На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format Cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / The Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-
- "Фототехника - дизайн - потребитель", статья из "СФ" №12 за 1989 г. / "Photoengineering-design-the consumer", clause from magazine "Soviet photo", 12, 1989
- "Пути развития электронных вспышек", И. Маршак. Статья из "СФ" №7 за 1960 г. / "Ways of development of electronic flashes". I. Marshak. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1960
-"Покупатели ждут хороших фотокамер". Т. Остановский, А. Семенов. Статья из журнала "Советское фото", № 7 за 1962 год. / "Buyers wait for good cameras". T.Ostanovsky, A.Semenov. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1962
- "Оружейник Ф. Токарев - конструктор фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", № 5 за 1960 год. / "Gunmaker F. Tokarev - the designer of cameras". Clause from magazine "Soviet photo", 5, 1960
- "Подводные фотоаппараты", Б. Сахаров. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №41, 1975 / "Underwater cameras", B. Sakharov. Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 41, 1975
- "Какая камера нужна фотолюбителю-подводнику", Н. Чванов. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №11, 1965 / "What chamber is necessary for the amateur photographer - submariner", N. Chwanov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 11, 1965
-"С аквалангом и фотокамерой", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1959 г. / "With an aqualung and a camera", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1959
- "Съемка под водой", Ю. Транквиллицкий, А. Рогов. Статья из журнала "Советское фото", №№5-6 за 1968 год. / "Underwater shutting", U. Trankvillitskiy, A. Rogov. Clause from magazine "Soviet photo", 5-6, 1968
- "По мнению фотолюбителей", А. Сыров. Статья из журнала "Советское фото", №№ 2, 3 за 1967 г. / "In opinion of amateur photographers", A. Syrov. Clause from magazine "Soviet photo", 2-3, 1967
- "Бокс для подводного фотографирования", А.А. Рогов, статья из журнала "Спортсмен-подводник", №2 за 1962 г. / "Boxing for underwater photographing", A.A. Rogov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 2, 1962
- "Боксы для подводной съемки", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №3 за 1960 г. / "Underwater boxes", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 3, 1960
-"О репортерской аппаратуре", Л. Бергольцев. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1958 / "About the press photographers equipment", L. Bergoltsev, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1958
- "Задачи советского фотоаппаратостроения", Н. Герман. Статья из журнала "Советское фото", №4 за 1936 / "Tasks of Soviet Photo Industry", N. German, Clause from magazine "Soviet photo", 4, 1936
- "Новый крупноформатный", А. Ворожбит. Статья из журнала "Советское фото", №11 за 1957 / "New large format chhamber", A. Vorojbit, Clause from magazine "Soviet photo", 11, 1957
- Камера "Спорт", Д. Бунимович, Статья из рубрики "Советские новинки" журнала "Советское фото", №7 за 1936 год / Chamber "Sport", D.Bunimovich, Article from a heading "The Soviet novelties" magazine "Soviet photo", 7, 1936
- "Ассортимент этого года. Новые сорта пластинок и фотобумаги", А. Сейфер, Статья из журнала "Советское фото", №2 за 1934 год / "Assortment of this year. New grades of glasses and photographic papers", A.Seifer, Clause from magazine "Soviet photo", 2, 1934
- "Объективы с переменным фокусным расстоянием", глава из книги Д.С. Волосова "Фотографическая оптика", 1978 / "Zoom lens", fragment from book D.S. Volosov "Photographic lens", 1978
- 35мм дальномерные фотоаппараты: история и ренессанс. Г. Абрамов / 35mm RF cameras: history & renessance. G. Abramov
