|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Н. Шульман
Более 30 лет назад фотографы - и профессионалы и любители - с интересом узнали о появлении нового типа фотоаппарата: немецкая фирма "Франке и Гейдеке" выпустила двухобъективную зеркальную фотокамеру "Роллейфлекс" 6х6 см. Вскоре появился уже целый ряд аппаратов этого типа, завоевавшего себе немало стойких приверженцев. Чем же эти камеры прельстили потребителей?
Конечно, не только форматом кадра. В то время 6-см пленка была основным фотографическим материалом (наряду с пластинками) и форматы 6х6, 6х9 и даже 9х12 см были самыми распространенными. Проекционная печать только входила в моду, а любители часто довольствовались контактными отпечатками. Очень ответственной операцией была наводка па резкость: большой формат кадра требовал длиннофокусной оптики, а последняя, как известно, имеет сравнительно небольшую глубину резкости. Как раз в наводке на резкость и выявилось основное преимущества двухобъективных зеркалок. Верхний - визирный - объектив имеет, как правило, такое же фокусное расстояние, как и нижний - съемочный, и поэтому даст на матовом стекле такое же крупное изображение, какое получится на пленке. Изображение на матовом стекле достаточно яркое (визирный объектив светосильный и не диафрагмируется), видимое также и в самый момент съемки. Это удобно для оценки того, какие предметы получатся на снимке резкими, а какие - нет *. Посмотрим, какие же другие типы фотоаппаратов могли соперничать в те годы с только что родившейся двухобъективной камерой. Пластиночные аппараты тоже дают крупное изображение на матовом стекле, но для любителя они настолько неудобны в работе, что уже в 30-е годы были вытеснены пленочными. Дальномерных камер, которые имели бы встроенный внутрибазовый дальномер, сопряженный с фокусировочной подвижкой объектива, тогда еще не было. Но когда они - несколько позже - появились, они все же принципиально уступали аппаратам с зеркальным видоискателем. Ведь с помощью дальномера легко навести на резкость по какому-либо предмету в поле зрения, но нельзя судить о том, какие предметы изобразятся нерезко, то есть о глубине резкости. По этому признаку выгодно отличаются от дальномерных камер однообъективные зеркалки. Но и у них были свои недостатки. Для визирования использовался съемочный объектив; поэтому после наводки на резкость при полном отверстии объектива его еще надо было задиафрагмировать до требуемого значения. В момент спуска визирное поле затемнялось поворотным зеркалом, и уже нельзя было вплоть до последующего взвода затвора следить за снимаемым объектом, что усложняло фотографирование движущихся предметов. К тому же однообъективные зеркалки снабжались, как правило, шторным затвором, а шторный затвор при размере кадра 6х6 см или еще большем - это громоздкое и сложное устройство. Применить же центральный затвор в этих аппаратах было трудно: такой затвор должен быть открыт во время наводки на резкость, а непосредственно после этого при спуске должен отработать требуемую выдержку; кроме того, пленка засвечивалась через открытый затвор во время наводки на резкость. А "Роллейфлекс" был оснащен центральным затвором, компактным и (при массовом специализированном изготовлении) сравнительно дешевым. Итак, мы видим, что двухобъективные зеркальные фотокамеры обеспечивали большие удобства фотографу при визировании и наводке на резкость. Но их успеху способствовал и ряд других достоинств. Благодаря продуманной конструкции этих камер (в частности, удачному расположению подающей и приемной катушек) размеры их оказались не очень большими. Конечно, он больше, чем складная фотокамера с мехом, зато ящичная форма аппарата обеспечивает большую жесткость, точность сохранения расстояния от объектива до пленки, постоянную готовность к съемке. А все это немаловажные для фотографа обстоятельства, вызывающие у него доверие к камере, уверенность в стабильном хорошем качестве снимков. Жесткость камеры сохраняется и во время фокусировки: при этом обычно перемещается в направляющих вся передняя стенка с обоими объективами. По сравнению с однообъективными зеркалками оптика аппарата, конечно, усложняется: все-таки нужен не один