располагать временем для развертывания обычной камеры.
Однако помни: что бы ты ни снимал (если вообще ты умеешь снимать), у тебя на стекле выйдет лучше, чем на "Лейке". И Памир, и знойную Каракумскую пустыню, и Красную площадь, залитую массами, освещаемую мягкими лучами солнца, только что пробившегося сквозь облака, ты сможешь шире, объемнее, выразительнее, сочнее показать при съемке на стекле или крупной пленке, и редакции безошибочнее из сделанного тобою материала отберут лучший материал.
Исходя из этих положений, редакция Союзфото со второй половины 1933 г. вооружает своих лучших фоторепортеров "Лейкой" и тропическим Неттелем, старается по возможности регулировать пользование "Лейкой", решительно борется с "установкой" некоторых фоторепортеров - "работать только на "Лейке".
Еще несколько доводов против "Лейки": опыт показал, что не следует начинать учиться фотосъемке на "Лейке", не следует "переходить на "Лейку", еще не овладев в совершенстве фотосъемкой на универсалке и клапп-камере. Фоторепортеры, рано перешедшие на "Лейку", как правило, медленнее растут и не используют всех возможностей "Лейки".
Мода на "Лейку" прошла. Изживается мнение, еще недавно распространенное среди московских фоторепортеров (не говоря уже о периферии), что первоклассным фоторепортером является только тот, который работает на "Лейке".
Повторяем, это не значит: "Лейка" не нужна, долой "Лейку", - это обозначает: не увлекайтесь "Лейкой", помните о ее больших недостатках, об огромных трудностях овладения всеми ее достоинствами, в совершенстве овладевайте универсалкой и клапп-камерой.
К XVII партсъезду журнал "СССР на стройке" выпустил роскошно изданный номер, посвященный четырем большевистским победам (работе Эпрона, каракумскому пробегу, восхождению на Памир, полету стратостата).