- "Аэрофотоаппараты", глава книги Я.Е. Щербакова "Расчет и конструирование аэрофотоаппаратов", М., 1979 г. / Fragment from book Y.E. Sherbakov "Calculation and designing of aerial cameras", 1979
- "Разговор начистоту". Журнал "Советское фото", №7, 1988 год / "Conversation frankly", article from magazine "Sovetskoe foto", №7, 1988
- "Недальновидность?..", Э. Позняк, журнал "Советское фото", №8, 1987 год / "Short-sightedness?..", E. Poznyak, article from magazine "Sovetskoe foto", №8 1987
- Рождение советской "Лейки", И. Чёрный, журнал "Пролетарское фото", 1933 г. / "Birth of Soviet Leica", article from magazine "Proletarskoe foto", I. Chernyi, 1933
- "Основные типы аэрофотоаппаратов", фрагмент из книги А. С. Кучко, "Аэрофотография (Основы и метрология)", М., 1974 г. / "Main types of Airphotochambers". Fragment from book "Airphotography", A. S. Kuchko, 1974
- Исторические этапы развития оптических систем. Глава из книги М. М. Русинова "Композиция оптических систем" / The chapter from book of M. M. Rusinov "The Composition of optical systems"
- Аэрофотосъемка - основные понятия и термины / Air photography - the basic concepts and terms
- "Фотокинотехника", В. Ю. Торочков, предисловие к энциклопедии "Фотокинотехника", 1981 / "Photo and film-engineering", V.J.Torochkov, the foreword to encyclopedia "Photo and film-engineering"
- "Развитие аэрофотосъемки в России", фрагмент из книги "Аэрофотосъемка. Летносъемочный процесс", А. И. Шершень, М., 1949 г. / "Development of air photography in Russia". Fragment from book "Air photography", A. I.
- "От лупы до высокоточного оружия", Борис Давыдов, 2003 г. / "From a magnifier up to the precision weapon", B. Davydov, 2003
- "Как и где изготовляются фотокамеры". Статья из журнала "Советское фото", №24 за 1930 год / "As well as where cameras are made". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Фотографический стереокомплект Спутник. К 50-летнему юбилею...". А. Бенедиктов / "The stereocomplete set the Sputnik. To 50-years anniversary it is devoted". A. Benediktov
-"О выпуске советских фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1930 год / "About release of the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Даешь советскую фото-аппаратуру". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / "Get the soviet photo-equipment". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1929)
- "Дискуссия о советских фотоаппаратах". Материал из журнала "Советское фото", №3 за 1930 год / "Discussion about the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "На пути к освобождению от заграницы" (об импорте фото-товаров). Статья из журнала "Советское фото", №21 за 1929 год / "For a way to clearing of abroad" (about import of the photo-goods). Article from "Sovetskoe Foto&q
- Рекламный разворот из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / Advertising from "Sovetskoe Foto" magazin (1929)
- "Киев" и "ФЭД": 12 лет спустя. С. Киселев. / "Kiev" and "FED": 12 years after. S. Kiselev.
- Фотоаппараты серии "Алмаз" / "Almaz" cameras
- "Правила обращения с объективом и фотоаппаратами" (Выдержка из "Справочника фотолюбителя" Д. З. Бунимовича, 1957 год) / "Rules of the manipulation with the lens and cameras" (Quotation from the book "The Directory of t
-"О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР" (Постановления СНК РСФСР от 23 февраля 1929 г.) / "About the order of manufacture of photographic, cinema and other shootings in territory of
- История Государственного Оптического института им. С. И. Вавилова / History of "Vavilov State Optical Institute"
- История развития варио и стерео фотографии в Сибири / History of Stereo and Vario Photography in Siberia
- Переписка с читателями (выдержки из разных номеров журнала "Советское фото") / Correspondence with readers (quotations from different numbers of "Soviet photo" magazine)
- Отечественный байонет (статья из журнала "Советское фото" №9 за 1988) / Soviet baionet (article from "Soviet Photo" magazine №9 1988 year)
