Выпуск советских фотоаппаратов становится реальной действительностью. Этими словами "Советское Фото" открыло на своих страницах (в № 22 за 1929 г.). Всесоюзный митинг фотолюбителей.
-,,Я вероятно, не ошибусь, если выскажу предположение, что ни один номер "Советского Фото" не производил такого впечатления, как № 22 за 1929 г.
Так начинает свое письмо в редакцию член Томского отд. ОДСК т. Белый.
Подавляющее большинство участников митинга приветствует редакцию "Советское Фото" за возбуждение столь важного вопроса, как производство советской фотоаппаратуры и позицию журнала признает правильной. Продолжается еще поток писем от фотолюбителей. Где-нибудь в провинциальном клубе звучат еще убежденные, а порой гневные голоса фотокружковцев; однако, и сейчас уже по имеющемуся обширному материалу выступлений можно уловить общую, всех волнующую мысль, и с уверенностью сделать соответствующие выводы. Последнее тем более допустимо, что среди участников нашего митинга мы слышим голоса и организованных в кружки фотолюбителей, и фотолюбителей-одиночек, красноармейцев, рабочих, вузовцев, фоторепортеров, рабкоров, деревенских фотолюбителей и, наконец, работников науки.
Еще о планах "на ниточках"
Единодушное негодование всех выступающих - главным образом, по адресу ТОМП'а и его пятилетки - лишний раз говорит о том, что производственные планы организаций, взявшихся за выпуск фотоаппаратуры, составлены без всякого участия масс.
"Пятилетка ТОМП'а - ужасна! Остановите его если еще не поздно" (Д. Толстиков, ст. Павшино).
"Пятилетний план ТОМП'а - это издевательство над острой нуждой рабочего и деревенского фотолюбителя" (А. Соловьев, Минск).
- "Ждали три года выпуска советского фотоаппарата, а ознакомившись с планом ТОМП'а ничего, кроме горького разочарования не получил" (Каракулов, Пермск. окр.)
"Планы ТОМП'а и ЭФТЭ убили надежду". (Л. Помазан, Кронштадт). От всех, для кого фотография служит одним из способов борьбы за социалистическую культуру, мы слышим справедливую, иногда полную негодования и даже резкую критику пятилетних планов ТОМП'а и ЭФТЭ. "Пишу это письмо, а с губ срывается невольная брань" (В. - Кострома). Mw не слышали ни одного голоса среди выступавших, целиком одобрившего производственные планы указанных организаций.
О ком и о чем думает ТОМП
Прежде всего - о камерах 13 X 18. В плане ТОМП'а эта камера запроектирована в двух типах: деревянная штативная и складная по типу "универсальных". Мы не знаем, откуда черпал ТОМП данные о емкости рынка для камер этого размера; тем не менее, можно утверждать, что выпуск таковых в количестве 26.500 штук в пятилетку ничем оправдан быть не может, кроме как головотяпством. Именно такой - мы сказали бы "деликатный" - вывод можно сделать на основании всех использованных нами писем.
Было бы ошибочным утверждать, что имеющиеся в обращении камеры 13 X 18 (старые, обоих типов) не используются сейчас фотолюбителями; за неимением более подходящих и удобных советский фотолюбитель работает еще с такими камерами, многому с ними научился и многое постиг - этот фонд, оставшийся от дореволюционной эпохи, использован им почти полностью. Однако; из этого вовсе не следует, что в наше время быстрых, напряженных и одновременно четких установок, мы должны будем в дальнейшем выбрасывать на рынок большое количество камер 13 Х 18 и снабжать ими массовое фотолюбительство. Последнему нет времени возиться при с'емке с такой камерой, и поэтому кажется удивительным что в отношении массового обслуживания ТОМП очевидно, рисует себе в будущем картину, над которой иронизирует сейчас деревенский фотолюбитель.
"Дяденька, останови трактор, а я тебя сниму"! (В. Кукушкин, Сибкрай).
,,Ни одному фотолюбителю, а особенно рабочему - члену фотокружка, аппарат 13 х 18 см. не нужен" (Дехтарев, фотокружок при Морском институте).
