Поcле окончания Второй Мировой войны наступает эпоха 35мм фотографии. Зеркальные 35мм аппараты еще не пробили себе широкую дорогу в жизнь, поэтому малоформатные дальномерные камеры стали самым оптимальным выбором как для фотолюбителей, так и для профессионалов. Во второй половине 40-х годов центрами фотоиндустрии кроме Германии стали Россия, Япония и в, несколько меньшей степени, США и Италия. К началу 50-х годов разделение на профессиональные и недорогие любительские камеры становится более отчетливым, причем ощущается недостаток недорогих дальномерных камер.
Все выпускавшиеся в этот период дальномерные камеры имели либо центральный затвор, либо шторно-щелевой. Можно долго рассуждать о том, какой затвор лучше или имеет больше достоинств, но время показало, что предпочтительными оказались камеры со шторным затвором. И если производство камер с центральным затвором сконцентрировалось в основном в Германии (за исключением Лейки) и США, то шторными затворами производители снабжали свои камеры в Японии и России. Кроме того, немалая часть 35мм дальномерных камер выпускалась в виде так называемых folding cameras, т.е. камер с откидными передними стенками.
Конечно, для нас интересны модели, в которых были реализованы передовые, по тому времени, технические решения. Сначала остановимся на отечественных камерах. В СССР выпускалось три основных линейки дальномерных фотокамер: "леечного" типа ("ФЭД" и "Зоркий") и "контаксовского" типа ("Киев").
"Киев" (вторая, третья и четвертая модели) производился с незначительными усовершенствованиями несколько десятков лет. Попытка внести значительные технические изменения в конструкцию камеры ("Киев-5") закончилась неудачей. Фотокамеры "ФЭД" и "Зоркий", несмотря на разные заводы-производители и разный подход к решению технических проблем, в целом усовершенствовались достаточно успешно примерно до начала 70-х годов. Из интересных конструктивных решений можно отметить "ФЭД-2" (ранние выпуски) с эффективной базой дальномера более 50мм, фотоаппарат "Ленинград" со встроенным пружинным мотором и интересным конструктивом дальномера, полуавтоматическую камеру "Зоркий-10", любопытную модель "Друг" с прогрессивным, по тому времени дизайном, и несколько необычной системой взвода затвора, полуавтоматическую камеру с несменной оптикой "ФЭД-Микрон-2".
В послевоенной Германии основными игроками на рынке 35 мм дальномерной техники стали уже упоминавшаяся Лейка, развивавшая и усовершенствовавшая свои камеры со шторно-щелевыми затворами, Контакс (та часть концерна Zeiss, которая осталась на территории, оккупированной американцами) и компания Фохтлендер, выпускавшая дальномерные аппараты в основном с центральным затвором.
Остановимся на некоторых интересных линейках камер, выпускавшихся в Германии после окончания войны:
Akarex (в экспортном варианте Arette, 1947-1962) от фирмы АКА с центральным затвором, встроенным экспонометром (на некоторых моделях) и сменной оптикой от Шнейдер - вся линейка состояла из более чем полутора десятков моделей камер;
Photavit 36 от фирмы Bolta Werk из Нюрнберга - камера имела встроенный экспонометр и снабжалась оптикой: Enna-Ennit 2,8/45, Enna 3,5/28 и 35, Enna 3,5/90 и 135;
Steinette, Brelland and Hunter от фирмы Steiner-Optik Bayreuth;
Lordox (серия камер Lordomat, Lordox Primus, 1950-1965) от фирмы Leidolf из города Вецлар;
Paxette (фирма Braun) с оптикой: Kata 2,8/50 & 45, Cassarit 2,8/45, Xenar 2,8/50, Luxon 2/50, Quinon 2/50, Ultralit 2,8/50, Tessar 2,8/50, Staeble - Lineogon 3,5/35, Enna Ennalyt 3,5/135;
Citalux (1956-57), производимые фирмой KING, Bad Liebenzell; на фото слева представлена с объективом Steinheil Cassar S 2,8/45;
Futura, камера от фирмы Fritz Kuhnert, (1950 - 1957) с объективами Elor 2,8/50, Evar 2/50, Futar 3,5/45, Xenar 2,8/45, Frilon 1,5/50, Ampligon 4,5/35, Tele Futar 3,8/75, Tele Elor 3,8/90, Frilon 1,5/70;
Optima и Super Silette от AGFA, производимые с середины 50-х до начала 60-х годов - центральный затвор, несменная оптика, отсутствие экспонометра, оптика - 3,5/50 Apotar, 2,8/50 Solinar, 2,0/50 Solagon. Другой линейкой камер от АГФА были камеры из серии Карат - производство их началось еще в 1937 году, но первые камеры были шкальными, без использования дальномера. Конструктивно это были клапп-камеры. Первая дальномерная модель Karat 2,8 из этой серии была выпущена в 1941 году и снабжалась объективом Xenar 2,8/50. После окончания войны эта камера выпускалась в обновленном варианте (Karat 12) с объективами Xenar 2,8/50 или Solinar 3,5/50 и затворами Compur Rapid, Compur или Prontor II. С 1949 по 1952 годы выпускалась модель Karat 36 (в экспортном варианте Karomat 36) и снабжалась одним из следующих объективов: Heligon 2/50, Xenon 2/50, Xenar 2,8/50, Solagon 2/50 или Solinar 2,8/50. Последние модели в этой серии были снабжены курковым взводом, который вращался в обратную, по сравнению с обычной, сторону.