-Об истории Красногорского механического завода / About history of Krasnogorsk mechanical factory
-О коллекционерах фотокамер / About collectioners of photo cameras
- "Фотоаппаратура на внутреннем рынке" / The photoequipment on a home market (1988 and 1959 years articles)
- Советские фотоаппараты в Англии / The Soviet cameras in England
- Советская фотография (Вступление к книге лауреатов Сталинской премии А.Д.Головни, Е.А.Иофиса "Современная техника фотографического процесса") / The Soviet Photography
- Листовка Центральной торговой базы В/К "Союзпосылторг" (1952 год) / The handbill (leaflet) of the Central trade warehouse "Soyuzposyltorg" (1952)
- Листовка Московской базы Главкоопкультторга Центросоюза (конец 50-х - начало 60-х годов) / The handbill (leaflet) of the Moscow warehouse Glavkoopculttorg of Centrosoyuz (the end 50 - the beginning of 60th years)
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Москва" на Красногорском заводе / Serial each year made folding cameras "Moskva" on Krasnogorsk mechanical factory
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Зоркий" на Красногорском заводе / Serial each year made cameras "Zorki" on Krasnogorsk mechanical factory
- ЛОМО и Ломография. Историческая справка. / LOMO and Lomography. Historical information.
- История создания камеры "ЛОМО-Компакт" / History of creation of the chamber "LOMO-compact"
-О создании камер "ФТ" и "Горизонт" / About creation of the photo cameras "FT" and "Horizon"
- Золотая медаль "Гран-При" (статья из журнала "Советское фото" №8 за 1959 год) / Gold Medal "Grand-Prix" (article from "Soviet Photo" magazine №8 1959 year)
- "Снимки в журналах и газетах..." (предисловие к книге "Спутник фотолюбителя" А.Гусева) / "Magazine and newspaper pictures..." (preface from book "Amateur Photographer Sputnik", 1957 year)
-Справка о производстве фотоаппаратов на ОАО "ЛОМО" / The information of manufacture of cameras on LOMO
-Распоряжение Наркомпроса о льготах для фотографов-профессионалов от 25 января 1919 г. / "Order Narkompros" about privileges for photographers - professionals
-Фотоаппарат... но какой: зеркальный или с дальномером?
-О камере "Турист" / About "Turist" camera
-Камера "Лилипут" / "Liliiput" camera
-"Двухобъективные зеркальные аппараты", Н. Шульман, Статья из журнала "Советское фото", № 12 за 1962 год / "TLR cameras", N, Shulman, Clause from magazine "Soviet photo", 12, 1962
-"Аэрофотосъемка". Н.В. Виноградов. Статья из журнала "Наука и жизнь", №2 за 1941 год. / "Air photography". N.V. Vinogradov. Clause from magazine "Science and Life", 2, 1941
-"За" и "против", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / "Pro and contra", Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Несколько приемов съемки "Любителем", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / Some tips of shooting by "Lubitel", clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Что нужно знать о камере "Репортер". Статья из журнала "Советское фото", №1 за 1940 год / That it is necessary to know about the chamber "Reporter". Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1940
-Не увлекайтесь "Лейкой"! С. Евгенов, статья из журнала "Советское фото", №1 за 1934 год. / Be not fond of Leica. S.Eugenov. Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1934
-Камеры "Зенит" и "Зенит-С" / Zenit & Zenit-S
-Мультиприставка конструкции т. Любимова / Multidevice of a design of Lyubimov
-Краткий исторический очерк применения воздушного фотографирования. Ю.Г. Макаров. Фрагмент из книги "Аэрофоторазведывательная служба" / Short historical sketch of application of air photography. Fragment from the book "Aero Photoreconnaissance Service". U.G.Makarov
-Cоветской электронной фотовспышке 60 лет / The Soviet electronic flash is 60 years
-Судьба артели «ФОТОТРУД» / The fate of the artel "PHOTOTRUD"
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

