Мы стоим у прилавка фотомагазина. На полках выстроились, поблескивая стеклом и металлом, фотоаппараты различных моделей. Только на первый взгляд все они кажутся одинаковыми. Стоит присмотреться чуть внимательнее, и мы заметим существенные различия.
У некоторых фотоаппаратов (например, у "Зенита", "Салюта") на передней стенке виден только один объектив. Это зеркальные однообъективные аппараты. В аппаратах другого типа - зеркальных двухобъективных (например, у "Любителя") два объектива располагаются один над другим. У большинства моделей ("Зоркий", "Киев", "Москва", "Смена" и др.) рядом с объективом находятся еще окна для видоискателя и дальномера. Эти незеркальные аппараты назовем дальномерными, чтобы подчеркнуть, что наводка на резкость в них обычно производится с помощью внутрибазного дальномера. Есть незеркальные аппараты и без дальномера, в которых объектив фокусируется только по шкале расстояний, - например "Смена".
Итак, фотоаппараты можно разделить на три группы*:
1) зеркальные однообъективные, 2) зеркальные двухобъективные, 3) дальномерные.
Основное различие между аппаратами этих типов заключается в системе видоискатель - дальномер. В зеркальных аппаратах определение границ кадра и наводка на резкость производятся по матовому стеклу, на котором получается достаточно крупное изображение объекта съемки.
Как известно, в однообъективных зеркальных камерах это изображение дает съемочный объектив; позади объектива расположено плоское зеркало, отражающее лучи на матовое стекло. При нажатии на спусковую кнопку зеркало откидывается, освобождая лучам путь к пленке.
В двухобъективных зеркальных камерах изображение на матовом стекле дает визирный объектив, расположенный над съемочным объективом. Отражающее зеркало, находящееся позади визирного объектива, в этих камерах неподвижно.
В дальномерных камерах для определения границ кадра обычно используется телескопический видоискатель, а наводка на резкость выполняется совмещением двух изображений предмета в дальномере, который механически связан с фокусировочной подвижкой объектива.
Большинство наших фотолюбителей "вооружено" дальномерными камерами ("ФЭД", "Зоркий", "Смена" и др.), но популярность зеркальных камер (особенно однообъективных) растет.
Попробуем сравнить два типа аппаратов - дальномерные и зеркальные однообъективные, оценим их достоинства и недостатки и остановимся на двухобъективных зеркальных камерах.
Наводка на резкость
В дальномерных камерах эта операция выполняется сравнительно легко - совмещением контуров двух изображений снимаемого предмета в центре поля зрения дальномера. Однако, поскольку такое совмещение оценивается на глаз, получается некоторая погрешность в фокусировке, которая увеличивается еще из-за механических неточностей в цепи деталей, связывающих механизм дальномера с объективом.
Поэтому при использовании длиннофокусных объективов (с фокусным расстоянием, например, более 135 мм), ввиду меньшей глубины резкости, фокусировка с помощью дальномера оказывается уже недостаточно точной, и приходится использовать специальные зеркальные приставки. Кроме того, дальномеры фотоаппаратов обычно рассчитаны на интервал дистанций от 1 м до "бесконечности". Для съемок с расстояний ближе 1 м пользуются, например, приставками к дальномеру (проксиметрами).
В отличие от дальномера наводка на резкость по матовому стеклу (в зеркальных камерах) достаточно точна при съемке любым сменным объективом. Удобно наводить по матовому стеклу при съемках близко расположенных предметов (макросъемка, репродукция).
Матовое стекло позволяет фотографу оценить расположение предметов по глубине: на нем видно, какие предметы в кадре изображаются резко, а какие образуют нерезкий фон. В этом смысле зеркальные камеры сохраняют преимущества старых пластиночных камер.
Но научиться наводить на резкость по матовому стеклу труднее, чем научиться пользоваться дальномером. Разница здесь принципиальная: когда мы совмещаем контуры двух изображений в дальномере, мы "даем работу" только зрению, причем в любой момент можем проверить, точно ли совмещены эти два изображения.
Иначе обстоит дело, когда мы наводим на резкость по матовому стеклу. Здесь работает не только зрение, но и память: нужно помнить, каким (более резким или менее резким) было изображение в предыдущий момент, при другом положении объектива. А если мы захотим спустя некоторое время после наводки проверить по матовому стеклу, точно ли сфокусирован объектив, то нам придется снова перемещать его вперед и назад, наблюдая за изменением резкости.