Diax, производимую фирмой Walther Voss, (1947-1957), с оптикой от Schneider и Isco (Isco Westron 3,5/35, Schneider Xenagon 3,5/35, Isco Isconar 4,5/85, Tele Xenar 3,5/90, Tele Xenar 4/135, Schneider Xenar 2,8/50, Xenon 2/45).
Отметим также очень интересную камеру Casca II (модель Casca I не была дальномерной) от германской фирмы Steinheil. Этот малоизвестный фотоаппарат можно, пожалуй, назвать самым продвинутым дальномерным фотоаппаратом конца 40-х годов. Специалисты отмечают необычный дизайн, достаточно яркий и удобный видоискатель с дополнительными рамками для объективов 85 и 135 мм (дополнительные рамки в видоискателе появились у Лейки только в 1954 году, Никона - в 1957, Кэнона - в 1958), быстрое байонетное крепление оптики, оптимальный ход вращения оптики, оригинально устроенный механизм вращения оправы объективов, новаторская система зарядки пленки, которая появилась у Лейки лишь в 1954 году, затвор с выдержками от 1/2 сек. до 1/1000 с очень необычной "головкой" установки выдержки. Оптика: 35/4.5 Steinheil Orthostigmat, 50/2.8 Steinheil Culminar, 85/2.8 Steinheil Culminar, 135/4.5 Steinheil Culminar. Все объективы имели одинаковый посадочный размер под фильтры - 40,5 см. К сожалению, объем выпуска камер Casca II был весьма небольшим. Говорят, что многие технические идеи, реализованные в этом аппарате, были впоследствие использованы в модели Leica M3. Сегодняшняя цена на эту камеру у коллекционеров превышает 00.
Еще одним, заслуживающим внимания фотоаппаратом, был Compass, производимый с 1938 года швейцарской фирмой LeCoultre & Cie, Sentier по заказу Compass Cameras, London. Кроме более, чем необычного дизайна эта дальномерная камера отличалась: центральным односекторным затвором, отрабатывавшим выдержки от 4,5 сек. до 1/500 сек., алюминиевым корпусом, объективом Kern 3,5/35mm в убирающейся оправе, панорамной и стереоскопической головкой, встроенными желтым, оранжевым и зеленым светофильтрами, встроенным экспонометром и др. На аукционе, проведенном всемирно известным аукционным домом Кристи 16 января 2001 года такая камера была продана за 146 750 фунтов стерлингов.
Любопытно отметить, что английская компания Ильфорд, хорошо известная своими фотоматериалами (в первую очередь черно-белыми), в описываемые нами годы тоже выпускала фотоаппараты, среди которых была дальномерная камера Witness - прекрасно сделанная камера с интересным дизайном, снабжаемая германской оптикой от Dallmeyer'а c байонетным креплением (на фото камера со штатным объективом 50/1,9 Dallmeyer Super-Six). К сожалению, объем выпуска этих фотоаппаратов был небольшим.
