Хотя это производство в Советском Союзе упоминали редко, но артель успела выпустить 130000 фотоаппаратов. Для примера, харьковских ФЭД-ов было до войны выпущено 200000.
В «Календаре-справочнике фотографа» 1929-1930 года упоминалось промыслово-кооперативное товарищество «Фото-Труд», входившее в систему Москредпромсоюза и выделывающее фотобумагу и выпускающую продукцию под маркой «ЭФТЭ».
Артель организовали на базе частных мастерских, производивших фотопластинки и занимавшихся починкой фотоаппаратов и биноклей, фотоаппаратуры и оптики. В артель входило 40 человек, бывших кустарей. Было специально приспособленное помещение и оборудование собственного производства. Выпуск товара осуществлялся в зависимости от наличия сырья и конъюктуры рынка. Технические возможности фабрики превышали фактический выпуск товара. Правление находилось в Москве, Ботанический пер. 15.
Артель – добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью. Артели были более «поворотливы», чем большие государственные предприятия. Первые советские фотокамеры, радиоприёмник и телевизоры были игзотовлены артелями.
Именно артель «Фототруд» в 1929 году взялась в тяжелых условиях повального дифицита, за выполнение заказа Центросоюза: изготовить фотокамеру по доступной цене.
Аванс от Центросоюза был получен. Разумеется, для такого трудного предприятия, не хватало ни помещений, оборудования и квалификации. Необходимое сырьё закупали у населения, первые объективы и затворы – в Германии, так же помощь оказал Калужский электромеханический завод. Некоторые этапы производства, которые в мировой практике были механизированы, приходилось делать вручную. К концу 1929 года из запланированных 300-500 камер удалось изготовить первые 29 камер
В 1934 газета «Правда» №261 от 21 сентября так описывала этот этап: «Первые 30 камер, которые после долгих усилий удалось изготовить, были смесью новейшей «Zeiss Ikon» с допотопным «Иосифом Покорным». Было это в 1929 году, а через год на аппаратах появилась марка «ЭФТЭ», («ЭФ»-фото, «ТЭ»-труд). Это были обычные универсальные фотоаппараты (модель №1) с одинарным растяжением, объективом «Кенготт» F8 и затвором «Варио». Шаг за шагом осваивались новые детали и на модель №3 все 186 деталей производили собственными силами».
СФ 01 1939 В. Климов «Рождение советской камеры»
Восстанавливая факты в их исторической последовательности, можно утверждать, что идея выпуска отечественного фотоаппарата возникла раньше на заводе ГОЗ (ныне ГОМЗ им ОГПУ) и относится к 1925 году.
1 марта 1929 года чертежи «Фотокора-1» были подписаны к массовому выпуску и началась разработка технологического процесса, подготовка штампов, приспособлений и т.д.
Однако первый советский фотоаппарат был выпущен московской фабрикой ЭФТЭ (впоследствии называвшейся АРФО, а ныне «ХХ-Октябрь»). Начав в сентябре 1929 года подготовку к выпуску своего аппарата и проведя её силами Калужского электромеханического завода (КЭМЗ) под руководством конструктора А.Н. Андреева, ЭФТЭ в 1929 году выпустила первую серию своих фотокамер в количестве 25 штук.
Первые фотоаппараты ЭФТЭ 9х12 были снабжены импортными анастигматами Кенготта Ф6.3 и импортными затворами Варио.
В справочнике Фогеля 1935 года читаем:
Примерно к 1933 году промыслово-кооперативная артель ЭФТЭ сильно разрослась и превратилась в большой фотокомбинат, производивший помимо фотоаппаратов ещё целый ряд фототоваров. В целях лучшей организации и возможности дальнейшего успешного роста, артель была разделена на две части, путём выделения фотоаппаратного производства в самостоятельную артель АРФО. Все фотоаппараты последующих выпусков носят наименование этой артели.
В течение нескольких лет фабрика успешно развивалась. Её продукция неуклонно поднималась в гору и завоёвывала всё больший авторитет у потребителя. Расширялся ассортимент продукции, улучшалось качество. Фабрика имела все условия для дальнейшего роста. Был крепко слаженный коллектив, большое и удобное производственное помещение, достаточное количество необходимого оборудования. В 1934 году артель выпускала до 3000 аппаратов в месяц, в ней была своя оптическая мастерская. На предприятии трудилось 600 до 750 человек. Инженеры фабрики тт. Идель, Лапаури и Баранов изготовили новую модель фотоаппарата – зеркалку ящичного типа и фабрика готовилась к её выпуску. (Об этом писала газета «Правда» № 249 09 сентября 1934).
