На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format Cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / The Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-
- "Фототехника - дизайн - потребитель", статья из "СФ" №12 за 1989 г. / "Photoengineering-design-the consumer", clause from magazine "Soviet photo", 12, 1989
- "Пути развития электронных вспышек", И. Маршак. Статья из "СФ" №7 за 1960 г. / "Ways of development of electronic flashes". I. Marshak. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1960
-"Покупатели ждут хороших фотокамер". Т. Остановский, А. Семенов. Статья из журнала "Советское фото", № 7 за 1962 год. / "Buyers wait for good cameras". T.Ostanovsky, A.Semenov. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1962
- "Оружейник Ф. Токарев - конструктор фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", № 5 за 1960 год. / "Gunmaker F. Tokarev - the designer of cameras". Clause from magazine "Soviet photo", 5, 1960
- "Подводные фотоаппараты", Б. Сахаров. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №41, 1975 / "Underwater cameras", B. Sakharov. Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 41, 1975
- "Какая камера нужна фотолюбителю-подводнику", Н. Чванов. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №11, 1965 / "What chamber is necessary for the amateur photographer - submariner", N. Chwanov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 11, 1965
-"С аквалангом и фотокамерой", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1959 г. / "With an aqualung and a camera", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1959
- "Съемка под водой", Ю. Транквиллицкий, А. Рогов. Статья из журнала "Советское фото", №№5-6 за 1968 год. / "Underwater shutting", U. Trankvillitskiy, A. Rogov. Clause from magazine "Soviet photo", 5-6, 1968
- "По мнению фотолюбителей", А. Сыров. Статья из журнала "Советское фото", №№ 2, 3 за 1967 г. / "In opinion of amateur photographers", A. Syrov. Clause from magazine "Soviet photo", 2-3, 1967
- "Бокс для подводного фотографирования", А.А. Рогов, статья из журнала "Спортсмен-подводник", №2 за 1962 г. / "Boxing for underwater photographing", A.A. Rogov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 2, 1962
- "Боксы для подводной съемки", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №3 за 1960 г. / "Underwater boxes", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 3, 1960
-"О репортерской аппаратуре", Л. Бергольцев. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1958 / "About the press photographers equipment", L. Bergoltsev, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1958
- "Задачи советского фотоаппаратостроения", Н. Герман. Статья из журнала "Советское фото", №4 за 1936 / "Tasks of Soviet Photo Industry", N. German, Clause from magazine "Soviet photo", 4, 1936
- "Новый крупноформатный", А. Ворожбит. Статья из журнала "Советское фото", №11 за 1957 / "New large format chhamber", A. Vorojbit, Clause from magazine "Soviet photo", 11, 1957
- Камера "Спорт", Д. Бунимович, Статья из рубрики "Советские новинки" журнала "Советское фото", №7 за 1936 год / Chamber "Sport", D.Bunimovich, Article from a heading "The Soviet novelties" magazine "Soviet photo", 7, 1936
- "Ассортимент этого года. Новые сорта пластинок и фотобумаги", А. Сейфер, Статья из журнала "Советское фото", №2 за 1934 год / "Assortment of this year. New grades of glasses and photographic papers", A.Seifer, Clause from magazine "Soviet photo", 2, 1934
- "Объективы с переменным фокусным расстоянием", глава из книги Д.С. Волосова "Фотографическая оптика", 1978 / "Zoom lens", fragment from book D.S. Volosov "Photographic lens", 1978
- 35мм дальномерные фотоаппараты: история и ренессанс. Г. Абрамов / 35mm RF cameras: history & renessance. G. Abramov
- "Аэрофотоаппараты", глава книги Я.Е. Щербакова "Расчет и конструирование аэрофотоаппаратов", М., 1979 г. / Fragment from book Y.E. Sherbakov "Calculation and designing of aerial cameras", 1979
- "Разговор начистоту". Журнал "Советское фото", №7, 1988 год / "Conversation frankly", article from magazine "Sovetskoe foto", №7, 1988
- "Недальновидность?..", Э. Позняк, журнал "Советское фото", №8, 1987 год / "Short-sightedness?..", E. Poznyak, article from magazine "Sovetskoe foto", №8 1987
- Рождение советской "Лейки", И. Чёрный, журнал "Пролетарское фото", 1933 г. / "Birth of Soviet Leica", article from magazine "Proletarskoe foto", I. Chernyi, 1933
- "Основные типы аэрофотоаппаратов", фрагмент из книги А. С. Кучко, "Аэрофотография (Основы и метрология)", М., 1974 г. / "Main types of Airphotochambers". Fragment from book "Airphotography", A. S. Kuchko, 1974
- Исторические этапы развития оптических систем. Глава из книги М. М. Русинова "Композиция оптических систем" / The chapter from book of M. M. Rusinov "The Composition of optical systems"
- Аэрофотосъемка - основные понятия и термины / Air photography - the basic concepts and terms
- "Фотокинотехника", В. Ю. Торочков, предисловие к энциклопедии "Фотокинотехника", 1981 / "Photo and film-engineering", V.J.Torochkov, the foreword to encyclopedia "Photo and film-engineering"
- "Развитие аэрофотосъемки в России", фрагмент из книги "Аэрофотосъемка. Летносъемочный процесс", А. И. Шершень, М., 1949 г. / "Development of air photography in Russia". Fragment from book "Air photography", A. I.
- "От лупы до высокоточного оружия", Борис Давыдов, 2003 г. / "From a magnifier up to the precision weapon", B. Davydov, 2003
- "Как и где изготовляются фотокамеры". Статья из журнала "Советское фото", №24 за 1930 год / "As well as where cameras are made". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Фотографический стереокомплект Спутник. К 50-летнему юбилею...". А. Бенедиктов / "The stereocomplete set the Sputnik. To 50-years anniversary it is devoted". A. Benediktov