   
       

21-11-2024 20:28:59

"Киев" и "ФЭД": 12 лет спустя
или почему Украина не стала фотоаппаратуростроительной державой?

Сергей Киселев
"Киевские Ведомости", Ностальгия, №261 (3066), Вторник, 25 Ноября 2003

Послевоенное бытие бывшей нашей страны было неразрывно связано с двумя названиями фотоаппаратов, как сейчас бы сказали, брэндами: "Киев" и "ФЭД". Первый выпускался в украинской столице, второй - в Харькове. Сегодня модельный ряд "ФЭДа" умер, "Киев" продуцируется крошечными партиями всего двух видов.

"АРСЕНАЛ"

Хотя государственное предприятие завод "Арсенал" находится в самом центре Киева, тем не менее и в советские времена, и сегодня номер его телефона является строго засекреченным. Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать городскую справочную 09, чтобы услышать: дескать, такой номер не значится. При этом телефон приемной директора "Арсенала" указан... на сайте предприятия в Интернете. Там же, кстати, значатся и номера телефонов заместителя директора по маркетингу, отдела маркетинга и отдела сбыта...

В вышеупомянутые советские времена завод "Арсенал" входил в состав военно-промышленного комплекса СССР и был не просто гигантом ВПК, а в некотором роде - символом исторического могущества социалистического строя, планово переходящего в коммунистический. Прарабочие этого предприятия еще в 1918 году увидели светлые коммунистические дали и начали бороться за их приближение с оружием в руках и под красными флагами. Так нас учили в школе, и в подтверждение показывали ставшую памятником пушку, из которой арсенальцы якобы стреляли в 1918-м по "желто-блакитным" петлюровцам, а также следы от снарядов на заводской стене, оставленные пушками петлюровцев. Они стреляли в арсенальцев более успешно, а потому и победили тогда.

Впрочем, потом все равно победили арсенальцы, петлюровцы были из Киева изгнаны, заводу присвоили непонятно куда теперь подевавшееся имя Ленина (что-то не припоминается публичный от него отказ). А рабочие избрали пролетарского вождя почетным токарем завода и выделили ему для работы лучший на то время станок, который до развала СССР стоял в 7-м цехе предприятия на деревянном возвышении.

"ШИРПОТРЕБ"

О том, что изготавливает завод "Арсенал" и сколько человек на нем работает, в предыдущий раз до общественности доводилось в... 1763 году, когда для ремонта пушек и военного снаряжения, хранившегося на складах, были построены слесарная, кузнечная и деревообрабатывающая мастерские и казармы для солдат-рабочих "числом в 170 душ и под командованием поручика над мастеровыми", как было сказано в "Уложении об Киевской Арсенальской команде".

Начиная же с 50-х годов прошлого века экскурсоводы, знакомившие туристов "со славными революционными, боевыми и трудовыми традициями Арсенала", рассказывали лишь, что здесь изготовляют знаменитые фотоаппараты "Киев". Сами киевляне шутили, что из маленьких деталей фотоаппарата "Киев", выпускаемых на "Арсенале" за смену, можно легко сложить одну большую ракету. Что, впрочем, было неправда - ракет на "Арсенале" не делали. А вот оптику для них, а также для подводных лодок, танков, спутников и самолетов и впрямь выпускали. Фотоаппараты же сами арсенальцы снисходительно именовали "ширпотребом".

Тогдашний модельный ряд фотоаппаратов серии "Киев" был широк, как строевой шаг курсантской роты. Он начинался с выпущенного в 1947 году "Киева", изготовленного на трофейном оборудовании немецкой фирмы Carl Zeiss и по немецкой же технологии. А потому неудивительно, что первые фотоаппараты, выпущенные в Киеве, словно лица даунов, были похожи на немецкий Contax.

"ФЭД"

Другой гигант украинского советского фотоаппаратостроения - завод "ФЭД" - находился в Харькове. В декабре 1927 года здесь была организована детская трудовая коммуна имени Дзержинского. После на ее базе создали небольшой заводик, который в январе 1934 года начал серийный выпуск один к одному "содранного" с немецкой Leica первого в Советском Союзе малоформатного узкопленочного фотоаппарата "ФЭД", что расшифровывалось как Феликс Эдмундович Дзержинский. Модельный ряд харьковских фотокамер был, пожалуй, подлиннее арсенальского.

Фэдовцы изготавливали фотоаппараты для простых граждан и для спецагентов КГБ, создавали фотооборудование для бомбардировщиков, фиксирующее поражение целей, фотокамеры для космических исследований и так далее.

- Если говорить откровенно, - говорит начальник управления маркетинга закрытого акционерного общества "Корпорация "ФЭД" Евгений Водотыка, - в советские времена фотоаппараты "ФЭД" являлись ширмой, которая прикрывала наше авиационное производство. Фотопроизводство всегда было для нас убыточным, а потому дотационным - точно так же, как для киевского "Арсенала" и для других предприятий ВПК, "косящих" под фотоаппаратопроизводителей.

ФОТОКРАХ

Казалось бы, у Украины, обладавшей столь мощными производственными гигантами советской фотопромышленности как киевский завод "Арсенал" и харьковский завод "ФЭД", были все основания после развала СССР занять достойное место в мировом фотоаппаратостроении. Однако этого не случилось. Более того, завод "ФЭД" в 1995 году и вовсе остановил выпуск своих знаменитых фотоаппаратов (количество рабочих мест при этом сократилось с 10 тысяч до 3,5 тысячи). Хотя предприятие продолжает продавать свои фотокамеры - как сказал Евгений Водотыка, впрок было наделано столько, что "еще лет пять распродавать их будем".

