Значение аэрофотосъемки при военных действиях было полностью учтено итальянской армией во время операций в Абиссинии. Длительное героическое сопротивление абиссинцев было подавлено итальянцами в условиях труднопроходимой горной страны, главным образом, при помощи авиации. Абиссиния до итальянского вторжения почти не имела точных топографических карт. Вместе с итальянской армией и опережая ее летели самолеты с аэрофотокамерами, которые производили аэросъемку местности. Устанавливая по аэроснимкам расположение населенных пунктов и укрытий туземного населения, итальянцы могли координировать действия своей бомбардировочной авиации.
Но аэросъемка применяется не только в военных и оборонных целях. 30 июня 1908 г. в районе Подкаменной Тунгуски (приток Енисея) упал знаменитый тунгусский метеорит, поваливший и спаливший тайгу на площади около 8000 км2 вокруг места своего падения. Взрывная волна обошла весь земной шар со скоростью 318 м/сек. Ученые много лет не могли точно установить место падения метеорита, весившего, вероятно, много тысяч тонн и представляющего колоссальный интерес для науки. Подойти к месту падения метеорита мешали непроходимая тайга, болота, а главное, не было точно известно место падения. По представлению советского ученого Кулика советское правительство ассигновало значительные средства на поиски метеорита, и была произведена аэрофотосъемка этого района. На аэроснимках были ясно видны поваленные стволы деревьев, обращенные в радиальном направлении к центру, где упал метеорит. По аэроснимкам удалось вполне точно определить пункт падения метеорита и наметить места буровых работ для экспедиции по его извлечению.
Когда по решению советского правительства было приступлено к проектированию грандиозного сооружения нашей эпохи — Куйбышевского гидроузла на Волге, то оказалось, что для этого района нет современных и достаточно подробных карт. Летом 1937 г. в рекордно быстрый срок — с 25 августа по 1 октября (месяц и пять дней) — была проведена аэрофотосъемка территории в 25 000 км2, по аэроснимкам проведены предварительные проектные соображения, а к зиме того же года изготовлены точные фотопланы этой территории. Обычными наземными топографическими методами эту территорию пришлось бы снимать 2—3 года.
Такие примеры можно было бы умножить, но и из приведенного достаточно ясно значение в наши дни аэрофотосъемки как для оборонных, так и для народнохозяйственных целей. Как же возникла аэросъемка, в чем ее сущность и для каких целей она применяется?
* * *
Вскоре после того как была изобретена фотография и опубликованы в 1839 г. удачные опыты «дагерротипии», возникла мысль о возможности применения фотографии для производства топографических съемок земной поверхности. Одним из первых, сравнительно успешно применивших фотокамеру для землемерной съемки, был полковник А. Лосседа, который начал производить опыты в Инженерном корпусе французской армии в 1849 г. Лосседа называют теперь «отцом фотограмметрии». Он применил для этой цели впервые сконструированный тогда прибор, названный «фототеодолитом». Этот прибор состоял из обычного угломерного инструмента — теодолита — и фотографической камеры. Они по отдельности устанавливались на одном и том же штативе (треножнике), и теодолитом измерялись углы между направлениями, в которых устанавливался объектив фотокамеры.
Примеру Лосседа последовали многие инженеры и ученые в других странах.
В дальнейшем для фототеодолитной съемки были сконструированы более компактные и совершенные фототеодолиты Карлом Цейесом и Гайдом в Германии и Вильдом в Швейцарии. Эти инструменты давали возможность одновременно фотографировать местность и измерять горизонтальные и вертикальные углы наклона объектива фотокамеры.
Вскоре после первых опытов Лосседа инж. Пoppo в Италии был предложен первый тип «панорамной камеры» (в 1858 г.), которая состояла из фотоаппарата, визирной трубы, буссоли и уровня и давала возможность сфотографировать с данной точки весь наблюдаемый горизонт на светочувствительной бумаге, помещенной на цилиндре внутри камеры. Наземная фотосъемка применялась, глазным образом, в горных местностях. Детально разработанный в настоящее время метод «наземной стереофотограмметрии» применяется в ряде случаев c большим успехом.
При стереофотограмметрической наземной съемке лишь около 25% (по времени) всей работы производится в поле, остальное время тратится на камеральную обработку материалов полевых работ — фотоснимков. Таким образом, здесь отношение, обратное тому, которое мы имеем при обычных наземных топографических работах (например, при мензульной съемке), где 75% работы (по времени) падает на полевую часть. Если учесть, что полевые работы должны быть проведены в максимально сжатые сроки, преимущественно в сухую, ясную погоду, то становится понятным, почему наземная стереофотограмметрическая съемка является в ряде случаев более рациональным методом работы, чем обычные методы наземной съемки (мензульная, тахеометрическая и т. д.). Однако этот вид съемки всецело оправдывает себя лишь в условиях местности с ярко выраженным рельефом (горы, обрывистые берега), где применение обычных топографических методов очень кропотливо и трудоемко.
При обработке материалов наземной стереофотограмметрйи приходится применять очень дорогие и сложные приборы — стереокомпараторы.
Метод наземной стереофотограмметрической съемки сравнительно редко используется для получения топографических карт на значительных площадях.
* * *
Гораздо более производительным, дешевым и с каждым годом все более внедряющимся в самые различные отрасли народного хозяйства стал метод воздушной фотосъемки — аэрофотосъемка.