-"О выпуске советских фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1930 год / "About release of the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Даешь советскую фото-аппаратуру". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / "Get the soviet photo-equipment". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1929)
- "Дискуссия о советских фотоаппаратах". Материал из журнала "Советское фото", №3 за 1930 год / "Discussion about the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "На пути к освобождению от заграницы" (об импорте фото-товаров). Статья из журнала "Советское фото", №21 за 1929 год / "For a way to clearing of abroad" (about import of the photo-goods). Article from "Sovetskoe Foto&q
- Рекламный разворот из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / Advertising from "Sovetskoe Foto" magazin (1929)
- "Киев" и "ФЭД": 12 лет спустя. С. Киселев. / "Kiev" and "FED": 12 years after. S. Kiselev.
- Фотоаппараты серии "Алмаз" / "Almaz" cameras
- "Правила обращения с объективом и фотоаппаратами" (Выдержка из "Справочника фотолюбителя" Д. З. Бунимовича, 1957 год) / "Rules of the manipulation with the lens and cameras" (Quotation from the book "The Directory of t
-"О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР" (Постановления СНК РСФСР от 23 февраля 1929 г.) / "About the order of manufacture of photographic, cinema and other shootings in territory of
- История Государственного Оптического института им. С. И. Вавилова / History of "Vavilov State Optical Institute"
- История развития варио и стерео фотографии в Сибири / History of Stereo and Vario Photography in Siberia
- Переписка с читателями (выдержки из разных номеров журнала "Советское фото") / Correspondence with readers (quotations from different numbers of "Soviet photo" magazine)
- Отечественный байонет (статья из журнала "Советское фото" №9 за 1988) / Soviet baionet (article from "Soviet Photo" magazine №9 1988 year)
-Об истории Красногорского механического завода / About history of Krasnogorsk mechanical factory
-О коллекционерах фотокамер / About collectioners of photo cameras
- "Фотоаппаратура на внутреннем рынке" / The photoequipment on a home market (1988 and 1959 years articles)
- Советские фотоаппараты в Англии / The Soviet cameras in England
- Советская фотография (Вступление к книге лауреатов Сталинской премии А.Д.Головни, Е.А.Иофиса "Современная техника фотографического процесса") / The Soviet Photography
- Листовка Центральной торговой базы В/К "Союзпосылторг" (1952 год) / The handbill (leaflet) of the Central trade warehouse "Soyuzposyltorg" (1952)
- Листовка Московской базы Главкоопкультторга Центросоюза (конец 50-х - начало 60-х годов) / The handbill (leaflet) of the Moscow warehouse Glavkoopculttorg of Centrosoyuz (the end 50 - the beginning of 60th years)
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Москва" на Красногорском заводе / Serial each year made folding cameras "Moskva" on Krasnogorsk mechanical factory
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Зоркий" на Красногорском заводе / Serial each year made cameras "Zorki" on Krasnogorsk mechanical factory
- ЛОМО и Ломография. Историческая справка. / LOMO and Lomography. Historical information.
- История создания камеры "ЛОМО-Компакт" / History of creation of the chamber "LOMO-compact"
-О создании камер "ФТ" и "Горизонт" / About creation of the photo cameras "FT" and "Horizon"
- Золотая медаль "Гран-При" (статья из журнала "Советское фото" №8 за 1959 год) / Gold Medal "Grand-Prix" (article from "Soviet Photo" magazine №8 1959 year)
- "Снимки в журналах и газетах..." (предисловие к книге "Спутник фотолюбителя" А.Гусева) / "Magazine and newspaper pictures..." (preface from book "Amateur Photographer Sputnik", 1957 year)
-Справка о производстве фотоаппаратов на ОАО "ЛОМО" / The information of manufacture of cameras on LOMO
-Распоряжение Наркомпроса о льготах для фотографов-профессионалов от 25 января 1919 г. / "Order Narkompros" about privileges for photographers - professionals
-Фотоаппарат... но какой: зеркальный или с дальномером?
-О камере "Турист" / About "Turist" camera
-Камера "Лилипут" / "Liliiput" camera
-"Двухобъективные зеркальные аппараты", Н. Шульман, Статья из журнала "Советское фото", № 12 за 1962 год / "TLR cameras", N, Shulman, Clause from magazine "Soviet photo", 12, 1962
-"Аэрофотосъемка". Н.В. Виноградов. Статья из журнала "Наука и жизнь", №2 за 1941 год. / "Air photography". N.V. Vinogradov. Clause from magazine "Science and Life", 2, 1941
-"За" и "против", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / "Pro and contra", Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Несколько приемов съемки "Любителем", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / Some tips of shooting by "Lubitel", clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Что нужно знать о камере "Репортер". Статья из журнала "Советское фото", №1 за 1940 год / That it is necessary to know about the chamber "Reporter". Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1940
-Не увлекайтесь "Лейкой"! С. Евгенов, статья из журнала "Советское фото", №1 за 1934 год. / Be not fond of Leica. S.Eugenov. Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1934
-Камеры "Зенит" и "Зенит-С" / Zenit & Zenit-S
-Мультиприставка конструкции т. Любимова / Multidevice of a design of Lyubimov
-Краткий исторический очерк применения воздушного фотографирования. Ю.Г. Макаров. Фрагмент из книги "Аэрофоторазведывательная служба" / Short historical sketch of application of air photography. Fragment from the book "Aero Photoreconnaissance Service". U.G.Makarov
-Cоветской электронной фотовспышке 60 лет / The Soviet electronic flash is 60 years
-Судьба артели «ФОТОТРУД» / The fate of the artel "PHOTOTRUD"
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