На "Арсенале" же сегодня изготавливаются - да и то малыми партиями - всего две модели: среднеформатный фотоаппарат "Киев-88СМ" и малоформатный зеркальный фотоаппарат "Киев-19М". Впрочем, по словам маркетолога завода Татьяны Соловьевой (которая на мой вопрос об объемах выпуска фотоаппаратуры по-арсенальски ответила: "Не скажу"), такие фотоаппараты по карману не каждому - "Киев-88", к примеру, стоит от 1600 до 2100 гривен. И хотя небольшими партиями их закупает некая фирма в США, в собственном отечестве особым спросом они не пользуются. Да и Европе не нужны, поскольку, по словам моей собеседницы, там отсутствуют сервисные центры для ремонта и обслуживания арсенальской продукции.

"КРЕСТ" НА "МЫЛЬНИЦЕ"

Почему же Украина в рыночных условиях не сумела освоить выпуск конкурентоспособных фотоаппаратов, исходя по крайней мере из доктрины отечественных автомобилестроителей: дескать, пусть мы делаем хуже, чем заграница, зато у нас - намного дешевле? Иными словами: почему здесь не сумели создать не только украинский цифровой Canon или Nikon, но даже - простенький украинский фотоаппарат-"мыльницу"?

Вот как отвечают на этот вопрос эксперты

Владилен ЛУНЧЕНКО
70-летний конструктор арсенальских фотоаппаратов, пришедший на предприятие в 1949 году:
(Его фотоприспособление летало в космос, а разработанному им на "Арсенале" копировальному фотоприбору, который состоял на вооружении в советской военной авиации, официально было присвоено его имя...)
- Нужны были, по всей вероятности, какие-то деньги, чтобы купить новое современное технологическое оборудование. Именно технологическое, потому что фотопроизводство у "Арсенала" работало на очень устаревшем оборудовании. Словом, нужен был толчок. Такой же толчок, как в автомобилестроении в свое время Fiat дал "Жигули"...

Евгений ВОДОТЫКА
начальник управления маркетинга закрытого акционерного общества "Корпорация "ФЭД":
- Раньше у ФЭДа, как и у "Арсенала", было две главных составляющих при изготовлении фотоаппаратов: точная механика и оптика. А сегодняшнее фотоаппаратостроение - это электроника и оптика. Цифровая фотокамера - это компьютер. И даже - простенькая "мыльница". А мы в компьютерной электронике практически не работаем...

Валерий МИЛОСЕРДОВ
бильдредактор газеты "Киевские Ведомости", лауреат конкурса европейской фотографии в Швейцарии:
- Рынок фототехники давно разделен. Для любителей появились "мыльницы", где для того, чтобы получить качественный снимок, нужно лишь нажать на кнопку. А для профи существуют японские узкопленочные камеры типа Canon, Nikon, немецкая дальномерная камера Leica и широкоформатный шведский фотоаппарат Hasselblad. Тем временем фотокамеры, которые изготавливались в СССР, в принципе изначально рассчитывались на любителя, снимающего внутри страны. То есть государство было закрытым, туда не впускались западные фотокамеры, а производились свои. Однако когда мир немного приоткрылся, стало очевидным, что советские фотокамеры на мировом рынке неконкурентоспособны...

КСТАТИ

Еще одной причиной столь скромных успехов в деле фотоаппаратостроения в Украине, равно, впрочем, как и в России, эксперты называют отсутствие в СССР внутренней конкуренции на рынке фотоаппаратуры. С другой же стороны, в производстве танков в Советском Союзе конкуренция также отсутствовала. А вот поди ж ты: теперь Украина, как говорится, на уровне мировых стандартов выпускает в том же Харькове танки Т-80 и Т-84 и небезуспешно участвует с ними в международных тендерах. А Россия не менее успешно изготавливает и продает за рубеж танки Т-90

*   *   *
Запись передачи "Место и время. Украинские заводы - производители фотоаппаратов" на Радио "Свобода" от 03-10-2003 с ведущим Сергеем Сенинским.