объектив, а два, но это не вызывает резкого удорожания камеры, ибо визирный объектив может быть не особенно сложным (например анастигмат-триплет), зато упрощается механическая конструкция камеры, так как отпадает устройство поворотного зеркала. Со времени появления двухобъективных зеркальных аппаратов прошло немало времени - более 30 лет. За эти годы фотоаппаратостроение очень бурно развивалось, конструкции камер усовершенствовались. Явно наметилась тенденция к уменьшению размеров кадра: основной продукцией стали малоформатные аппараты (кадр 24х36 мм на кинопленке) и миниатюрные (с еще меньшим форматом кадра). Почти исчезли фотоаппараты с кадром 6x9 см и больше (за исключением единичных моделей х репортерских или технических), а также складные камеры 6х6 см и тубус-камеры с этим же размером кадра. И если размер кадра 6х6 см еще не пропал окончательно, то основная заслуга в этом принадлежит двухобъективным зеркальным аппаратам. В самом деле, двухобъективные зеркалки, в частности, формата 6x6 см, пока довольно прочно удерживаются на рынке. Чем это объяснить? Одна из причин, на наш взгляд, не главная, в том, что двухобъективные зеркалки в эти годы тоже не стояли на месте. Но усовершенствования их почти не отразились на внешнем виде и принципе устройства, а коснулись таких сторон, как транспортирование пленки и автоматизация установки экспозиции. Конкуренция с малоформатными камерами, у которых транспортирование пленки удобно производится до упора благодаря перфорациям на кинопленке, заставило и двухобъективные зеркалки ввести счетчики кадров с транспортированием роликовой пленки до упора. Позже был применен остроумный механизм, позволяющий даже установку первого кадра на ролике пленки выполнять автоматически, не пользуясь цифрами, нанесенными на ракорде пленки. (Подобное устройство имеют наши фотоаппараты "Искра" и "Искра-2".) На двухобъективных зеркалках появился встроенный фотоэкспонометр, затем полуавтоматическая установка экспозиции, а в последние годы я полностью автоматическая установка экспозиции. Однако не только в этих усовершенствованиях дело. Основной принципиальный узел конструкции - визирно-дальномерная система - у двухобъективных зеркалок почти не изменился. А у других, конкурирующих с ними типов аппаратов, - у однообъективных зеркалок и у дальномерных - эти узлы, наоборот, претерпели существенные изменения. И вот что любопытно: эти изменения имеют целью дать фотографу те удобства и преимущества, которые уже давно, с самого своего рождения, обеспечивали ему двухобъективные зеркалки. Так, в дальномерных камерах нашли широкое распространение подсвеченные рамки, точно ограничивающие поле кадра, но это же преимущество имеет и зеркальный видоискатель. В наиболее совершенных визирах дальномерных камер размеры подсвеченной рамки даже меняются при фокусировке объектива, чтобы учесть те изменения углового поля изображения, которые получаются при фокусировке (при приближении объектива к пленке или при удалении от нее). Зеркальный видоискатель учитывает эти изменения автоматически. Еще нагляднее, чем у дальномерных камер, проявляется указанная тенденция в развитии однообъективных зеркальных камер. Популярность зеркального видоискателя - даже для камер без сменной оптики - все время растет, но чтобы конкурировать с двухобъективными аппаратами, однообъективным зеркалкам пришлось подтянуться. Они становятся все сложнее, больше по размерам и дороже. Взять, например, устройство "прыгающей" диафрагмы - почти обязательный элемент конструкции современных , однообъективных зеркалок ("Старт", "Салют"). Это тонкий механизм, усложняющий конструкцию не только объектива (или каждого из сменных объективов), но и самой камеры, в которой приходится делать привод к диафрагме от спусковой кнопки или от заводного рычага. Или вот последняя новинка в однообъективных зеркальных камерах, тоже очень популярная, - "мигающее" зеркало (или "зеркало постоянного визирования"). Специальным механизмом поворотное зеркало откидывается к матовому стеклу только на небольшую долю секунды, на время работы затвора, а затем в видоискателе снова видно изображение объекта. Но здесь изображение в визире все же исчезает на