Отметим несколько американских серий дальномерных фотокамер. В первую очередь это длинная линейка камер Кодак Ретина (IB, II, IIa, IIF, IIIC, IIIS), которые начали выпускаться еще до начала войны, причем в Германии. Не все из них были дальномерными - первые модели производились в шкальном варианте. Их отличительными чертами были: способность использовать оптику от зеркальных кодаковских фотокамер, удобный видоискатель с автоматической поправкой параллакса и рамками для объективов 35, 50 и 80 мм. автоматически "включающимися" при замене оптики, сменная оптика от Schneider и Rodenstock с фокусным расстоянием от 28 до 200 мм (28/4 Curtagon, 35/4 Eurygon, Curtar-Xenon 35/4, 50/2 Heligon, 50/2.8 Xenar или Ysarex, 50/1.9, 85/4 Tele-Arton, 135/4, 200/4, Soligor/Vivitar 2x Teleconverters), центральный залинзовый затвор с выдержками от 1 до 1/500 сек, принадлежности для макросъемки. При замене объектива заменялся не весь объектив, а только передний компонент (до затвора), причем к Шнайдеровским объективам подходили только одноименные компоненты и соответственно к Роденштоковским - свои. Фотокамера продавалась по вполне доступной цене и выпускалась на протяжении более 30 лет. Недостатком ее была усложненная механика, плохо поддающаяся ремонту.
Начиная с 1941 года Кодак также выпускал довольно любопытную камеру под названием Ektra. В начале 40-х годов камера не нашла своего покупателя, однако в 1948 году ее выпуск возобновился. Особенностями камеры были: автокомпенсация параллакса, многослойное покрытие поверхностей всех линз, взаимозаменяемые задние крышки, удобный видоискатель, с изменяемым масштабом для каждого объектива, рычаг обратной перемотки, телеобъективы до 153 мм, большой выбор принадлежностей и аксессуаров. Эти камеры не снабжались синхроконтактами. Оптика - 35/3.3, 50/3.5, 50/1.9, 90/3.5, 135/3.5, и 153/4.5. Был запланирован к выпуску объектив 254/4,5, но не пошел в производство.
Кроме вышеперечисленных Кодак также выпускал камеру со шторным затвором под названием "Kodak 35". Первоначально камера была шкальной, но начиная с 1940 года (1940-1942, и затем с 1946 по 1951) стала дальномерной. "Рабочая лошадка" была надежной в работе. Поставлялась со штатным объективами: Kodak Anastigmat Special 50mm F3.5 или Kodak Anaster 50mm F3.5, вмонтированными в центральный затвор Kodak Flashmatic shutter.
Довольно интересной была линейка фотокамер Аргус (прозванных американцами "Кирпичом"), включавшая несколько моделей, впервые появившихся еще до начала войны и выпускавшихся после ее окончания. В свое время камера была более чем популярна в Америке. Она продавалась до начала 70-х годов, и объем продаж исчислялся миллионами штук, благодаря правильно выбранной стратегии. По - моему, фотокамеру Аргус без преувеличения можно назвать "культовой", положившей начало 35мм фотографии в Америке. Сравнительно недорогая (цена ранних моделей составляла всего $5), достаточно простая и надежная камера (первая модель была пластмассовой) комплектовалась приличной сменной оптикой. Описываемая модель (Argus C-33) имела объединенный визир-дальномер, селеновый экспонометр на передней панели камеры (у модели "С-3" внешний экспонометр крепился сверху), затвор с выдержками от 1 сек. до 1/300. Сменная оптика производства Германии: 35/4.5 Enna Lithagon, 45/1.9 Enna Lithagon, 50/2.8 Cintar (американского производства), 100/4.5 Enna Tele-Lithagon, 135/3.5 Lithagon. Любопытно, следующая, четвертая серия Аргусов имела уже закругленный корпус, заметно уменьшенный в поперечнике.
Для многих из нас с вами будет неожиданностью узнать, что в бытность существования ГДР, там, кроме всем известных зеркалок Pentacon и Praktica, выпускали и линейку дальномерных камер Werra (VEB Carl Zeiss, Jena,). Линейка выпускалась в 1954-1966 годах и состояла из большого количества моделей, но дальномерными были 3, 4 и 5-ая модели. Камера имела интересный стилизованный дизайн, центральный затвор, сменную оптику, встроенный селеновый экспонометр (4 и 5-ая модели). На фото - камера со штатным объективом Tessar 2,8/50.