   
       

21-11-2024 20:54:12

Красногорский механический завод

Поскольку историю развития советского фотоаппаратостроения невозможно себе представить без отдельного упоминания о Красногорском механическом заводе, я решил написать этот материал после посещения заводского Музея трудовой и боевой славы. У многих из нас с вами отношение к заводу и его продукции очень неоднозначное, однако история - это все же факты, а не эмоции.

Кроме того, необходимо иметь ввиду, что фото- и киноаппаратура, а также оптика для них никогда не являлись для завода основной продукцией. Поэтому большая часть из того, что выпускалось заводом, останется за рамками данной статьи.

*   *   *

Официальной датой рождения завода считается 1 февраля 1942 г. Начиналось же все гораздо раньше. В начале 1918 года оптическое производство в Питере (объединившее в себе два бывших рижских завода Цейсса и Герца) в связи с переездом правительства в Москву и опасностью захвата Петрограда немцами, было эвакуировано в Воронеж. Вместе с оборудованием в Воронеж прибыло около 300 человек. Однако летом того же года, когда с юга наступал генерал Краснов, завод переводится в Пермь, куда было откомандировано около 70 человек, высококлассных оптиков, без которых наладить производство было бы невозможно. В Пермь прибыли в начале августа и обосновались в брошенном винокуренном заводе. Не прошло и двух месяцев, как под угрозой наступления Колчака, завод был эвакуирован в Подольск, где производство разместилось в пристройке главного корпуса механического завода, бывш. компании "Зингер". Необходимо отметить, что основной продукцией завода в те годы были артиллерийские прицелы и бинокли.

В Подольске завод оставался до 1927 года. В начале 20-х годов на заводе зародилось новое производство - очковая оптика. Вот выдержка из газеты "Подольский рабочий" от 11 января 1924 года: "Оптические предметы, в том числе и очки, ввозились в СССР из-за границы, главным образом из Германии. Голод на очковый товар возник ввиду закрытия иностранного рынка и блокады СССР...Вот почему в городе Подольске было оборудовано очковое производство...Новое...производство влачило в первые два года жалкое существование.
Не было приспособлений, станков, инструментов. Стекло плохо обрабатывалось. Теперь, в 1924 году, с получением заказов производсто очков развернулось; установлены мощные новые станки. Сейчас выпускается до 30 тысяч дюжин пар очковых стекол в месяц и 70 тысяч оправ к ним. Наши очковые изделия по своему качеству лишь немногим уступают германским". В этот период времени ежегодная закупка очковой оптики за рубежом производилась на сумму около 2 млн. рублей золотом. Начиная с 1925 года для производства очковых линз стали использовать стекло отечественного (Изюмского) производства.

В связи с необходимостью расширения производства было решено перевести завод в другое место. Выбор пал на маленький поселок Баньки в Павшинской волости Московского уезда. Здесь в 20 км от Москвы пустовали корпуса бывшей ткацкой и красильной фабрик. Весной 1927 года последний эшелон с оборудованием оптического завода ушел из Подольска, и около 200 человек, лучшие кадры оптиков, отправились в поселок Баньки (будущий г. Красногорск).

