Статья из корпоративной газеты "Панорама ЛОМО" от 30.06.2003-08-01
РОЖДЕНИЕ ЗВЕЗДЫ
Среди многочисленных юбилеев, пенистыми волнами захлестывающих наши рабочие будни, не должен пройти незамеченным еще один, не менее, если не более важный, чем остальные. Двадцать лет назад, в 1983 году, с конвейера сошли первые камеры "ЛОМО-компакт", которым была суждена необычная и долгая жизнь. О том, как появился на свет этот знаменитый фотоаппарат, мы и хотим рассказать в нашей сегодняшней статье.
ПРИШЕЛЕЦ ИЗ КЕЛЬНА
Все началось в 1980 году, когда представительная делегация во главе с заместителем министра оборонной промышленности Игорем Корницким находилась на одной из самых известных международных выставок кинофотоаппаратуры, проходившей в немецком городе Кельн. Такие поездки не были редкостью - перенимать зарубежный опыт считалось со времен Петра Великого хорошим тоном. Возвращаясь на Родину, члены делегации составляли свои рекомендации, которые затем обобщались и обязательно учитывались при составлении очередного производственного плана. Закупались и лучшие образцы продукции, служившие подспорьем при создании своих, отечественных изделий.
А тогда, в Кельне, в руки советских представителей попала маленькая японская автоматическая фотокамера "Cosina CX-2". Ею заинтересовался лично Корницкий, который вообще обращал особое внимание на советское фотоаппаратостроение. Говорят, что в этот решающий момент рядом с заместителем министра оказался начальник СКБ кинофотоаппаратуры любительского назначения Анатолий Потемкин, который заявил, что ЛОМО в принципе готово проработать возможность создания отечественного аналога. Мнение Потемкина замминистра ценил, и поэтому вскоре Объединение получило задание от Министерства - повторить характеристики привезенного из Кельна японского фотоаппарата. Причем сроки были установлены достаточно жесткие - на разработку камеры отводилось лишь 2 года. Контролировал ход работ лично Корницкий.
ТРУДОВЫЕ БУДНИ
Работа по созданию фотоаппарата была, естественно, поручена СКБ под руководством А.И. Потемкина. Перед ним стояла непростая задача - разработать прибор, который, с одной стороны, был бы максимально похож на свой японский прототип, а с другой - соответствовал бы возможностям производства ЛОМО. Еще был свеж в памяти опыт постановки на серию камеры "Электра-112" с электромеханическим затвором - фотоаппарат оказался сложным для массового производства.
В рамках конструкторского бюро была создана творческая бригада, работавшая над созданием "ЛОМО-компакта". Возглавил ее ведущий конструктор Михаил Холомянский. В состав бригады вошли ведущий исследователь Михаил Биюшкин, ведущий электрик Сергей Деньдобренько, ведущий технолог Ада Зайцева, ведущий дизайнер Николай Пантелеев, ведущие инженеры-расчетчики Ирина Совз и Лев Сакин, другие специалисты. К созданию фотоаппарата привлекались сотрудники многих СКБ - разработка была приоритетной, и людей выделяли "по потребности".
В первую очередь, естественно, была досконально изучена японская камера. "Уже на этом этапе, - вспоминает Михаил Холомянский, - стало ясно, что полностью воспроизвести "Косину" не получится. Мы пошли по пути создания своей, во многом оригинальной конструкции". В частности, это касалось конструкции затвора "ФЗПЭ-10". Была разработана и испытана на макетных образцах схема фотозатвора, который обеспечивает постоянство экспозиции в кадровом окне за счет автоматически отрабатываемых выдержки и диафрагмы объектива при изменении яркости объекта съемки и светочувствительности применяемой фотопленки. В те времена это было новинкой. Таким образом, "ЛОМО-компакт" стал первым отечественным малогабаритным фотоаппаратом с программным затвором. Авторы конструкции - М.Г. Холомянский и М.П. Биюшкин - получили авторское свидетельство на изобретение. Внедрение нового затвора дало, помимо всего прочего, хороший экономический эффект.
Сжатые сроки диктовали достаточно высокие темпы. Ускорению процесса создания камеры способствовало и то, что документация на отдельные детали для опытных образцов изделия сразу же передавалась напрямую в цех.
СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ
Сердцем каждой фотокамеры является ее объектив. И здесь все тоже получилось не сразу и не просто. Первый вариант объектива, названного "Minitar", был разработан под руководством Валерия Тарабукина, начальника лаборатории расчетного отдела ГОИ. После этого на ЛОМО была выпущена документация и изготовлены опытные образцы. Но оптический цех остался недоволен изделием - объектив получался нетехнологичным и таил в себе серьезные проблемы для массового производства.
Поэтому от детища Тарабукина отказались, и началось создание альтернативных вариантов. Расчет одного из них выполнил профессор ЛИТМО Сергей Родионов. Именно он указывается во многих источниках как создатель объектива "Компакта". Это глубоко ошибочно, поскольку его вариант в производство не пошел. Впрочем, косвенное отношение к разработке объектива Родионов все же имел - разработанная им программа для расчета оптики использовалась при создании оптической схемы знаменитой фотокамеры. Тогда вернулись к "Минитару". Его необходимо было переработать. Эту задачу выполнил сотрудник СКБ оптических расчетов Лев Сакин, взявший за основу первоначальную схему. В результате на свет появился "Minitar L", который и используется в "ЛОМО-компакте" по сегодняшний день.
ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ
Важным этапом работ стала защита технического проекта. На ней присутствали представители ГОИ им. С.И. Вавилова, ВНИИ технической эстетики, Управления торговли. "Защита показала, что требования технического задания, утвержденного лично И.П. Корницким, в основном выполнены, - рассказывает Михаил Биюшкин. - Исключение составили лишь точность отработки экспозиции и напряжение электропитания. Впрочем, эти отступления от ТЗ были в конце концов признаны обоснованными".
Весной 1982 года были собраны и предъявлены на испытания первые 6 опытных образцов "ЛОМО-компакта". Они с честью выдержали экзамен, и Межведомственная государственная комиссия рекомендовала камеру к производству. В 1983 году была изготовлена первая промышленная партия, в процессе изготовления которой по требованию Корницкого был изменен внешний вид фотоаппарата. "Замминистра хотел, чтобы дизайн камеры полностью соответствовал японскому прототипу, - вспоминает Михаил Холомянский, - а у нас он несколько отличался. Честно говоря, наш вариант до сих пор нравится мне больше". Как бы то ни было, "ЛОМО-компакт" пошел в серию в том виде, в котором он сегодня известен всему миру.
В ходе приемки первой промышленной партии был выявлен недочет - недостаточно яркая кадроограничительная рамка видоискателя. Последний был оперативно доработан, и наша фирма приступила к крупносерийному производству "Компакта".
Так началась история знаменитого фотоаппарата, который сегодня дарит радость миллионам людей по всему земному шару.