Возникает вопрос: нельзя ли и при использовании матового стекла производить наводку на резкость совмещением двух изображений как в дальномере? Оказывается, можно! Остроумное решение этой задачи было найдено несколько лет назад. Речь идет о "фокусировочных клиньях", располагаемых в плоскости матового стекла**. Фокусировочные клинья располагаются в центре плоскости матового стекла, а остальную его площадь, как обычно, можно использовать для оценки резкости предметов.
Фокусировочными клиньями снабжаются новые отечественные аппараты "Салют" и "Старт". К сожалению, этими клиньями нельзя пользоваться при значительном диафрагмировании объектива (1 : 5,6 и более).
Определение границ кадра
Эта операция наиболее точно выполняется в зеркальных камерах. Границы изображения на матовом стекле видны достаточно четко. Напротив, ньютоновский видоискатель, чаще всего используемый в дальномерных фотоаппаратах, дает мнимое изображение объекта съемки; границы видимого изображения очерчены нерезко и притом еще зависят от положения глаза относительно визира.
Кроме того, в дальномерных камерах нужно учитывать (особенно при макросъемке) параллакс видоискателя относительно объектива, поскольку их оптические оси не совпадают. Например, приходится заведомо уменьшать поле зрения визира по сравнению с полем кадра***.
Особенно важно, что границы изображения на матовом стекле соответствуют границам кадра при использовании любого из сменных объективов, в то время как, например, телескопический видоискатель аппарата "Зоркий" рассчитан лишь на определенный угол поля зрения, соответствующий основному объективу с фокусным расстоянием 50 мм, а применяя сменные объективы, приходится пользоваться универсальным видоискателем или специальными насадками-визирами.
Преимущества видоискателя зеркальной камеры велики, но есть у него и недостаток. Изображение на матовом стекле (если смотреть сверху в шахту аппарата "Салют" или "Любитель") - зеркально обращенное. Это делает неудобной съемку движущихся предметов: например, объект приближается справа, а на матовом стекле он появляется слева. Особенно неудобно производить съемку зеркальным аппаратом с шахтой тогда, когда кадр вертикальный (например, при формате 24X36 мм, высота кадра 36 мм). В этом случае приходится снимать стоя боком к объекту.
Этот недостаток, однако, можно устранить в малоформатных зеркальных камерах путем некоторого усложнения визирной системы. Например, в аппарате "Зенит" между матовым стеклом и окуляром видоискателя помещают пентапризму с крышей, которая преобразует зеркально обращенное изображение в правильно ориентированное и, кроме того, позволяет производить визирование глядя не сверху (в шахту), а прямо на объект, как и в дальномерных камерах. Для камер среднего формата (6X6, 4,5X6 см и др.) такая пентапризма получается чересчур громоздкой и тяжелой, а другие системы прямого зрения выглядят слишком сложными и пока не применяются.
Несомненные преимущества видоискателей зеркальных аппаратов заставили "подтянуться" и дальномерные камеры, За последние годы появились улучшенные конструкции визиров незеркальных камер. Например, взглянув в окуляр визира-дальномера аппарата "Ленинград", мы увидим ряд четко очерченных рамок, рассчитанных для нескольких сменных объективов. Определение границ кадра не зависит при этом от положения глаза. В новом аппарате "Комета" яркая рамка в поле зрения визира появляется при установке сменного объектива и перемещается при наводке на резкость (для учета параллакса видоискателя относительно объектива).
Конструкция камеры
По конструкции зеркальные камеры сложнее, чем дальномерные. Узел поворотного зеркала заметно увеличивает габариты и вес аппарата. К заводной головке зеркального аппарата приходится прилагать большее усилие, так как одновременно со взводом затвора и транспортированием пленки натягивается пружина зеркала.
Зато юстировка зеркальной однообъективной камеры проста. Если при сборке аппарата выдержано главное условие, а именно: расстояния от опорного торца объектива до плоскости пленки (по оси) и до плоскости матового стекла (по ломаной линии) точно равны друг другу, то наводка по матовому стеклу обеспечит получение резких снимков.
