На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format Cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-
- "Фототехника - дизайн - потребитель", статья из "СФ" №12 за 1989 г. / "Photoengineering-design-the consumer", clause from magazine "Soviet photo", 12, 1989
- "Пути развития электронных вспышек", И. Маршак. Статья из "СФ" №7 за 1960 г. / "Ways of development of electronic flashes". I. Marshak. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1960
-"Покупатели ждут хороших фотокамер". Т. Остановский, А. Семенов. Статья из журнала "Советское фото", № 7 за 1962 год. / "Buyers wait for good cameras". T.Ostanovsky, A.Semenov. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1962
- "Оружейник Ф. Токарев - конструктор фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", № 5 за 1960 год. / "Gunmaker F. Tokarev - the designer of cameras". Clause from magazine "Soviet photo", 5, 1960
- "Подводные фотоаппараты", Б. Сахаров. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №41, 1975 / "Underwater cameras", B. Sakharov. Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 41, 1975
- "Какая камера нужна фотолюбителю-подводнику", Н. Чванов. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №11, 1965 / "What chamber is necessary for the amateur photographer - submariner", N. Chwanov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 11, 1965
-"С аквалангом и фотокамерой", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1959 г. / "With an aqualung and a camera", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1959
- "Съемка под водой", Ю. Транквиллицкий, А. Рогов. Статья из журнала "Советское фото", №№5-6 за 1968 год. / "Underwater shutting", U. Trankvillitskiy, A. Rogov. Clause from magazine "Soviet photo", 5-6, 1968
- "По мнению фотолюбителей", А. Сыров. Статья из журнала "Советское фото", №№ 2, 3 за 1967 г. / "In opinion of amateur photographers", A. Syrov. Clause from magazine "Soviet photo", 2-3, 1967
- "Бокс для подводного фотографирования", А.А. Рогов, статья из журнала "Спортсмен-подводник", №2 за 1962 г. / "Boxing for underwater photographing", A.A. Rogov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 2, 1962
- "Боксы для подводной съемки", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №3 за 1960 г. / "Underwater boxes", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 3, 1960
-"О репортерской аппаратуре", Л. Бергольцев. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1958 / "About the press photographers equipment", L. Bergoltsev, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1958
- "Задачи советского фотоаппаратостроения", Н. Герман. Статья из журнала "Советское фото", №4 за 1936 / "Tasks of Soviet Photo Industry", N. German, Clause from magazine "Soviet photo", 4, 1936
- "Новый крупноформатный", А. Ворожбит. Статья из журнала "Советское фото", №11 за 1957 / "New large format chhamber", A. Vorojbit, Clause from magazine "Soviet photo", 11, 1957
- Камера "Спорт", Д. Бунимович, Статья из рубрики "Советские новинки" журнала "Советское фото", №7 за 1936 год / Chamber "Sport", D.Bunimovich, Article from a heading "The Soviet novelties" magazine "Soviet photo", 7, 1936
- "Ассортимент этого года. Новые сорта пластинок и фотобумаги", А. Сейфер, Статья из журнала "Советское фото", №2 за 1934 год / "Assortment of this year. New grades of glasses and photographic papers", A.Seifer, Clause from magazine "Soviet photo", 2, 1934
- "Объективы с переменным фокусным расстоянием", глава из книги Д.С. Волосова "Фотографическая оптика", 1978 / "Zoom lens", fragment from book D.S. Volosov "Photographic lens", 1978
- 35мм дальномерные фотоаппараты: история и ренессанс. Г. Абрамов / 35mm RF cameras: history & renessance. G. Abramov
-
-Принцип действия дальномера, его достоинства и недостатки
-
-Эффективная база дальномера
-История развития дальномерных камер.
-Послевоенный период. Часть I
-Послевоенный период. Часть II