"Аппарат 13 х 18 см. совершенно не нужен. (Производство таких аппаратов обречено на полное отсутствие сбыта их. Кто из числа фотолюбителей будет платить 425 рублей, когда за 200 рублей не исключена возможность приобрести более удобную камеру 9 х 12 см. (Ю. Деладвез, Казань).
Совершенно не требуется приводить дальнейшие выдержки из многочисленных писем - в основном мнение всех совершенно одинаково: ни в городе, ни в деревне размер 13 X 18 не может быть типом массовой камеры, и что большое количество их, намеченное к выпуску в пятилетку, является с этой точки зрения совершеннейшим абсурдом.
Было бы далеко неправильным утверждение о том, что камера 13 X 18 совершенно ненужна и что в пятилетнем плане этот тип не должен быть намечен. В этом отношении научный сотрудник Института древесины тов. Пономарев (Свердловск) напрасно упрекает "Советское Фото> в том, что редакция забыла о фотографии на службе у науки. Всякий читатель, внимательно следящий за освещенном этого вопроса на страницах нашего журнала, помнит о том, что:
"Количество производственных единиц этой камеры (13 X 18) вполне возможно снизить до 5.000 на пятилетку, доводя производство до этого предела по мере роста спроса" (С. Себряков - "Производство фотоаппаратуры и СССР", "Сов. Фото" № 15. 1929 г., стр. 457).
Мы хорошо отдаем себе отчет в том, что для научных целей камеры 13 X 18 должны быть чрезвычайно тщательно выполнены и стоимость их в данном случае не вызовет много споров - такая камера не может быть, вообще говоря, дешева. Но в этом случае, количество их (намеченное к выпуску) не должно и не может быть таким, как проектирует его пятилетка.
О ком и о чем будет думать ТОМП в процессе производства этих камер - о массовом ли фотолюбителе или о научных работниках, о культурной революции и социалистическом строительстве, или только о применении фотографин в науке и технике? Конечно, мы должны думать о том и о другом, но мы очень боимся, что камера 13 X 18 ТОМП'а не даст нам возможности вообще перейти от размышлений к делу. Именно теперь, на основании многочисленных письменных выступлений лиц, заинтересованных в выпуске советского аппарата, мы лишний раз утверждаем, что аппарат для научных целей, только в необходимом количестве, допускающем производство действительно пригодных для этой цели камер, нужен: однако, сейчас мы боимся того, что камеры 13 X 18 ТОМП'а в количестве 26.500 будут по качеству, что называется "ни два, ни полтора" - ни фотолюбителю, ни для науки.
Долой ящики!
Наибольшее количество нападок, резких и горячих выступлений мы услышали по адресу ящичного магазинного аппарата, который выпускается в количестве 205.000 по 16 рублей за штуку. Здесь особенно ценны и интересны выступления фотолюбителей из деревень. Интересно, что многие деревенские фотолюбители на опыте изучили уже все "прелести" ящичного аппарата; очень многие из них давно уже "перещеголяли" ТОМП, пользуясь самодельными ящичными камерами с ахроматической линзой; такой аппарат деревенскому фотолюбителю обходится в среднем от 1 р. 50 к. до 3-х рублей. Может ли ТОМП конкурировать с деревенским фотолюбителем? Конечно, нет.
Вот, что пишут эти товарищи из числа искусившихся по части "самодельного ящика".
"Я прошел все ступени начинающего фотолюбителя, доходил до положения без штанов и без копейки денег, а теперь... пожалте - от ТОМП'а, мол, ящик с дыркой за 16 рублей" (Кукушкин В. Сибкрай).
"В нашем селе были уже такие аппараты и мы их повыкидывали" (Л. Ляхов, Нижегор. край).
По собственному опыту работы с ящичным аппаратом П. Сверкунов (Сибкрай) заявляет:
"Несмотря на знакомство с теорией фотографии, я чувствую, что ни на капельку не подвинулся вперед. Ящик считаю недопустимым".
Со всею резкостью многие заявляют, что "деревне не нужно игрушек". Рабочий П. Коваленко говорит:
"Ящик - не игрушка, а дорогая и вредная вещь; она убивает всякое стремление к занятию фотографией".
