Легкость, портативность, светосильный объектив делают камеру "Турист" весьма удобной в работе, пользующейся успехом среди многих фоторепортеров и фотолюбителей.
Для того, однако, чтобы приблизить камеру к лучшим образцам заграничной аппаратуры подобного типа, необходимо устранить в ней целый ряд конструктивных недостатков.
"Турист" конструировался как камера (в основном) для фоторепортеров. В действительности же репортер может использовать нынешнюю модель в очень ограниченных областях съемки: портретной, ландшафтной. Фотографировать "Туристом" быстродвижущиеся объекты (спорт, демонстрации и т. д.) нельзя.
Главный недостаток камеры - несоответствие между светосильным объективом (Индустар-7, 1:3,5) и несовершенным затвором ГОМЗ типа Варио.
Несовершенства затвора ГОМЗ неоднократно отмечались в фотографической печати еще при выпуске "Фотокора № 1". B "Туристе" же этот затвор сводит на нет все преимущества светосильного объектива. Даже в северных районах, где нам приходилось работать "Туристом", нужно диафрагмировать иногда до 1:6,3 и даже до 1:9.
Затвор настолько плох, что не дает полной наивысшей скорости (1/100 сек.), часто заедает. Лепестки затвора через месяц работы отстают друг от друга и начинают пропускать свет. Клаппкамера с таким затвором удовлетворить фотокорреспондента не может, и дальнейший ее выпуск бесцелен. Советскому фотографу нужны клаппкамеры со щелевым затвором, со скоростями от 1/10 до 1/600 сек. В крайнем случае можно ограничиться выпуском клэппкамер с центральным затвором типа Компур или Компаунд.
Только при условии такой замены затвора "Турист" будет соответствовать своему назначению.
Объектив "Туриста" Индустар-7 заслуживает больших похвал - с этим согласятся все работающие клаппкамерой. Индустар весьма точно рассчитан, дает исключительную резкость даже при полном отверстии, свободен от искажений. Ни один советский объектив не дает такой богатой тональной передачи, как Индустар, по точности работы он нисколько не уступает заграничным объективам. Нам пришлось вести параллельную съемку Гелиаром Фохтлендера и Индустаром: на позитивах мы не обнаружили никакой разницы.
Особенно хороши пейзажи, снятые Индустаром-7.
Конструктивное разрешение принципа наводки на резкость - вращением передней линзы - может быть и очень оpиrинaльнoe, но в существующем виде крайне неудобное. Кольцо линзы настолько узко, что работать на съемках, где дорога каждая секунда, с такой наводкой - просто невозможно.
Через месяц-другой работы с камерой "Турист" резьба внутри кольца настолько стачивается, что линза от малейшего толчка меняет положение и резкость пропадает. Закрепить же линзу нечем.
Принцип наводки на резкость или нужно переконструировать так, чтобы можно было вращать линзу, не касаясь оправы, и сделать стопор, или же перейти на червячную оправу (при щелевом затворе).
Крышка из пластмассы, предохраняющая объектив у одних аппаратов, с трудом надевается и часто трескается, у других, наоборот - настолько свободна, что не держится. Надевать крышку нельзя: мешает ограничитель на объективной доске. Приходится самому выламывать бок у крышки, но тогда на объектив попадает пыль.
Шкала расстояний размечена неточно и не поддается исправлению.
Крайне неудовлетворительно работают распорки. При вытягивании объективной доски они (особенно нижние) не выпрямляются до конца. Очень быстро распорки разбалтываются в гнездах и западают внутрь от малейшего нажима. Часто наблюдается перекос объективной доски, в результате - нерезкие негативы (c одной стороны).
Мех камеры "Турист" недостаточно эластичен на сгибах: при складывании камеры мех мнется в новых местах - приходится выправлять изнутри.
Очень удобен замок для закрепления рамки матового стекла и кассет, но гнездо для кассет и рамка делаются с излишним запасом 1-1,5 мм. Кассеты и рамка болтаются.
Световой козырек у матового стекла сделан из грубого и толстого материала. Из-за этого часто ломаются матовые стекла, а менять их - дело хлопотливое.
Неудачно расположен у "Туриста" оптический видоискатель, сам по себе хороший и удобный. Им можно пользоваться, пока не открыта кассета. При вытянутой шторке кассеты видоискатель совершенно закрыт. Вынимать же шторку совершенно при съемке на пластинках высокой чувствительности не всегда возможно. Приходится пользоваться иконометром.
С внешней стороны "Турист" изящен и красив, но пластмасса, из которой сделан корпус камеры, очень хрупка. При малейшем ударе колется корпус или рамка с матовым стеклом.
У "Туриста" нет ручки: держать камеру вовремя съемки неудобно.
Кассеты завод выпускает без соблюдения стандарта: замок в некоторых аппаратах не захватывает ушки и их приходится подпиливать.