Cледующие годы прошли под знаком реконструкции и строительства. В 1930 году, когда был создан ВООМП, в который вошли практически все оптические производства в стране, было решено обратиться в Германию за технической помощью - ведь своего опыта проектирования и строительства подобных заводов у нас тогда не было. Однако переговоры закончились безрезультатно, т.к. немецкие промышленники кроме 3 млн рублей золотом потребовали гарантий того, что новый завод не будет продавать аппаратуру на внешнем рынке в течение 10 лет после завершения строительства. В результате все было сделано своими руками. Кроме строительства литейного, механического, ремонтно-инструментального цехов, кузницы и главного сборочного цеха, в 1931 году начало свою работу заводское ФЗУ (фабрично-заводское училище), которое должно было стать "кузницей кадров" для предприятия.

К 1932 году выпуск продукции по сравнению с 1928 годом увеличился в 4,7 раза. В серию уже были запущены 11 приборов. Вот любопытное высказывание советского физика, одного из организаторов оптической промышленности в СССР, академика Д.С.Рожденственского, датированное 1922 годом: "Будущая война... если только она будет,-будет жестокая, техническая, беспощадная война. Не числом воинов будет определяться победа, она будет определяться... хотя бы умением делать фотографические объективы для разведочной съемки с аэропланов или прицелов для бросания с аэропланов разрушительных снарядов. Но если войны... не будет, явится более непосредственная и настойчивая необходимость способствовать прогрессу оптического стекла, без которого нет ни познания природы, ни власти над ней". Постепенно, в частности благодаря крепким связям с ГОИ, качество и сложность выпускаемой продукции начали повышаться. Не последнюю роль в увеличении объемов производства и повышении качества выпускаемой продукции играл энтузиазм работников завода, "стахановцев", "отличников", "ударников" и т.д. Сейчас нам трудно все это не только понять, а просто даже и представить себе, однако в те годы это было реальностью, которая играла далеко не последнюю роль в жизни как страны, так и завода.

К 1937 году по сравнению с 1932 годом выпуск продукции завода вырос в 5,4 раза. В этот период завод выпускал кроме военной продукции также и оптиметры, микроскопы, фотообъективы, бинокли и др.

В феврале 1942 года предприятие получило новое название - Государственный Союзный завод N393 Наркомата вооружения СССР, преобразованный впоследствии в Красногорский механический завод.

В 1942 году было решено вывезти из Ленинграда в Красногорск оставшуюся часть техники и оборудования с Государственного оптико-механического завода. В этом же году было освоено 9 новых приборов для фронта, в частности: большая стереотруба, танковая командирская панорама, перископическая артиллерийская буссоль, механический миномётный прицел. Доработан и освоен в производстве первый отечественный щелевой аэрофотоаппарат - АЩАФА-2. В 1943 году на завод прибыла из эвакуации группа инженеров и техников харьковского завода, где в довоенные годы выпускался ФЭД. В 1944 году были организованы специальные проектно-конструкторские бюро по аэрофотоаппаратуре и артиллерийским оптическим приборам с одновременной организацией при них опытно-экспериментальных цехов по изготовлению опытных образцов и опытных серий создаваемых объектов техники - основа будущего ЦКБ завода.

Сразу после окончания войны КМЗ получил задание по выпуску мирной продукции: проекционные аппараты для государственной библиотеки им. В.И.Ленина, театральные бинокли, первая партия которых была куплена Большим театром, увеличители, и, наконец, фотоаппараты. В 1947 году завод получил большое количество нового оборудования и значительно расширил производственные площади. Именно в это время была заложена база для производства фотоаппаратуры и научных приборов. С этого момента в продукции завода соседствует следующая аппаратура: гражданская продукция (фотокиноаппаратура и научное приборостроение) и специальная (читай - военная) аппаратура (аэрофотооборудование, прицельные устройства и аппаратура инфракрасной техники).

В 1946 году - выпуск первого отечественного складного среднеформатного дальномерного любительского фотоаппарата "Москва-1". Аппарат не отличался изяществом. Трудности испытывались и при его изготовлении - на первых порах не ладилась технология, а сборщики не имели должной квалификации и опыта. Тем не менее со временем дело пошло. На заводе научились сами делать затворы - был освоен выпуск центрального затвора "Момент". Через год, в 1947, появилась новая модель фотоаппарата - "Москва-2", надолго ставшая серийной. Первые 25 штук были изготовлены к 800-летию Москвы. В этом же году создается цех фотообъективов.