Подавляющее большинство фотолюбителей, пишущих в редакцию, самым категорическим тоном возражает против выпуска 16 руб. ящичных камер. Фотокружковцы клуба рабкоров "Красной Газеты" (Ленинград) находят ящик "явно вредным делу изучения светописи".
Возмущается и негодует советское фотолюбительство, разгорелись страсти, ирония и насмешки несутся по адресу ТОМП'а.
Ящики ТОМП'а! 205.000 штук! Мало! Надо бы тысяч 500, чтобы всех кабинетных головотяпов зашвырять 16-рублевой дрянью" (А. Соловьсв, Москва)
Мы слышали также небольшое количество защитников аппарата ящичного типа, но и они требуют: снабжения его матовым стеклом, видоискателем (в том числе и рамочным) и снижения его стоимости в среднем до 6-8 рублей.
Именно теперь, мы можем с большей уверенностью предположить, что у ТОМП'а в этом деле не было принципиальной установки, кроме желания подражать методу Кодака. Однако ТОМП упустил при этом из вида культурно-политическую роль советского фотолюбительского движения и громадную пропасть, отделяющую его от буржуазных фотолюбителей Европы и Америки. Поэтому нам понятно негодование фотолюбителей, когда в лице тов. Бурикова (рабкор Ростовского лесозавода), как заключительный аккорд всех выступлений, мы слышим от них: "Долой ящики!"
Деловые предложения
Подавляющее большинство высказывается, как и следовало ожидать, за складную, "универсальную" камеру для формата пластинки 9 X 12 см. Тип такой камеры имеется в планах ЭФТЭ и ТОМП'а.
"Из типов, запроектированных ТОМП'ом, наиболее нужным является №2 (9 Х 12), однако, фокусное расстояние об'ектива хотелось бы иметь 150 мм и продажную цену не выше 150 рублей. (Деладвез, Казань).
Весьма понятно, что продажные цены этих приемлемых аппаратов (в планах ТОМП'а и ЭФТЭ) не могут соответствовать покупательской способности массового фотолюбителя и поэтому от каждого выступающего мы слышим требования о их снижении.
Деревенский фотолюбитель Г. Сотников вносит предложение, могущее допустить снижение цен. Он говорит, что
"Для широких слоев фотолюбителей большая светосила Ф/4,5 и Ф3,5, кроме вреда и разочарования ничего не дает. Редко приходится работать с полным отверстием, чаще же диафрагмируют об'ектив до Ф/9 и даже до Ф/16, поэтому заменив в плане ЭФТЕ об'ектив аппарата в типе 1 другим менее светосильным (Ф/6,8 и даже Ф/7,7) можно будет стремиться к снижению его цепы до 50 рублей.
В плане ЭФТЭ некоторые товарищи находят несоответствие между количествами типа 1 и типа 2; тип 2 рекомендуют выпустить в большем (за счет типа 1) количестве; в общем этот план, за неимением других, признается большинством более приемлемым и реальным. Фотолюбители справедливо обрушиваются на ЭФТЭ за ничтожное количество кассет, прилагаемых к аппарату и за нелепое снижение этого количества у более дешевых типов.
Реальной потребностью для фотолюбителя является кроме фотоаппарата и аппарат для увеличений с малых негативов. За необходимость выпуска этих приспособлении - конуса для увеличений при дневном свете и фонаря-приставки к аппарату - высказываются все.
Выводы
Фотолюбители требуют:
Выпуск ящичных аппаратов прекратить.
Фотоаппараты размером 13X18 см. выпускать в количестве отнюдь не большем, чем это надо для научных и исследовательских работ. Такая камера должна быть тщательной конструкции, иметь двойное растяжение меха и снабжена первоклассной оптикой (с возможностью смены об'ективов).
Фотоаппаратом для массового фотолюбительства считать камеру на размер 9 Х 12 см.
Типом этих камер могут служить: по ТОМП'у - № 2, по ЭФТЭ - №№ 1, 2 и 3, при этом стоимость самых дорогих камер должна быть по возможности снижена. Предположенное к выпуску количество типа № 2 по ЭФТЭ - увеличить за счет типа № 1. Каждый тип должен быть снабжен тремя кассетами.
О каждом выпущенном типе аппарата фотолюбители должны быть ознакомлены путем его конструкции и отзыва о нем на страницах "Советского Фото".