-Ренессанс (современное состояние рынка)
- "Аэрофотоаппараты", глава книги Я.Е. Щербакова "Расчет и конструирование аэрофотоаппаратов", М., 1979 г. / Fragment from book Y.E. Sherbakov "Calculation and designing of aerial cameras", 1979
- "Разговор начистоту". Журнал "Советское фото", №7, 1988 год / "Conversation frankly", article from magazine "Sovetskoe foto", №7, 1988
- "Недальновидность?..", Э. Позняк, журнал "Советское фото", №8, 1987 год / "Short-sightedness?..", E. Poznyak, article from magazine "Sovetskoe foto", №8 1987
- Рождение советской "Лейки", И. Чёрный, журнал "Пролетарское фото", 1933 г. / "Birth of Soviet Leica", article from magazine "Proletarskoe foto", I. Chernyi, 1933
- "Основные типы аэрофотоаппаратов", фрагмент из книги А. С. Кучко, "Аэрофотография (Основы и метрология)", М., 1974 г. / "Main types of Airphotochambers". Fragment from book "Airphotography", A. S. Kuchko, 1974
- Исторические этапы развития оптических систем. Глава из книги М. М. Русинова "Композиция оптических систем" / The chapter from book of M. M. Rusinov "The Composition of optical systems"
- Аэрофотосъемка - основные понятия и термины / Air photography - the basic concepts and terms
- "Фотокинотехника", В. Ю. Торочков, предисловие к энциклопедии "Фотокинотехника", 1981 / "Photo and film-engineering", V.J.Torochkov, the foreword to encyclopedia "Photo and film-engineering"
- "Развитие аэрофотосъемки в России", фрагмент из книги "Аэрофотосъемка. Летносъемочный процесс", А. И. Шершень, М., 1949 г. / "Development of air photography in Russia". Fragment from book "Air photography", A. I.
- "От лупы до высокоточного оружия", Борис Давыдов, 2003 г. / "From a magnifier up to the precision weapon", B. Davydov, 2003
- "Как и где изготовляются фотокамеры". Статья из журнала "Советское фото", №24 за 1930 год / "As well as where cameras are made". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Фотографический стереокомплект Спутник. К 50-летнему юбилею...". А. Бенедиктов / "The stereocomplete set the Sputnik. To 50-years anniversary it is devoted". A. Benediktov
-"О выпуске советских фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1930 год / "About release of the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Даешь советскую фото-аппаратуру". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / "Get the soviet photo-equipment". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1929)
- "Дискуссия о советских фотоаппаратах". Материал из журнала "Советское фото", №3 за 1930 год / "Discussion about the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "На пути к освобождению от заграницы" (об импорте фото-товаров). Статья из журнала "Советское фото", №21 за 1929 год / "For a way to clearing of abroad" (about import of the photo-goods). Article from "Sovetskoe Foto&q
- Рекламный разворот из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / Advertising from "Sovetskoe Foto" magazin (1929)
- "Киев" и "ФЭД": 12 лет спустя. С. Киселев. / "Kiev" and "FED": 12 years after. S. Kiselev.
- Фотоаппараты серии "Алмаз" / "Almaz" cameras
- "Правила обращения с объективом и фотоаппаратами" (Выдержка из "Справочника фотолюбителя" Д. З. Бунимовича, 1957 год) / "Rules of the manipulation with the lens and cameras" (Quotation from the book "The Directory of t
-"О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР" (Постановления СНК РСФСР от 23 февраля 1929 г.) / "About the order of manufacture of photographic, cinema and other shootings in territory of
- История Государственного Оптического института им. С. И. Вавилова / History of "Vavilov State Optical Institute"
- История развития варио и стерео фотографии в Сибири / History of Stereo and Vario Photography in Siberia
- Переписка с читателями (выдержки из разных номеров журнала "Советское фото") / Correspondence with readers (quotations from different numbers of "Soviet photo" magazine)
- Отечественный байонет (статья из журнала "Советское фото" №9 за 1988) / Soviet baionet (article from "Soviet Photo" magazine №9 1988 year)