Теперь обратимся к дальномерным камерам, выпускавшимся тогда ещё немецкой фирмой Фохтлендер (Voigtlander) - Vitessa, Vitomatic, Vitoret и Prominent. Следует отметить, что торговая марка Voigtlander существует с 1756 года, когда компания была основана Йоханом Кристофом Фохтлендером (Johann Christop Voigtlander) в Австрии. Уже в 1840 году фирма выпустила полностью металлическую фотокамеру с впервые рассчитанным объективом. В 1849 году компания перебазировалась в город Брауншвейг, Германия.
Vitessa, выпускавшаяся в нескольких модификациях, производилась с 1953 по 1960 год и имела более чем необычный конструктив. Это был весьма технологичный и удобный вариант folding-камеры с центральным, естественно, затвором. Стандартный набор выдержек в затворе Synchro-Compur от 1 сек до 1/500 сек + В. Камера выпускалась с объективами Ultron 2/50, Color-Scopar 2,8/50. Более поздние модели имели встроенный селеновый экспонометр и сменную оптику: Skoparet 3,4/35, Dynaret 4,8/100, Super Dynaret 4/135.
Vitomatic, в разных модификациях выпускался с 1958 по 1969 год. Более традиционная компоновка корпуса с центральным затвором (1 сек - 1/500 сек + В) и объективами: Ultron 2/50 и Color-Scopar 2,8/50. Сменной оптики не предусматривалось. Более поздние модели были снабжены встроенным CdS-экспонометром.
Vitoret отличался от предыдущей модели в - основном более современным дизайном (особенно поздние модели) и выпускался примерно в то же время. Еще одной близкой моделью была камера Vito.
Prominent впервые появился на рынке в 1950 году и выпускалась до 1960 года - это была дальномерная камера с центральным затвором и сменной оптикой. Фирма позиционировала ее как более дешевый конкурент Лейке и Контаксу. Камера была достаточно популярна в 50-годы благодаря удобному конструктиву, резкой оптике, и возможности синхронизироваться со вспышкой на любой выдержке благодаря центральному залинзовому затвору. Сменная оптика: Nocton 1,5/50, Ultron 2/50, Color-Scopar 3,5/50, Scoparon 3,5/35, Dynaron 4,5/100, Telomar 5,5/100 с зеркальной приставкой.
Zeiss Ikon. Общеизвестно, что в результате Второй мировой войны компания Zeiss Ikon была разделена - одна ее часть, в городе Йена, осталась в ГДР и была национализирована, а другая находилась в ФРГ. Западногерманская часть концерна в послевоенный период выпускала дальномерные 35мм камеры Contina (модели II и III) и Contessa (несколько модификаций).
Contina - 35мм folding-камеры, которые начали производиться в 1951 году. Часть камер, выпускавшихся под этой торговой маркой, были шкальными. С середины 50-х годов они стали выпускаться в дальномерном варианте. Центральный затвор Prontor SVS, несменная оптика. Штатными объективами были: Novicar 2,8/45, Novar 3,5/45, Pantar 2,8/45. В поздних моделях - встроенный внешний экспонометр.
Contessa (на фото слева) - одна из популярных камер середины 50-х годов. Производилась с 1950 по 1955 годы и представляла собой 35мм копию всемирно известной среднеформатной folding-камеры Super Ikonta. Центральный затвор Compur Rapid или Synchro Compur. Комплектовалась объективом Tessar 2,8/45, дававшем прекрасную резкую картинку даже по сегодняшним меркам. Заводная головка и головка обратной перемотки пленки располагались на нижней крышке камеры.
Contessa LKE - еще одна камера, выпускавшаяся фирмой Zeiss Ikon в начале 60-х годов. Снабжалась несменным объективом Tessar 2,8/50, центральным затвором с выдержками 1/15 - 1/500 + В, курковым взводом. Имела встроенный дальномер, поле замера которого было видно в видоискателе. Предшествующая модель LK в таком же корпусе была шкальной. Рычаг обратной перемотки находился на нижней крышке камеры. Благодаря современному дизайну, простой и надежной конструкции, а также прекрасному качеству оптики камера пользовалась популярностью.