В 1948 году были выпущены первые 50 аппаратов "Зоркий", основой которых стала модель харьковского ФЭДа, а к концу года их было собрано более 1,5 тысяч штук. С этим аппаратом связано появление марки завода, которая с июля 1948 года ставилась на все приборы, выпускаемые КМЗ. Собственно название "Зоркий" появилось в апреле 1949 года. С "Зорким" связан и первый конвейер, пущенный в марте 1949 года. С пуском конвейера производительность труда возросла в 5 раз. Важно отметить, что в камерах "Зоркий", в отличие от ФЭДа, с самого начала рабочий отрезок был стандартным - 28,8 мм. Часть моделей в 1948 году выпускалась с дополнительной выдержкой 1/1000 (аналогично модели ФЭД-С), а начиная примерно с 1950 года была модернизирована спусковая кнопка - под тросик.

Первыми выпускаемыми объективами были "Индустар-22" 3,5/52 в убирающемся корпусе и "Юпитер-8" 2/50 (первоначально "ЗК-50/2), а также "Юпитер-3" 1,5/50 ("ЗК-50/1,5). Причем часть объективов изготавливалась с байонетным креплением для камер "Киев". Поначалу цех фотообъективов изготовлял не более 300 штук в месяц, а три года спустя производительность возросла до 4-х тыс. штук в месяц. К началу 50-х годов цех освоил более двух десятков изделий. В 1949 году начал изготовливаться первый в мире электронный микроскоп, созданный в сотрудничестве с учёными Государственного оптического института им.С.И.Вавилова.

В 1952 году на свет появился новый зеркальный малоформатный фотоаппарат "Зенит", положивший начало целому семейству фотоаппаратов.

Любопытно, что в 40-х - 60-х годах завод реально заботился о повышении качества выпускаемой продукции: так, если в 1949 году по фотокамере "Зоркий" завод получил 0,94% рекламаций по отношению к выпуску, то в 1952 году - всего 0,24%. Возьмите в руки любой "Зенит" или "Зоркий" середины 50-х годов и сравните качество их изготовления и сборки с современными "Зенитами". Думаю, вывод будет однозначным.

Здесь необходимо отметить, что история завода, как впрочем и любого другого предприятия, не может существовать сама по себе, без персоналий и судеб людей, отдавших заводу без преувеличения лучшие годы своей жизни. Справедливости ради надо отметить, что история Красногорского завода в изложении В.Л.Рапопорта на 90% состоит из рассказов о людях. Однако в рамках данной заметки я не планировал охватить все стороны этого непростого вопроса.

К концу 1954 года, несмотря на ряд трудностей, был значительно увеличен выпуск фотоаппаратов: так, выпуск "Москвы-2" увеличился на 78%, "Зоркого-3" - на 86%, "Зенита" - на 202% по сравнению с 1953 годом. Теперь в фотосборочном цехе вместо трех работало 11 конвейерных линий. Если в 1953 году общий выпуск фотоаппаратуры составлял более 180 тысяч камер, то в 1954 году он вырос до 300 тысяч. К концу 1955 года было выпущено около 3000 первых "Юпитеров-9" для дальномерного Киева.

В 1956 году был начат выпуск объективов "Индустар-24", "Гелиос-44", "Юпитер-11". Велась подготовка к выпуску объективов "Мир-1", "Гелиос-40", "Таир-3", "МТО-500", "МТО-1000". В том же 1956 году на заводе была устроена выставка советской и иностранной фотоаппаратуры. Вот одна из записей, оставленная группой конструкторов в книге отзывов: "Наши аппараты в эксплуатации заграничным не уступают, а качество изображения у нас лучше. Отделка наших аппаратов хуже, и на это следует обратить внимание...".

Участок конвейера сборки фотообъективов на КМЗ, 1956 год

На рубеже 1956-57 годов пошел в серию "Зоркий-4" - пожалуй самый массовый и самый популярный отечественный дальномерный фотоаппарат. Годом позже появились "Зоркий-5" и "Зоркий-6" - рычажный взвод, откидная на шарнирах задняя стенка, цельнолитой корпус, увеличенная база дальномера, осовремененный дизайн и при этом почему-то урезанный диапазон выжержек (к сожалению история отечественного фотоаппаратостроения сплошь состоит из достижений и таких вот нелогичностей). В эти же годы появляется полупрофессиональный "Старт" и совершенно уникальная для своего времени миниатюрная зеркалка - "Нарцисс". В том же 1957 году пошел в серию среднеформатный фотоаппарат "Искра".

В 1957 году были получены первые снимки земной поверхности из космоса при помощи серийной аэрофотоаппаратуры, созданной заводом (АФА-39). В эти же годы на заводе под руководством профессора МГУ Лебединского совместно с конструкторами КМЗ А.В.Грушиским, В.И.Штанниковым и другими создается фотокамера С-180, которая позволяла автоматически фотографировать небосвод с углом зрения, равным 180°. Камера заряжалась обычной 35-мм пленкой, запас которой был рассчитан на 3 тысячи кадров.