-Об истории Красногорского механического завода / About history of Krasnogorsk mechanical factory
-О коллекционерах фотокамер / About collectioners of photo cameras
- "Фотоаппаратура на внутреннем рынке" / The photoequipment on a home market (1988 and 1959 years articles)
- Советские фотоаппараты в Англии / The Soviet cameras in England
- Советская фотография (Вступление к книге лауреатов Сталинской премии А.Д.Головни, Е.А.Иофиса "Современная техника фотографического процесса") / The Soviet Photography
- Листовка Центральной торговой базы В/К "Союзпосылторг" (1952 год) / The handbill (leaflet) of the Central trade warehouse "Soyuzposyltorg" (1952)
- Листовка Московской базы Главкоопкультторга Центросоюза (конец 50-х - начало 60-х годов) / The handbill (leaflet) of the Moscow warehouse Glavkoopculttorg of Centrosoyuz (the end 50 - the beginning of 60th years)
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Москва" на Красногорском заводе / Serial each year made folding cameras "Moskva" on Krasnogorsk mechanical factory
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Зоркий" на Красногорском заводе / Serial each year made cameras "Zorki" on Krasnogorsk mechanical factory
- ЛОМО и Ломография. Историческая справка. / LOMO and Lomography. Historical information.
- История создания камеры "ЛОМО-Компакт" / History of creation of the chamber "LOMO-compact"
-О создании камер "ФТ" и "Горизонт" / About creation of the photo cameras "FT" and "Horizon"
- Золотая медаль "Гран-При" (статья из журнала "Советское фото" №8 за 1959 год) / Gold Medal "Grand-Prix" (article from "Soviet Photo" magazine №8 1959 year)
- "Снимки в журналах и газетах..." (предисловие к книге "Спутник фотолюбителя" А.Гусева) / "Magazine and newspaper pictures..." (preface from book "Amateur Photographer Sputnik", 1957 year)
-Справка о производстве фотоаппаратов на ОАО "ЛОМО" / The information of manufacture of cameras on LOMO
-Распоряжение Наркомпроса о льготах для фотографов-профессионалов от 25 января 1919 г. / "Order Narkompros" about privileges for photographers - professionals
-Фотоаппарат... но какой: зеркальный или с дальномером?
-О камере "Турист" / About "Turist" camera
-Камера "Лилипут" / "Liliiput" camera
-"Двухобъективные зеркальные аппараты", Н. Шульман, Статья из журнала "Советское фото", № 12 за 1962 год / "TLR cameras", N, Shulman, Clause from magazine "Soviet photo", 12, 1962
-"Аэрофотосъемка". Н.В. Виноградов. Статья из журнала "Наука и жизнь", №2 за 1941 год. / "Air photography". N.V. Vinogradov. Clause from magazine "Science and Life", 2, 1941
-"За" и "против", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / "Pro and contra", Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Несколько приемов съемки "Любителем", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / Some tips of shooting by "Lubitel", clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Что нужно знать о камере "Репортер". Статья из журнала "Советское фото", №1 за 1940 год / That it is necessary to know about the chamber "Reporter". Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1940
-Не увлекайтесь "Лейкой"! С. Евгенов, статья из журнала "Советское фото", №1 за 1934 год. / Be not fond of Leica. S.Eugenov. Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1934
-Камеры "Зенит" и "Зенит-С" / Zenit & Zenit-S
-Мультиприставка конструкции т. Любимова / Multidevice of a design of Lyubimov
-Краткий исторический очерк применения воздушного фотографирования. Ю.Г. Макаров. Фрагмент из книги "Аэрофоторазведывательная служба" / Short historical sketch of application of air photography. Fragment from the book "Aero Photoreconnaissance Service". U.G.Makarov
-Cоветской электронной фотовспышке 60 лет / The Soviet electronic flash is 60 years
-Судьба артели «ФОТОТРУД» / The fate of the artel "PHOTOTRUD"
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