Ассортимент изделий фабрики АРФО был следующий. Помимо традиционных фотопластинок и фотобумаг, выпускались в большом количестве металлические кассеты, фотоаппараты «Пионер» и «Комсомолец», увеличительные приставки 9х12, фонари типа «Цейс Икон». Были освоены проекционный фонарь «Леоскоп», карманный увеличитель для камеры «ФЭД» и станок для контактной печати размером 9х12. Планировалась к выпуску клапп-камера.
Начиная с 1935 года качество продукции начало резко ухудшаться.
В 1933 году вышло постановление Экономического совета РСФСР «О незаконном повышении отпускных цен Мособлкультпромсоюзом и его артелями на вырабатываемую продукцию». Вот вытяжка из газеты «Известия» от 9 сент 1933г.: 1) Констатировать что со стороны Мособлкультпромсоюза и его артелей… «Астра», Арфо, «Кооперативная игрушка» … допущено явное нарушение СНК СССР от 26 апреля с.г. «О ценах на продукцию промысловой кооперации…» (Союз .З-н 1933 г. №27). 2) За несоблюдение директивы СНК СССР… предложить Всекомпромсовету: … в пятидневный срок направить в прокуратуру республики дела о нарушении цен промкооперации для привлечения к судебной ответственности: бывшего председателя артели «Коопиративная Игрушка» Васильева, …бывшего председателя артели «Арфо» Березина … (Москва, Кремль, 8 сентября 1933 г).
В 1934 году Всекомпромсовет начал закрывать одну артель за другой и к 1936 году в системе Всекомпромсовета осталось только две артели – «Арфо» (Москва) и «Астра» (Рязань). «Астра» вообще прекратила выпуск фотопринадлежностей, а «Арфо» сократила их выпуск до минимума, перейдя на выпуск электроарматуры. Затем был реорганизован Мособлкультпромсоюз на Москультпромсоюз и Музрадиосоюз, а фотофабрику пристроили к Музрадиосоюзу. Председатель последнего, тов. Глозман решил отодвинуть фотографию на последний план и начал подготовку фабрики «Арфо» к производству балалаек, мандалин и пр. за счёт прекращения выпуска фотоаппаратов и принадлежностей («Фотолюбитель» 1936 №8 1936).
В 1936 г. руководитель фабрики Титов и зав. плановым отделом Межиковский ликвидировали отдел технического контроля.
Последствия оказались фатальными.
Газета «Фотолюбитель» №5 окт1936 в заметке «Долой брак» так описывала аппараты 6х9: Покраска аппарата сразу же в магазине начала облезать. Затвор не отрабатывает выдержку. Кассеты неудовлетворительны, тугие и просвечивают. Никелированные части проржавели.
В декабре 1936 г. фотобаза «Москультторга отказалась принимать фотоаппараты артели «АРФО» 6.5х9 из-за их низкого качества. Они были грубо сделаны, детали их подобраны неправильно. (Правда» № 358 29 декабря 1936)
Вот как описывалась сложившаяся ситуация в статье «Беспризорная фабрика», в газете «Фотолюбитель» (№10 июнь1937)
С 1935 по 1936 год фабрика растеряла кадры старых квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала. Сменилось 80% состава всех работающих. С фабрики были уволены единственный инженер-оптик т. Лапаури, опытный фотомеханик т. Миронов. По приказу председателя правления Доробяльского уволен организатор затворного цеха т. Сирота и т.д. За полтора года на фабрике сменились 7 техноруков – из них только один умел общаться с фотоаппаратом, 5 главных механиков. В коллективе конструкторского отдела нет ни одного работника, который работал бы на фабрике больше двух лет.
С освоением аппаратов Любимова получился конфуз. Осветитель к мультиприставке Любимова был освоен фабрикой (и потрачены немалые средства), но ГОМЗ отказался от производства приставки. Кстати завод ГОМЗ также не предоставил артели соответствующие чертежи, в результате аппарат «Фотокор» не подходил по размеру кадровой рамки к фотоувеличителю «АРФО». А на освоение «изобретений Любимова» было истрачено порядка 300 тыс.рублей – сумма немалая для такой фабрики как «Арфо»
К середине 1937 года выпуск продукции сократился в 4-5 раз, количество работников сократилось вдвое.
Журнал СФ 03 1936 в рубрике «Фото промышленность», поместил заметку «Комсомолец».
Недавно фабрика АРФО выпустила на рынок новый аппарат конструкции т. Миронова. …Выпуск подобных дешёвых аппаратов вообще единственно правильный путь для фабрики АРФО, которая должна дополнять ассортимент фотоаппаратуры, выпускаемой государственной промышленностью, а не дублировать образцов последней.
Опыт это блестяще доказывает, ибо, как известно, АРФО, не выдержав конкуренции с ВООМП, затоварилось и была вынуждена снять с производства свои камеры 9 х12 и 6.5 х 9 с двойным растяжением меха и с анастигматами Ф4.5, отличавшимися низким качеством.