В 1958 году специально для Всемирной выставки в Брюсселе конструкторы Г.М.Дорский, А.П.Орлов, В.И.Плужников создали малоформатный фотоаппарат принципиально новой конструкции с автоматической установкой выдержки и диафрагмы, получивший название "Комета". Одновременно Г.М.Дорский, Ч.С.Заманская и другие разработали стереоскопический аппарат "Астра". И хотя эти камеры не были запущены в серийное производство, они "продемонстрировали высокий уровень развития конструкторских возможностей в подготовке новой советской аппаратуры" (Рапопорт В.Л., "Мастера оптики").

Результатом первого участия завода в международных выставках стало получение высшей награды ("Гран-при") в Брюсселе за набор фотообъективов (это были объективы для "Старта" - "Мир-1", "Гелиос-44", "Таир-11", "Юпитер-6", "Таир-3"). Диплома Почёта и Золотой медали были удостоены электронный микроскоп ЭМ-5, высокоскоростная киносъёмочная камера ФП-22 и камера С-180.

Большое значение в те годы имело движение изобретателей и рационализаторов. На заводе были созданы комплексные бригады рационализаторов. От одной из таких бригад поступило предложение объединить верхнюю крышку крышку наружного корпуса, корпус шторного затвора, объективное плато и корпус дальномера фотокамеры в одну литую деталь (прежде эти детали изготовлялись отдельно и крепились между собой). Чтобы оценить эффект от внедрения этого предложения, нужно представить, что верхняя крышка фотоаппарата проходила 19 механических и отделочных операций; корпус шторного затвора имел 18 механических операций. Лишь за счет сокращения механической обработки деталей на каждом аппарате экономия времени составляла около 46 минут. В денежном выражении общая экономия при переходе на литье составляла не менее 200 тысяч рублей в год (для сравнения - средняя инженерная зарплата по стране в тот период составляла около 800 - 900 р).

В 1959 году впервые в мировой практике сфотографирована обратная сторона Луны. На межпланетной автоматической станции была установлена фотографическая аппаратура АФА-Е1, созданная заводом.

В 1961 году заводом освоено 22 новых изделия, среди которых серийное производства 8-мм кинокамер "Кварц" и "Кварц-2".

К 1963 году на заводе был выпущен 4-х миллионный фотоаппарат. Им оказался "Зенит-3М". К этому моменту с конвейера каждую минуту сходил "Зоркий-4" и каждые полторы минуты "Зоркий-6". Были подготовлены к выпуску "Зенит-4", "Зенит-5", "Зенит-6". В том же 1963 году были изготовлены опытные образцы новых аппаратов - "Зоркий-10" и "Зоркий-11". К середине 60-х годов был налажен выпуск новых объективов: "Орион-15", "Вега-1", "Индустар-24М", "Юпитер-21", "Телемар-22", "Мир-5", "Мир-6", "Таир-38", "Рубин", "Гелиос-65Ц", "Юпитер-25Ц" (последние два для камер "Зенит4" - "Зенит6").

В эти же годы успешно развивался импорт - 59 стран покупали продукцию завода. Особым спросом пользовались камеры "Зенит-4", "Зенит-5", кинокамера "Кварц-3". Вот что писал в начале 1964 года в журнале "Today" английский журналист Дж. Бакстон: "Недавно я испробовал несколько из последних русских камер и могу честно объявить, что это превосходная продукция. ...Я познакомился со всем набором русских объективов... и особенное впечатление произвели на меня компактность их телеобъективов, наши телеобъективы часто очень громоздки. Русская продукция сделана аккуратно, очень удобная, исключительно хорошо сконструирована".

Сейчас мало кто помнит, что в начале 60-х годов существовало бюро добрых услуг "Спасибо", которое производило ремонт фото- и кинокамер на общественных началах (т.е. бесплатно - прекрасный маркетинговый ход!). Первоначально бюро работало в Красногорске, затем было переведено в "Кинолюбитель" на Ленинский проспект (Москва). Такая тактика привела к росту популярности продукции завода и оживлению в кругах фотообщественности. Вот отрывок из письма В.П.Сердюченко из города Хмельницкого:

"Слово о "Зените"

Прекрасен "Старт" - "Зенита" брат
Но "Старт" пока дороговат.
Надежен, дешев, знаменит
Среди люителей "Зенит".