   
       

30-10-2024 04:11:01

Принцип действия дальномера, его достоинства и недостатки

Дальномерное оптическое устройство было известно до наступления эры малоформатной фотографии, однако именно появление "Леек" послужило стимулом для развития и широкого распространения дальномеров. Поскольку наводка на резкость по матовому стеклу, как в крупноформатных камерах, стала невозможной, а использование метражной шкалы на объективах не давало гарантии точности, применение дальномера было предопределено. Главным принципом, на котором основано действие дальномерного устройства, является упрощенно-механический вариант бинокулярного зрения. Итак, что же представляет собой дальномер, и почему мы видим на передней панели камеры столько окошек. Принципиальная схема дальномерного устройства вкратце выглядит следующим образом: свет, проходя через окошко 1, формирует картинку, которую мы и видим через видоискатель 2. Дополнительное окошко 3 предназначено для появления в видоискателе того самого маленького желтоватого пятна, которое, двигаясь при вращении оправы объектива, и показывает нам момент, когда объектив установлен на резкость. Окошко 4 (появившееся в исторической ретроспективе не сразу) предназначено для формирования светящихся рамок, показывающих границы поля зрения оптики с фокусным расстоянием от 21 до 135 мм - по-разному в разных камерах. Для тех, кто никогда не пользовался дальномерными камерами, а сразу начинал с зеркальных, важно понять, что изображение, видимое в видоискателе - это всего лишь имитация того, что впоследствии нарисует объектив. Именно поэтому, вы можете спокойно визировать объект при закрытой крышке объектива.

Одной из важнейших характеристик дальномерного устройства является эффективная база дальномера, которая зависит от расстояния между окошками 1 и 3, а также определяется размерами окна видоискателя 2 (точнее говоря - кратностью увеличения окуляра). Чем больше эффективная база дальномера, тем точнее работает прибор и тем удобнее им пользоваться.

Первоначально, когда дальномер только еще появился на камере Leica, он представлял собой некое дополнительное устройство, крепящееся сверху аппарата. Со временем, дальномер был вмонтирован под верхнюю панель камеры - эту модель (Leica II) и можно считать первой, действительно дальномерной, 35-мм камерой. Но и в таком виде окошко дальномера и окошко видоискателя еще долгое время были разделены судьбой.

Продолжалось это до тех пор, пока конструкторам не Картинка очень напоминает видоискатель 'Ленинграда' пришло в голову конструктивно объединить эти две функции в одно. В дальнейшем стало возможным таким образом усовершенствовать визир - дальномер, чтобы он отображал не только поле зрения штатного 50 мм объектива, но и показывал рамки для сменной оптики. Примечательной в этом смысле была конструкция визир - дальномера отечественной камеры "Ленинград" (ЛОМО, 1956 год), в лучшую сторону отличавшаяся от привычных нам ФЭД’ов, Зорких и даже Киевов. К сожалению, дальномерное устройство на этой камере нередко выходило из строя из-за встроенного в камеру пружинного мотора, производившего чрезмерные вибрации.

Таки образом, дальномерное устройство, кинематически связанное с механизмом наводки на резкость, позволяет нам быть уверенными в том, что резкость в кадре окажется именно там, где это нужно фотографу. Из этого следует, что камеры, использующие для наводки на резкость дальномерный оптический блок, не нуждаются в использовании зеркала постоянного визирования. А это, в свою очередь, значительно упрощает конструкцию аппарата и, естественно, уменьшает силу вибрации в момент срабатывания затвора и значительно повышает надежность. Согласитесь, что этот фактор трудно переоценить - вместо громко хлопающей и сотрясающейся камеры у вас в руках аппарат, почти не производящий шума и позволяющий уверенно снимать с рук на 1/15 сек.

Еще одним следствием отсутствия механизма привода зеркала является уменьшение рабочего отрезка и возможность конструировать оптику таким образом, чтобы задний оптический блок объективов (в первую очередь широкоугольных) мог быть максимально приближен к плоскости пленки. Кроме того, это позволяет создавать оптику в утапливающейся оправе, что также уменьшает габариты камеры.