Камера «Комсомолец» даже в существующем виде пользуется сейчас большим успехом и популярностью
В результате беспечности руководителей «Музрадиосоюза» фабрика оказалась в исключительно тяжелых условиях и была вынуждена пойти на слияние с артелью «Мосрадио». Этот маневр «Музрадиосоюза» был направлен на осуществление его давней мечты –ликвидировать «Арфо», сохранив его помещение и оборудование для своего предприятия.
Собственно камеры артели «Фототруд» лучше всего описаны в справочнике Фогеля 1935 года, который выдержал множество изданий, начиная с дореволюционного периода.
Несмотря на некоторую шероховатость отделки камер АРФО, следует указать, что они обладают более приятными контурами и формами, чем камера «Фотокор №1». Если контуры «Фотокора №1» находились под влиянием конструкции эрнемановских камер, то в формах аппаратов АРФО чувствуется влияние Фохтлендера, аппараты которого отличаются изяществом внешних форм.
ЭФТЭ модель-l
Эта модель является первым советским фотоаппаратом. Камера снабжалась импортным объективом и затвором.
Относится к группе тех же универсальных любительских складных камер, что и «Фотокор-1», но имеет одинарное растяжение меха и выдвижение для наводки до 1.5 метров. Корпус металлический штампованный , обтянут дермантином. Мех обтянут импортным шпальтом. Объективная стойка литая на первых выпусках, далее –штампованная, облегченная. Видоискатель рамочный (иконометр), с синим монохромным стеклом. Объектив камеры, анастигмат Кенготта,1:6.3, достаточно хорош.
Последние выпуски этой модели отличались установкой советского объектива типа перископ, затем советского затвора типа Варио. Все эти варианты объединены под общим названием ЭФТЭ- l l.
Примерно к 1933 году артель была разделена на две части, путём выделения фотоаппаратного производства в самостоятельную артель АРФО. Все фотоаппараты последующих выпусков носят наименование этой артели.
АРФО
является первой более или менее совершенной моделью артели АРФО. Это складная универсальная любительская камера формата 9х12, снабженная анастигматом АРФО 1:4.5 и затвором АРФО типа Варио. Камера «повторяет конструкцию «Фотокора-1» и отличается от неё лишь в деталях: имеет лишь один рамочный видоискатель и не имеет уровня. По качеству отделки камера уступает «Фотокору». Качество объектива не хуже «Ортагоз».
АРФО-lV
Это первая советская универсальная камера с форматом 6.5х9 см. По конструкции она повторяет камеру АРФО. Корпус цельнометаллический, штампованный, обтянут дермантином. Мех обтянут шпальтом. Объективная стойка литая, снабжена приспособлением для эксцентрирования объектива. Объектив камеры построен по типу известного анастигмата Тессар и достаточно хорош.
«Пионер»
В своей книге «Фотоаппаратура» в 1938 году Давид Бунимович так описывал эту камеру:
«Серия простых или детских камер насчитывает шесть моделей. На некоторых моделях мы не будем останавливаться в силу их крайней примитивности».
Но «Пионер» АРФО была лучшей в группе простых ящичных камер, опередив «Юный фотокор», «Новая Школа» и «Рекорд». Камера была рассчитана на стандартные кассеты формата 6.5х9 и имела рамку с матовым стеклом. Камера снабжена объективом светосилой 1:11 типа Перископ, револьверной диафрагмой и простым дисковым затвором двустороннего действия, с двумя выдержками. Корпус камеры был изготовлен из дерева и обтянут дермантином.
Более ранние модели имели приспособление для передвижения объектива и рамочный видоискатель (иконометр). Более поздние модели имели укреплённый объектив и пару зеркальных видоискателей. Они отличались лучшей отделкой.
«Комсомолец»
Камера «Комсомолец» АРФО была сконструирована по типу дешёвых заграничных камер. В камере значительно упрощена объективная стойка. Рамочный видоискатель целиком размещён на задней стенке корпуса. Камера имеет одинарное растяжение и рычажную наводку на фокус. Объектив анастигмат АРФО и затвор АРФО типа Варио.
В отличие от прочих камер АРФО камера собрана более тщательно и имеет лучшую отделку.
Последнее до войны упоминание об артели «Фототруд» это заметка «Непродуманное решение» в газете Правда №36 фев 1941года. К этому времени артель выпускала только фотопластинки, когда совершенно неожиданно её передали на правах цеха «Стеклоартели», не имеющей ничего общего с производством фотопластинок.. Хуже всего было то, что на производстве зеркал в «Стеклоартели» в большом количестве применялись кислота, аммиак и скипидар, которые вызывали сплошной брак фотопластинок.