*   *   *
   Для чего я привожу здесь все эти факты? Многие могут подумать, что я, подобно идейным коммунистам, остался весь в прошлом, утешая себя мыслями типа "раньше все было лучше, чем сейчас" или "самая лучшая продукция в мире - это советская". Согласитесь - смешно. Более того, сейчас я счастлив - свобода, выбор, возможности, реализация которых зависит только от тебя самого.
    Однако меня очень сильно расстраивают слова о том, что вся советская фотопродукция - это полный отстой! Да, к сожалению, то, что мы видим сейчас на прилавках магазинов (а во многом это именно продукция КМЗ) действительно почти не пригодно к употреблению, особенно в сравнении с импортной фотоаппаратурой. И такая ситуация начала складываться не вчера. Но!
   Во-первых то, что выпускалось до начала 70-х годов - работало, и в целом неплохо. К середине 70-х, как известно, ситуация начала меняться - новые модели появлялись реже, а качество сборки стало снижаться и сейчас находится на уровне ниже некуда. Не забудьте кроме того, что импортной фотоаппаратуры (кроме незначительных партий дорогой "Практики") в стране не продавалось, и многие из нас были счастливы, купив свой первый "Зенит".
    А во-вторых при той экономической системе, при которой существовала наша страна до перестройки - по-другому быть не могло! Удивительно вообще, что хоть какая-то продукция работала неплохо.
   И в-третьих, как мне представляется, нельзя оценивать ситуацию прошедшего времени только с позиции сегодняшнего дня, ибо мы очень легко может впасть в ошибку.
   Ну и напоследок. Читая уважаемый журнал "Фототехника & видеокамеры" (из серии "Потребитель") №11'99 в рубрике "Школа 'Потребителя' - История фототехники" находим увлекательную статью г-на Д.Чичкина "Краткая история зеркальных камер". Прекрасный материал с хорошими иллюстрациями, из которого, впрочем, выясняется, что такой страны как Советский Союз или Россия не существовало вовсе. С чем я всех нас и поздравляю.
*   *   *

Итак, вернемся к истории. К середине 60-х годов, когда главной господствующей идеей в советской промышленности было освоение новой продукции, на заводе пошли в серию новые "Зоркие" - 10, 11, 12. Однако стремление побыстрее запустить в производство новые марки аппаратов привело к спешке, которая сказалась на качестве. Некоторые изделия оказались с конструктивными и технологическими недоработками. Так, "Зоркий-10" завоевал международное признание (вчастности - Золотая медаль на Международной ярмарке в Лейпциге, 1965), но его массовый выпуск был делом трудным и дорогостоящим.

Одной из проблем в те годы была лепестковая лента, которая шла на изготовление центральных затворов. До начала 60-х годов единственной фирмой, владевшей секретом и монополией производства высококачественной лепестковой ленты была некая (?) шведская фирма. КМЗ остро нуждался в такой ленте отечественного производства. Одним из создателей ее стал главный металлург завода И.Е.Дунаев. Шесть лет выезжала на Ижевский металлургический завод бригада изобретателей во главе с Дунаевым и занималась этой работой. В 1963 году наша промышленность наконец стала выпускать лепестковую ленту лучше шведской: центральные затворы изготовленные из импортной ленты, имели предел выдержек в 1/500 секунды, в то время как советская лента позволяла давать скорость в 1/1200 секунды. Нечего говорить, что это дало немалый экономический эффект.

К 1964 году начали выпускаться "Зенит-4, 5, 6", готовились к выпуску "Зенит-Е", "Фотоснайпер", кинокамера "Красногорск". К моменту выпуска "Зенита-Е" (1966) зеркало постоянного визирования в нем было немалым новшеством для завода.

В те же годы завод продолжал выпускать свою основную, небытовую, продукцию. В 1965 году началась разработка (изготовлена в 1970г.) уникальной высокоточной астрономической установки (ВАУ) для фотографирования космических объектов с целью определения координат и траекторий полёта. Вес установки - 30 тонн. В 1967 году совместно с институтом Физики земли АН СССР разработана высокоскоростная установка - ждущая лупа времени (ЖЛВ-2) с максимальной частотой съёмки до 4,5 млн кадров в секунду. В 1968 году началось серийное производство гиростабилизированных приборов для работы с подвижных объектов со встроенным базовым дальномером. В том году при участии ГОИ им.С.И.Вавилова разработана конструкция и освоен в производстве крупногабаритный высокоразрешающий объектив "Мезон-2А", применяемый в аппаратуре для фотографирования земной поверхности с искусственных спутников Земли. Вес объектива 500 кг, диаметр линз - 600 мм.

В 1967 году на смену выпускавшемуся ранее панорамному фотоаппарату ФТ-2 пришел "Горизонт", получивший золотую медаль ВДНХ. В 1968 году началась подготовка к выпуску объектива "Мир-10", а в следующем году появились первые "Фотоны" - аналоги импортного "Поляроида".

К концу 60-х годов фотоаппараты с маркой завода шли на экспорт не только в развивающиеся страны, но и в ФРГ, Италию, Австрию, Францию, Англию, где успешно конкурировали с западной продукцией. В 1968 году в Англии было продано несколько тысяч фотоаппаратов, и заказы на них росли. Наибольшим спросом пользовались "Зенит-Е" и кинокамера "Кварц". Советской фотоаппаратурой торговали 4 тысячи английских магазинов.

К началу 70-х годов появились такие объективы, как "Индустар-60Н", "Гелиос-9-7М", "Вариогоир 1-Т", "Март-1", "Метеор-5", "Метеор-8М", "Юпитер-21М", "Эра-6М". В 1972 году начался выпуск камеры "Зенит-ЕМ", пользовавшейся поистине всенародной любовью.