мгновение, "мигает", а видоискатель двухобъективной зеркалки позволяет постоянно - даже в самый момент съемки - видеть яркое, не затемненное диафрагмированием изображение. К тому же значительное большинство однообъективных зеркалок до сих пор снабжается шторным затвором. Но шторные затворы, как известно, плохо синхронизируются с импульсными лампами-вспышками, которые за последние 10 лет стали очень популярны**. Центральные же затворы можно синхронизировать с лампами-вспышками при всех, даже самых коротких выдержках, и это обстоятельство тоже оказалось полезным для двухобьективных зеркалок, в которых с самого начала использовался центральный затвор. Однообъективная зеркальная камера с центральным затвором - это неизбежно довольно сложное устройство (нужны дополнительный привод для открывания затвора на время визирования и светозащитная заслонка у пленки). Расположение объектива перед центральным затвором - оптически "нечистое" решение: растет виньетирование, особенно при фокусировке на близкие расстояния, когда объектив удаляется от затвора. Полноценная система получается лишь с междулинзовым центральным затвором, но это усложняет смену оптики: объектив надо сменять вместе с центральным затвором. Мы сказали уже, что и двухобъективные зеркальные камеры не стояли на месте: появилась первая двухобъективная эеркалка со сменной оптикой. В этой камере сменяется вся передняя стенка с обоими объективами и центральным затвором съемочного объектива. Блок из двух объективов и обычного центрального затвора проще по механической конструкции и поэтому, пожалуй, надежнее, чем сменный объектив с затвором для однообъективной зеркалки, "начиненный" сложными механизмами ("прыгающая" диафрагма, дополнительный привод к лепесткам затвора). Мы не упоминали об одном неизбежном и, на первый взгляд, существенном недостатке двухобъективных зеркальных камер - о наличии параллакса между визирным и съемочным объективами ***. В видоискателе приходится помещать отметки границ поля зрения при фокусировке на наименьшее расстояние по шкале, но точного соответствия визирного и фотографического полей зрения не получается. Однако этот недостаток оказывается не таким страшным, потому что двухобъективные эеркалки имеют, как правило, большой формат кадра - 6x6 см. При таком размере кадра можно получать увеличенные отпечатки больших размеров даже с отдельных участков негатива. Таким образом, кадрирование выполняется при печати, на пленке регистрируется больший участок пространства, чем используемый для отпечатка, и это позволяет мириться с отсутствием компенсации параллакса. То обстоятельство, что кадр квадратный, также удобно для кадрирования при печати: в момент съемки не нужно особенно думать о композиции кадра, выбирать между горизонтальным и вертикальным кадром. Менее пригодны для получения больших увеличений другие форматы кадра двухобъективных зеркалок - 4x4 см и 2,4x3,6 см. Для получения в видоискателе правильно ориентированного изображения может быть применена пентапризма, но при формате 6х6 см она получается громоздкой, и обычно такие камеры снабжены лишь складной шахтой, которая имеет, однако, свои преимущества. С ее помощью удается ряд любопытных приемов съемки, ценных и для репортера и для любителя ****. Итак, двухобъективные зеркальные камеры, в частности, с кадром 6х6 см, обладают немалыми преимуществами перед другими типами фотоаппаратов и, несмотря на "несовременный" внешний вид имеют, пожалуй, неплохие шансы удержаться на рынке и в будущем. * Визирный объектив двухобъективного зеркального аппарата, выпускаемый в нашей стране, - "Любитель" дает достаточно качественное изображение лишь в центре поля, где и расположен матовый кружок для наводки на резкость. ** У новейших шторных затворов при кадре 2,4х3,6 см с большим трудом удалось осуществить полное открытие кадра на выдержках не короче 1/125 сек, а для кадра 6х6 см такая предельная выдержка - около 1/60 сек. *** Впрочем, у двухобъектшшой камеры "Суперб" (Фохтлендер) параллакс устранялся выдвижением визирного объектива по специальному лекалу. **** См. заметку в журнале "Советское фото", 1958, №7, стр. 28-28. |
Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024