Конструкция объективов
В оправах объективов зеркальных камер не нужны резьбовые кольца или тубусы, воздействующие на кулачок дальномера, то есть оправы по конструкции несложны. Но оптический расчет объективов зеркальных однообъективных камер (особенно короткофокусных объективов) представляет большие трудности, чем расчет объективов других камер, так как линзы нужно располагать возможно дальше от плоскости пленки, чтобы освободить место для поворотного зеркала.
Автоматические диафрагмы
Наводка на резкость по матовому стеклу обычно производится при полном отверстии диафрагмы объектива (в этом случае освещенность матового стекла наибольшая, а глубина резкости наименьшая, что облегчает точную наводку). Значит, после наводки на резкость надо еще не забыть задиафрагмировать объектив до нужного значения. А перед следующим снимком нужно снова установить полное отверстие диафрагмы. Для избавления фотографа от этих двух операций**** разработан целый ряд механизмов, которые применяются во многих заграничных моделях однообъективных зеркальных камер, а также в отечественных аппаратах "Салют" и "Старт". Механизмы эти довольно сложны, они сильно повышают стоимость объективов для зеркальных камер и самих камер.
Различают два типа автоматических диафрагм: нажимные и "прыгающие".
Нажимная диафрагма. Непосредственно перед спусковой кнопкой зеркальной камеры помещают другую кнопку, которая механически связана с лепестками диафрагмы объектива. Нажимая на спуск, фотограф воздействует на механизм диафрагмы, закрывая ее до заранее установленного значения. После спуска фотограф снимает палец со спусковой кнопки, и диафрагма полностью открывается (под действием пружины). Таким устройством снабжен основной объектив нового аппарата "Старт".
Автоматическая нажимная диафрагма. Внутри камеры помещается механизм, который одновременно со взводом затвора и транспортированием пленки натягивает специальную пружину. В момент нажатия на спуск эта пружина освобождается и воздействует на диафрагму объектива, закрывая ее до установленного ранее значения. При следующем взводе затвора диафрагма вновь полностью открывается,
"Прыгающая" диафрагма. После взвода затвора нужно рукой повернуть специальное кольцо вокруг объектива, открывая полное отверстие диафрагмы и натягивая при этом специальную пружину. При нажатии на спуск эта пружина освобождается (механизмом камеры) и быстро, одним "прыжком" закрывает диафрагму до заранее установленного значения. Таким устройством оснащен основной объектив нового аппарата "Салют".
Автоматическая "прыгающая" диафрагма отличается от "прыгающей" диафрагмы тем, что натяжение пружины и полное открытие диафрагмы выполняется не отдельным движением руки, а при вращении заводного маховичка аппарата, то есть одновременно со взводом затвора и др.
Как видим, эти устройства значительно усложняют конструкцию зеркальных камер и объективов для них. Поэтому для многих таких объективов автоматических диафрагм не делают, а ограничиваются так называемым устройством предварительной установки диафрагмы (как, например, на сменных объективах для камеры "Зенит").
Предварительная установка диафрагмы состоит в том, что при установке нужного значения диафрагмы (по шкале; например 1:5,6) одновременно выдвигается упор-ограничитель поворота установочного кольца. Кольцо может поворачиваться от упора, соответствующего полному отверстию диафрагмы (например, 1:2) до другого упора (в нашем примере 1:5,6). Поэтому после наводки на резкость достаточно, не глядя на шкалу диафрагм, повернуть установочное кольцо от упора до упора (в нашем примере от 1:2 до 1:5,6) - и затем нажимать спусковую кнопку.
Визирование в момент съемки
При съемке однообъективной зеркальной камерой нужно учитывать, что в момент нажатия на спусковую кнопку наблюдать объект на матовом стекле уже невозможно, так как зеркало в камере поворачивается.
Для срабатывания автоматической диафрагмы и поворота зеркала требуется около 0,03-0,04 сек; лишь после этого срабатывает затвор аппарата, Это несколько затрудняет съемку быстро движущихся предметов, они бывают изображены, например, не а центре кадра, как хотел фотограф, а ближе к краю.
Чтобы продолжать визирование и в самый момент съемки, в некоторых однообъективных зеркальных камерах применяется обычный телескопический видоискатель. Однако полностью эта задача не решена.