"Место и время". В этой рубрике сегодня - об украинских заводах - производителях известных во времена СССР фотоаппаратов. "Киев" и "ФЭД" - 10 лет спустя"...
Рассказывает наш корреспондент в Киеве Сергей Киселев:
Сергей Киселев:
Хотя государственное предприятие "завод "Арсенал" находится в самом центре Киева, тем не менее, и в советские времена, и сегодня номер его телефона является засекреченным. Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать городскую телефонную справочную "09": - Здравствуйте. Завод "Арсенал", пожалуйста.
- У нас такого номера нема...
При этом телефон приемной директора "Арсенала" указан на сайте предприятия в Интернете. Там же, кстати, значатся и номера телефонов заместителя директора по маркетингу, отдела маркетинга и отдела сбыта.
В советские времена завод "Арсенал" входил в состав военно-промышленного комплекса СССР. Он носил имя Ленина, а рабочие (еще на заре советской власти) избрали пролетарского вождя почетным токарем завода и символически выделили ему для работы лучший на то время станок, который простоял в 7 цехе предприятия на деревянном постаменте вплоть до распада Советского Союза.
О том, что именно производит завод "Арсенал" и сколько человек на нем работает, в предпоследний раз сообщалось в 1763 году, когда для ремонта пушек и военного снаряжения, хранившегося на складах, были построены слесарная, кузнечная и деревообрабатывающая мастерские и казармы для солдат-рабочих - "числом в 170 душ и под командованием поручика над мастеровыми", как было сказано в "Уложении о Киевской Арсенальской команде". Начиная же с 50-х годов прошлого века, экскурсоводы, знакомя туристов со славными революционными традициями "Арсенала", рассказывали лишь, что здесь производят знаменитые фотоаппараты "Киев". Сами же киевляне шутили, что из деталей фотоаппарата "Киев", выпускаемых на "Арсенале" за смену, можно легко собрать одну большую ракету. Что, впрочем, было неправдой - ракет на "Арсенале" не делали. А вот оптику для них, а также для подводных лодок, танков, спутников и самолетов, и впрямь выпускали. Фотоаппараты же сами арсенальцы снисходительно именовали "ширпотребом".