Что нам дает уменьшение рабочего отрезка (в среднем 28-29мм) в дальномерных камерах по сравнению с зеркальными фотоаппаратами (в среднем 45-46мм)? Во-первых, упрощение конструкции как оптики, так и камеры; облегчение их веса и уменьшение размера, и, как следствие, повышение их надежности и долговечности. Но есть и еще один немаловажный аспект, о котором, почему-то, мало кто задумывается. Представьте себе некий широкоугольник с фокусным расстоянием, например, в 20мм. Если в зеркальной камере мы имеем рабочий отрезок в 46 мм, то на какие ухищрения должны идти конструкторы оптики, чтобы компенсировать такое расстояние от плоскости пленки до задней оправы объектива. В то же время в дальномерных камерах с этим нет никаких проблем. Не здесь ли кроется причина того, что дальномерная оптика имеет свой особый рисунок, с моей точки зрения лучше передающий объем, пространство и пластику, чем оптика для зеркальных камер. Те, кто снимал хоть когда-нибудь дальномерной оптикой, поймут меня достаточно хорошо.

К сожалению, дальномер имеет и свои недостатки, которые мы рассмотрим в сравнении с зеркальными камерами. Помните классический кадр из фильма "Бриллиантовая рука" про крышечку, не снятую с объектива? Это первый недостаток - картинка, которую вы видите в окошке дальномера всего лишь имитация того, что рисует ваш объектив. В то время, как зеркальная камера показывает в точности то, что видит ваша оптика (когда зеркало отображает более 90% кадра). Кроме того, пользуясь зеркальной камерой, вы прекрасно видите на какой объект навести резкость, в какой степени размыть фон и как будет выглядеть область резко изображаемого пространства. В дальномерной же камере глубина резкости определяется только по шкале ГРИП на объективе.

Определенные проблемы возникают также и при использовании сменной оптики - в лучшем случае ваш дальномер рассчитан на показ картинки, создаваемой оптикой от 28 до 85-135 мм, либо как в модели "Bessa R4" - 21-50 мм. В худшем - вам придется использовать дополнительный видоискатель, который крепится на камеру сверху, в гнездо для дополнительных принадлежностей. При этом процесс наводки на резкость и построения кадра разбивается на две отдельные операции, а это отнюдь не ускоряет фотосъемку. Со времени возникновения дальномерных камер башмак для крепления внешних принадлежностей (зухерная колодка) изначально и был предназначен для крепления видоискателей, а уж много позже его стали использовать для крепления вспышки, и, вмонтировав туда синхроконтакт, обозвали горячим башмаком (центральным синхроконтактом).

Еще одной проблемой при использовании дальномера является параллакс, т.е. несовпадение оптических осей объектива и видоискателя. Для большинства видов съемки это не причиняет неудобств, однако параллакс очень сильно затрудняет съемку на ближних дистанциях, а тем более макросъемку. Другим ограничением, из-за наличия параллакса, является сложность использования на дальномерных камерах телеобъективов с фокусным расстоянием более 135мм.

Справедливости ради надо сказать, что дальномерные камеры, кроме отмеченных мной минусов и плюсов, имеют еще одно достоинство - возможность видеть сам момент съемки, причем достоинство это становится еще более важным, когда вы используете вспышку.

Ну и последним недостатком, который до новейшего времени был присущ дальномерным камерам, была невозможность использовать зум-оптику. Сейчас, благодаря конструкторам компании Киосера, такая возможность появилась, о чем речь пойдет ниже.

На фоне происходящего сегодня ренессанса дальномерной техники любопытным является факт появления цифровых дальномерных камер - "Epson RD-1" и "Leica M8". Насколько такая комбинация окажется жизнестойкой предсказать трудно, однако ближайшее будущее все расставит на свои места.


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024