О типе затвора
Для дальномерных камер пригоден как шторный (щелевой), так и центральный затвор. Правда, если камера имеет сменные объективы, то предпочтение надо отдать шторному затвору.
Что касается однообъективных зеркальных камер, то для них подходит главным образом шторный затвор.
Правда, за границей выпускается также несколько моделей однообъективных зеркальных камер с центральным затвором. В таких камерах приходится усложнять конструкцию центрального затвора: лепестки должны полностью открывать отверстие затвора на время визирования и наводки на резкость, затем (в начале нажатия на спусковую кнопку) быстро закрывать его и сразу открывать снова, отрабатывая установленное значение выдержки.
Кроме того, в однообъективных зеркальных камерах с центральным затвором надо предусматривать специальные устройства, чтобы во время наводки на резкость свет не попадал на пленку. Для этого перед пленкой можно расположить заслонки (в виде простейшего шторного затвора) или использовать само поворотное зеркало как заслонку, защищающую внутреннее пространство камеры от света.
Во всяком случае, применение центрального затвора значительно усложняет однообъективные зеркальные аппараты.
Особенности двухобъективиых зеркальных аппаратов
Единственная камера этого типа, выпускаемая в настоящее время в нашей стране, - это "Любитель". В этой камере, очень несложной по конструкции, в качестве визирного объектива использован простой ахромат, дающий по краям поля недостаточно четкое изображение. Поэтому наводку на резкость приходится производить не по всей поверхности полевой линзы, а лишь по матовому кружку в центре ее. В более совершенных двухобъективных зеркальных аппаратах применяют визирный объектив с таким же фокусным расстоянием и такого же качества, как и съемочный объектив. Они оба укрепляются в передней стенке, которая выдвигается при наводке на резкость.
Съемочный объектив обычно снабжают центральным затвором. Усложнять конструкцию центрального затвора, как в однообъективных зеркальных камерах, здесь не приходится. Совсем не нужны для этих аппаратов автоматические диафрагмы. Наблюдение за предметом через визирный объектив можно вести непрерывно, - в частности, в самый момент съемки.
Двухобъективные зеркальные камеры имеют значительные габариты, несмотря на продуманность конструкции (удачное размещение приемной и подающей катушек и др.) Они, как правило, рассчитаны на средний формат кадра (6X6 см, иногда 4X4 см), поэтому призменные насадки для них получаются громоздкими, и обычно используют складную шахту (об этом способе визирования мы упоминали выше).
В двухобъективных зеркальных замерах параллакс между съемочным объективом и визирной системой автоматически не устраняется и его приходится учитывать (как и в дальномерных камерах.)
Смена объективов в аппаратах этого типа - сложная задача. В одной японской модели используются сменные насадки, надеваемые одновременно на оба объектива, в другой - заменяется вся передняя стенка аппарата с обоими объективами и центральным затвором. Эти способы дороги и неудобны.
Итак, мы сравнили с разных точек зрения дальномерные камеры с однообъективными зеркальными и рассмотрели особенности двухобъективных зеркальных аппаратов. Каковы же выводы?
Зеркальные однообъективные камеры более других подходят для специальных видов фотосъемки - макросъемки, микросъемки, репродуцирования и незаменимы при использовании самых длиннофокусных объективов.
Двухобъективные зеркальные камеры, как и однообъективные, позволяют наводить на резкость по матовому стеклу; кроме того, в них используется центральный затвор, который наиболее выгоден для съемок с лампами-вспышками, однако смена объективов затруднена.
Зеркальные аппараты по конструкции сложнее дальномерных, особенно если применяются автоматические диафрагмы. Если не предполагается работать с большим набором сменных объективов, то самым высоким требованиям удовлетворяют и дальномерные камеры.
Выбор того или другого типа камеры в большой степени зависит от вкуса и привычки. Мы хотели помочь фотолюбителю сознательно выбрать такой аппарат, который окажется для него наиболее полезным.
Ленинград
*Существуют еще специальные типы аппаратов: технические (в частности, пластиночные), стереоскопические ("Спутник"), панорамные и другие. О них в этой статье мы говорить не будем.
**См. "Советское фото", 1957, № 7, стр. 41......44.
***В зеркальных однообъекгавных камерах параллакс отсутствует.
****Разумеется, при съемке дальномерными камерами этих операций нет.