В 1973 году начат выпуск новых аэрофотоаппаратов для плановой и дальней перспективной съёмки, первый в Союзе гидростабилизированный авиационный прибор и оптико-фотографический щелевой аппарат для крупномасштабной съёмки из космоса. В этом же году появляются на прилавках "Зенит-ТТЛ" и "Зенит-16" - камера принципиально новой конструкции. Обе новинки имели ТТЛ-замер, что было шагом вперед по сравнению с предыдущими моделями.

В середине 70-х годов чехословацкий журнал "Фотография" писал: "Зенит-Е" - камера, которая может все... "Зенит-ЕМ" и "Зенит-Е" являются одними из самых дешевых и в то же время самых качественных приборов, которые пользуются большой популярностью с ЧССР, Англии и в других странах".

В 1979 году начинается выпуск "Зенита-19", а вследующем году - "Зенита-18", который вскоре был снят с производства из-за конструктивных недоработок. В том же 1979 году популярный английский журнал для фотолюбителей "What camera?" признал "Зенит-ЕМ" лучшим аппаратом года.

Использованная литература:
1. В.Л.Рапопорт, "Мастера оптики" (Страницы истории ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени Красногорского механического завода), М., "Московский рабочий", 1983.
2. Материалы Музея трудовой и боевой славы Красногорского механического завода.

  *   *   *  

Из воспоминаний Владимира Александровича Калинина

по материалам сайта http://www.zenit.istra.ru

Разработка советской космической оптики началась именно на Красногорском механическом заводе. В 60-ые годы нашему заводу, совместно с ленинградским Государственным оптическим институтом было поручено разработать оптику для космических станций. Основное назначение этих фотоаппаратов - военная разведка. Главным в конструкции, конечно, был объектив - сердце фотоаппарата. Изготовлением экспериментальной модели занимался 10-й цех. Я был начальником отдела технического контроля и отбирал продукцию. Аппарат был очень массивный, тяжелый. Главная проблема заключалась именно в креплении техники, и к ней были повышенные требования. А на заводе имелась лишь старая технология литья - лили в землю, и металл получался пористый, слабый. Пористость мешала прочности. Все понимали, что такое литье теоретически не удовлетворяет требованиям проекта, а время поджимает и пора отчитываться, представлять образец. Военным представителем на заводе был Н.И. Мозгалев, которого также торопили. И вот, мы с ним вдвоем отобрали несколько наиболее подходящих конструкций*, подготовили экспериментальный образец и отдали его на испытания на свой страх и риск. Когда аппарат запустили, мы все ждали, что крепление сорвется. Думали, что не выдержит. Но испытания дали хорошие результаты. С этого эксперимента началась советская космическая разведка.

Завод постоянно разрабатывал новые модели техники, регулярно шли эксперименты. Однако далеко не для всех разработок имелось необходимое оборудование, и многое приходилось делать самим. Так, когда мы разрабатывали автопилоты для космических ракет, для замеров нам нужна была частота 400 Гц. Промышленная частота в то время составляла* всего лишь 50 Гц, и на заводе не оказалось ни одного прибора требуемой частоты. Тогда в лабораторных условиях нам пришлось создавать из статических приборов* настроенных на частоту 50 Гц аппарат на 400 Гц. Прибор сделали, аттестовали его в Палате мер и весов и таким образом оснастили лабораторию необходимым для работы прибором.

КМЗ всегда производил порядка 50 процентов гражданской продукции. Для примера, военные предприятия аналогичные нашему* выпускали не более 7 процентов. Качество нашей гражданской электроники, к сожалению, было плохим. Для хорошего качества нужны были детали из золота, серебра, платины, других редких металлов, а это все считалось стратегическим сырьем и использовалось исключительно для военной техники. У завода тогда была своя** фирма в Англии - "TOE". Именно туда отправлялась большая часть нашей продукции, которая обеспечивала серьезный приток валюты. Англичане знали об особенностях нашей продукции и тщательно нас контролировали. Когда мы передавали фотоаппараты, англичане практически полностью их разбирали***, проверяли качество деталей и сборки, затем собирали, упаковывали в красивые сумки собственного изготовления и лишь тогда отправляли в магазины.

Прмечания:
Владимир Александрович Калинин - прошел на заводе путь от настройщика до Первого заместителя главного контролера завода.
Источник: Рекламная газета "Новый авангард", 4 февраля 2002 года.
*) - Без комментариев, т.к. возникает слишком много недоуменных вопросов к автору...
**) - Фирма TOE (Technical Optic Equipment) не принадлежала КМЗ, так что слово "своя" можно употреблять только в переносном смысле...
***) - Данное утверждение, по воспоминаниям других участников событий, действительности не соответствует.

Абрамов Георгий


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024