Говорит бывший военный представитель завода "Арсенал" Александр Лутченко:
Александр Лутченко: Это не ширпотреб. Были фотоаппараты, типа "Салютов", которые даже шли на космос. И там была даже военная приемка. То есть это был отдельный цех, и в общем-то у нас была вывеска, легенда, что завод делает фотоаппараты. Нельзя сказать, что это было просто производство, но и нельзя сказать, что оно было на первом месте. То есть оно было на втором или третьем месте после военных заказов, но поддерживалось на нормальном уровне.
Сергей Киселев: Александр Лутченко, бывший военный представитель завода "Арсенал".
Тогдашний модельный ряд фотоаппаратов серии "Киев" был весьма широк. Он начинался с выпущенного в 1947 году "Киева-2", изготовленного на трофейном цейсовском оборудовании, и потому очень похожего на немецкий Contax.
Рассказывает конструктор арсенальских фотоаппаратов, пришедший на завод в 1949 году и проработавший на нем почти 40 лет, Владилен Лунченко:
Владилен Лунченко: "Арсенал" занялся фотопроизводством, когда ввезли фирмы Carl Zeiss и Contax. И вот этот Contax был поставлен на производство. Было такое массовое производство на "Арсенале". Была вывезена и технология, и даже часть деталей. Это вот сразу после войны.
Вот и началось с этого Contax, назвали Contax "Киевом". Потом был "Киев-2", ну, и постепенно там добавлялось... тонометр, еще что-нибудь. "Киев-2", "Киев-3", "Киев-4", "Киев-5".
Сергей Киселев: Другой, как сказали бы еще лет 15 назад, "гигант украинского фотоаппаратостроения" - завод "ФЭД" находится в Харькове. Его история - покороче, нежели "Арсенала". В декабре 1927 года здесь была организована детская трудовая коммуна имени Дзержинского. Позже на ее базе создали небольшой заводик, который в январе 1934 года начал серийный выпуск один к одному скопированного с немецкой Leica первого в Советском Союзе малоформатного узкопленочного фотоаппарата "ФЭД", что расшифровывалось как "Феликс Эдмундович Дзержинский".
Модельный ряд харьковских фотокамер был пошире арсенальского. На "ФЭДе" выпускали фотоаппараты и для простых граждан, и для КГБ, создавали фотооборудование для бомбардировщиков, фиксирующее поражение целей, фотокамеры для космических исследований и так далее.
Рассказывает начальник управления маркетинга закрытого акционерного общества "Корпорация "ФЭД" Евгений Водотыка: Евгений Водотыка: Если говорить откровенно, во все времена это была ширма, которая закрывала наше авиационное производство. Точно так и на остальных предприятиях. Оно было всегда в принципе убыточным для госпредприятий. Да, мы по 10 тысяч камер ежемесячно делали, даже больше. Но оно дотировалось за счет оборонных отраслей производства.
Сергей Киселев: После распада СССР все изменилось. Харьковский завод "ФЭД" с 1995 года и вовсе прекратил выпуск своих некогда знаменитых фотоаппаратов. На киевском "Арсенале" же сегодня выпускают, да и то - малыми партиями, всего две модели: среднеформатный фотоаппарат "Киев-88СМ" и малоформатный зеркальный фотоаппарат "Киев-19М".
Сергей Киселев: Маркетолог завода "Арсенал" Татьяна Соловьева на мой вопрос об объемах выпуска фотоаппаратуры решительно ответила:
Татьяна Соловьева: Не скажу!..
Сергей Киселев: Но пояснила:
Татьяна Соловьева: "Киев-88" - это на базе "Салюта" сделан фотоаппарат. Профессионал разницу найдет сразу. Стоимость - 1600 и 2100 гривен.
Сергей Киселев: В пересчете, это примерно 300 и 400 долларов соответственно. За такие деньги, по словам моей собеседницы, подобный фотоаппарат немногим в Украине по карману.
Татьяна Соловьева: Понимаете, если исходить из его цены, то его не каждый любитель возьмет. Фотографии того стоят, но не каждый себе может такое позволить. Как, впрочем, и все остальное у нас. Если мы "ломанемся" в Европу, люди задают вопрос: есть ли сервисные центры для этой продукции? Если нет - человек может не взять нашу продукцию. Даже если очень сильно понравится. Я с этим столкнулась лично.
Сергей Киселев: Иную причину того, что сегодня арсенальские, равно как и "ФЭДовские" фотоаппараты не пользуются спросом, усматривает бильд-редактор газеты "Киевские Ведомости", лауреат конкурса европейской фотографии в Швейцарии Валерий Милосердов:
Валерий Милосердов: Произошла поляризация в фотографической среде. То есть появились фотографы-профессионалы, которые зарабатывают себе на жизнь фотоаппаратом, и они используют только зарубежную технику. И есть фотолюбители - люди, которые, в общем-то, не фотолюбители, а просто пользователи фотоаппаратов, которые покупают фотоаппарат, чтобы снимать семью. Сейчас, допустим, нет фотоклубов, где собирались фотолюбители. Человек работал на стройке, а потом шел в фотоклуб. Сейчас ведь этого уже нет. То есть, как таковая любительская фотография, в общем-то, исчезла. Фотоаппарат "ФЭД" - та же самая проблема. Любитель такой фотоаппарат не купит - с ним очень много возни. Ты купил "мыльницу" дорогую, допустим, и получаешь качественные снимки, а с фотоаппаратом "ФЭД" надо навести на резкость, надо выставить экспозицию и прочее и прочее. Очень много возни, которая, в принципе, снимается автоматической любительской "мыльницей".

