1. Создание фотоаппарата "ЛОМО-компакт""ЛОМО-компакт" - это первая отечественная миниатюрная фотокамера с автоматической экспозицией. В конце 1981 года был поставлен вопрос о скорейшем создании такого фотоаппарата в нашей стране. Процесс работы над ним курировал заместитель министра оборонной промышленности СССР Игорь Петрович Корницкий. Разработку фотоаппарата поручили коллективу конструкторов под руководством Михаила Григорьевича Холомянского. В качестве прототипа была использована японская фотокамера "Косина", однако разработчикам пришлось проделать очень большую работу. Задачу нужно было выполнить в исключительно сжатые сроки (менее двух лет). Ускорению процесса способствовало то, что документация на отдельные детали для опытных образцов изделия передавалась сразу же напрямую в цех.
К серийному выпуску "ЛОМО-компакта" приступили в 1983 году. Первая партия (6000 штук) была вручена делегатам ХXVII Съезда КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза). Этот фотоаппарат оснащен отличной оптикой и широкодиапазонным электронным затвором, управляемым экспонометрическим устройством. Благодаря чрезвычайной легкости (всего 250 граммов), небольшим габаритам (107х68х43,5мм) и прочности корпуса его можно постоянно носить с собой в кармане или дамской сумочке. Сочетание возможности получать качественные снимки при относительно низкой стоимости камеры и автоматизация основных фотографических процедур сделали этот фотоаппарат в начале 80-х годов уникальным. На внутреннем рынке он пользовался большим спросом.
2. История "ЛОМО-компакта" в первой половине 90-х годов
В начале 90-х годов в связи с экономическим кризисом производство фотоаппаратов стало убыточным. Многим фотолюбителям стал не по карману отдых с фотокамерой, к тому же прилавки магазинов заполнили дешевые "мыльницы". В таких условиях ЛОМО вынуждено было постепенно снимать с производства одну фотокамеру за другой, так что к середине 90-х выпуск фотоаппаратов практически прекратился. Последняя партия "Смены", самого массового фотоаппарата в мире, была подарена фирмой первоклассникам города на 1 сентября 1996 года. Некогда весьма популярная камера "ЛОМО-компакт" собиралась небольшими партиями из лежащих на складе деталей - производство комплектующих к ней было прекращено, и сам фотоаппарат планировалось снимать с производства. В это время и состоялось первое знакомство ЛОМО с многочисленной группой поклонников своего детища - ломографами.
3. Ломографы. Первое знакомство
Ломографическое общество было образовано в 1992 году, но в первые годы своего существования не поддерживало никаких контактов с ЛОМО. Более того, на фирме ничего не знали о ломографах. Поэтому, когда 1 апреля 1994 года (День смеха в российской традиции) на предприятие пришел факс с приглашением на ломографическую выставку "Москва - Нью-Йорк", он был воспринят как розыгрыш и выброшен в корзину. Но ломографы, скупившие к тому времени все экспортированные в Восточную Европу "Компакты", настойчиво стремились установить связь с производителем, поэтому знакомство в конце концов все же произошло. Оно состоялось летом того же года в ходе вышеуказанной выставки. К сожалению, тогда не удалось встретиться с президентами Ломографического общества, и первый их визит на предприятие произошел в конце 1994 года. Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер выразили желание закупать все фотоаппараты "ЛОМО-компакт", которые будет выпускать фирма. Первоначально на ЛОМО к предложению молодых людей отнеслись осторожно, поскольку возобновление производства комплектующих для "ЛОМО-компакта" требовало больших затрат. Однако Ломографическое общество в течение следующего года сумело доказать, что является серьезным и надежным партнером, поэтому в 1995 году на ЛОМО было принято решение продолжить производство ставшей уже к тому времени культовой фотокамеры.
4. Ломографы и ЛОМО. Развитие партнерства
В 1995 году Ломографическому обществу были предоставлены права эксклюзивного поставщика "ЛОМО-компакта" в Европе, а двумя годами позже был подписан новый пятилетний контракт на поставку фотоаппаратов. Ряды Ломографического общества быстро пополнялись новыми членами, соответственно расширялось его сотрудничество с ЛОМО. Однако свободная продажа знаменитых фотоаппаратов в фирменном магазине ОАО "ЛОМО" позволяла предприимчивым людям торговать ими за границей в обход Ломографического общества, что наносило серьезный вред интересам последнего.
Чтобы устранить этот недостаток, в 2000 году был заключен новый 15-летний эксклюзивный контракт на 500 тысяч фотокамер. Подписание контракта было приурочено к празднованию "Дня фотографа" - 70-летнего юбилея первого отечественного массового фотоаппарата "Фотокор №1", выпускавшегося той же фирмой, что и "ЛОМО-компакт". Чтобы не лишать россиян возможности приобрести легендарный "Компакт" и вступить в дружные ряды ломографов, одновременно было объявлено об открытии посольства Ломографического общества в Петербурге. В дальнейшем посольством при поддержке ЛОМО были проведены несколько ломографических акций. Тем временем партнерство развивалось. На повестку дня встал вопрос о закупке ломографами других изделий ЛОМО, таких, как прибор ночного видения "Эльф". На ЛОМО началась разработка специальной приставки ночного видения к "ЛОМО-компакту". Конечно же, в отношениях ломографов и петербургской оптической фирмы время от времени возникали определенные проблемы, которые успешно решались. Так, летом 2001 года на ЛОМО была проведена конференция ломографических послов - представителей Ломографического общества из разных стран мира, основной (и, к слову сказать, успешно достигнутой) целью которой было изменить представление некоторых ломографов о ЛОМО как о маленькой фабрике фотоаппаратов. Когда петербургская фирма начала создавать свой сайт в интернете, обнаружилось, что адрес www.lomo.com уже занят сайтом Ломографического общества. После проведения переговоров сайт ломографов получил имя www.lomography.com, а на lomo.com в настоящее время расположена страничка, с которой можно попасть как на сайт Ломографического общества, так и на сайт ЛОМО. Опять же по просьбе петербургской фирмы из сленга ломографов был исключен ряд слов, образованных от "ломо", отрицательно влиявших на имидж компании. Сотрудничеству и взаимопониманию способствуют визиты представителей Ломографического общества в город на Неве, которые происходят практически ежегодно и всегда бывают интересными и плодотворными.
5. Значение отношений с Ломографическим обществом для ЛОМО
Для ЛОМО отношения с Ломографическим обществом никогда не были бизнесом в прямом смысле этого слова. Деятельность Ломографического Общества способствует продвижению торговой марки ЛОМО во всем мире. О петербургском предприятии узнали миллионы людей. Можно сказать, что Ломографическое Общество предоставляет ЛОМО нечто вроде бесплатной рекламы. Благодаря ломографии ЛОМО чувствует себя причастным к движению, одна из основных задач которого - объединять самых разных людей из разных стран мира. Кроме того, производство "ЛОМО-компакта" помогло сохранить на предприятии около 90 рабочих мест.