Сергей Киселев: Таким образом, вроде бы логично, что киевский завод "Арсенал" теперь главным образом выпускает экспресс-индикаторы для анализа параметров крови и оптические приборы для измерения углов твердых тел, бытовые газовые счетчики и светодиодные уличные светофоры. А на харьковском "ФЭДе" производят топливорегулирующую аппаратуру, гидромоторы, поршневые насосы, тормозные агрегаты для железнодорожной техники, газозаправочные колонки, сантехнику и прочее. Кстати, после того, как здесь было прекращено производство фотоаппаратуры, количество работников завода с 10 тысяч сократилось до 3 с половиной тысяч человек.
Вновь слово - начальнику управления маркетинга "ФЭДа" Евгению Водотыке:
Евгений Водотыка: К оптике никакого отношения нет. Мы еще продаем камеры. У нас сделано было столько, что мы с 1995 года - почти десять лет - и еще лет пять распродавать их будем. Тогда такими объемами мы их делали..
Сергей Киселев: Получается, что украинские заводы так и не сумели освоить выпуск сколько-нибудь конкурентоспособных фотоаппаратов, исходя, по крайней мере, из доктрины отечественных автомобилестроителей: дескать, пусть мы делаем хуже, чем за границей, зато у нас - намного дешевле. Иными словами, почему здесь не сумели создать не то что украинский цифровой Canon или Nikon, но даже - простенький современный фотоаппарат - украинскую "мыльницу"? Этот вопрос я задавал всем нашим собеседникам. Евгений Водотыка, завод "ФЭД":
Евгений Водотыка: Раньше мы к заводу относились, как и "Арсенал": точная механика и оптика. А сегодняшнее фото - электроника и оптика. Мы в электронике не то что слабы - это беда всего Союза. Сегодня цифровая камера - это миникомпьютер. А мы в компьютерной электронике практически не работаем. Мы - механика.
Мы пытались даже найти партнеров в Японии и Германии, разрабатывали проект совместной камеры, но в конце концов поняли, что мы не потянем, не можем конкурировать с Китаем на уровне "мыльниц" всем этим ширпотребом.
А высококачественные камеры - они настолько сложны в электронике. Сегодня там оптика и фокусировка автоматическая, и не только диафрагма и выдержка, а даже глазом следит за зрачком: куда поворачивает - туда и направляется фокусировка объектива. Это настолько сложное электронное изделие, а мы же... Весь наш процесс строился на том, что там шестеренки и так далее... В электронной области у нас не оказалось ни специалистов, ни даже элементной базы. Все нужно было покупать. Мы пытались выйти с нашей оптикой, чтобы оптику делали, но поскольку у них по оптике тоже вопросов нет, там в "мыльницы" ставят пластмассу, а в более серьезные камеры ставят стекло. Стекло они научились делать не хуже, а даже лучше нас.

Валерий Милосердов: Рынок фототехники давно разделен. Существуют узкопленочные камеры типа Canon или Nikon - это Япония. В принципе, профи работают вот на этих камерах. Существует дальномерная камера Leica, которую выпускает Германия, и существует, допустим, камера Hasselblad, которая является лидером среди CD-форматных, это - Швеция. Ну, и так далее. Изначально, в принципе, советские камеры были рассчитаны на любителя, и что они будут использоваться внутри страны. То есть страна закрыта, туда не пускаются западные камеры, а производятся свои. А когда мир открылся немножко, появилась возможность приобретать новые камеры, и сюда они пришли. Тут уже конкуренцию просто не выдерживает никто.
Владилен Лунченко: Нужны были, по всей вероятности, какие-то деньги, чтобы купить новое современное технологическое оборудование. Именно технологическое, потому что фотопроизводство у "Арсенала" работало на очень устарелом оборудовании. Очень устаревшем. Вы даже себе не представляете.
Нужен было толчок. Такой же толчок, как в автомобилестроении вот Fiat дал "Жигули", без этого не могло быть.
Татьяна Соловьева: Потому что мы завязаны с импортом стекла, оптики. И всего остального. Потому что наши руководители решили, грубо говоря, завязать с производством. И снимают с производства. Если прекращается производство какой-либо продукции, то мощности могут быть либо свернуты, либо перепрофилированы. Нам с нашего места слабо видятся наши перспективы. Планирует-то в основном нашу жизнь наш директор. Как мы будем делать, как мы будет жить.
Сергей Соловьев: Еще одной - так скажем, "исторической" - причиной столь скромных успехов в деле производства фототехники в Украине, равно, впрочем, как и в России, мои собеседники называют отсутствие еще во времена СССР внутренней конкуренции на рынке фотоаппаратуры. Но, с другой стороны, возражают они сами себе, в производстве танков в Советском Союзе конкуренция ведь тоже отсутствовала. Но теперь Украина, как говорится, на уровне вполне мировых стандартов выпускает в том же Харькове танки "Т-80" и "Т-84" и небезуспешно участвует с ними в международных тендерах, а Россия не менее успешно выпускает и продает за рубеж танки "Т-90"...
Сергей Сенинский: Сергей Киселев, наш корреспондент в Киеве. Его радиоочерк "Украинские фотоаппараты "ФЭД" и "Киев" - 10 лет спустя" прозвучал в рубрике "Место и время"...


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024