Парижский фотограф Надар еще в 1855 г. произвел неплохой фотоснимок Парижа с воздушного шара с высоты 200 м. Уже упомянутый ранее Лосседа в 1858 г. пытался произвести фотоснимки камерой, подвешенной к воздушным змеям, но его опыты не привели к хорошим результатам. Капитан Теодор Шеймп-флюг произвел в австрийской армии успешные опыты фотографирования, сперва с воздушного шара, затем с дирижабля (1900 — 1906 гг.).
Интересно отметить, что, несмотря на полное равнодушие со стороны царского правительства к научным вопросам, отдельные энтузиасты аэросъемки были и в дореволюционной России. Например, в 1886 г. А.М. Кованько произвел аэросъемку Петропавловской и Кронштадтской крепостей с воздушного шара, с высоты 600 — 1000 м, причем снимки получились достаточно хорошего качества. Были опыты съемки в войну 1904 — 1905 гг. японских позиций с воздушных шаров, которые устанавливались в тылу русской армии, в 2 — 4 км от линии фронта. Однако полученные перспективные снимки не могли быть надлежаще обработаны из-за отсутствия в то время разработанных методов трансформирования (т. е. приведения перспективных снимков к одному масштабу).
Одновременно с упомянутым уже Шеймпфлюгом русский инж. Тилле в октябре 1902 г. заснял с привязного воздушного шара план реки с меандрами (излучинами) и предложил XXI съезду инженеров Службы пути применить аэросъемку для изысканий. Однако съезд не поддержал начинаний Тилле, который все же выпустил в 1904 г. одну из первых на русском языке работ—книгу «Аэрофотография».
Трудности фотографирования с воздушного шара ясны уже из того, что управление последним почти невозможно, а следовательно и провести съемки нужной территории можно лишь при благоприятном ветре или путем многократных опусканий и поднятий воздушного шара. Съемка с дирижабля имеет больше преимуществ. Одно из наиболее известных предприятий этого рода имело место в 1931 г., когда дирижабль «Граф Цеппелин» произвел ряд аэрофотоснимков в пустынных и малоисследованных районах Арктики, Аляски и других во время своего известного арктического рейса. 24 апреля 1909 г. Вильбур Райт произвел первые опыты кинофотосъемки с аэроплана во время своего полета над Центочелли, в Италии. Однако эти первые аэрофотоснимки не были обработаны, и лишь в докладе капитана Чезаре Тардиво 25 сентября 1913 г. на собрании Международного фотограмметрического общества в Вене было сообщено об изготовлении первого мозаичного фотоплана г. Бенгази (Киренаика), снятого с аэроплана в масштабе 1:4000.
Первая мировая империалистическая война 1914 — 1918 гг. дала значительный толчок к производству фотографирования с самолетов, главным образом военных объектов. Не только передовые капиталистические страны (Германия, Англия, Франция) стали широко применять фотосъемку с самолетов при военных действиях, но даже царское военное командование было вынуждено изменить свое пренебрежительное отношение к этому новому делу, и уже в октябре 1914 г. на основе материалов аэрофотосъемки была составлена первая карта района Мазурских озер с позициями неприятеля.
После войны 1914 — 1918 гг. аэрофотосъемка получила в различных странах мира широкое применение для народнохозяйственных целей. При этом можно отметить два различных направления в развитии аэросъемки—американское и европейское.
В Канаде и США в силу малой изученности поверхности их территорий (Канада имеет точные карты не более как на 25% территории, США—не более 47%) особое внимание уделили методам, ускоряющим процесс аэросъемки, хотя бы и за счет некоторого снижения точности окончательных результатов. Поэтому там широко применяются и развиваются методы мелкомасштабной аэросъемки (в частности, метод перспективной аэросъемки, многокамерные фотоаппараты, обычно не совсем точно называемые «многообъективными камерами», упрощенные методы обработки аэроснимков и т. д.). В противоположность этому, в Европе, большинство стран которой имеет уже точные топографические карты, аэросъемка преследует преимущественно цели дальнейшего уточнения этих карт, приведения их в современное состояние. Поэтому в Европе применяются точные способы крупномасштабной аэросъемки с использованием сложной и высокоточной аппаратуры для обработки снимков, при густой геодезической основе на местности.
* * *
Процесс современной аэросъемки сводится к следующему.
На самолете устанавливается специально сконструированный аэрофотоаппарат (рис. 1), состоящий иногда из одной, иногда из нескольких (4 — 5 и даже 9) камер. На фотопленке высокой чувствительности через определенные промежутки времени фиксируется изображение местности, над которой пролетает самолет. Обычный потолок полета при аэрофотосъемке 2 — 5 км, но иногда аэросъемка производится и с большей высоты. Самолет летает над снимаемой территорией по определенным, заранее заданным маршрутам (обычно прямолинейным, параллельным один другому, через определенные промежутки). Интервалы между маршрутами рассчитываются таким образом, чтобы на снимках получилось взаимное перекрытие до 60% территории. С таким же перекрытием рассчитываются снимки в пределах одного маршрута. После летносъемочных работ лента проявляется и полученные «контактные отпечатки» аэроснимков монтируются (рис. 2) с учетом взаимных перекрытий для установления отсутствия «дыр» или «окон» в залете. Дальнейшая обработка аэроснимков производится камеральным путем.
Так как аэроснимок представляет собой искаженную проекцию местности (ввиду крена аэрофотоаппарата во время полета, искажений фотоизображения от середины снимка к краям, получения в ряде случаев перспективных,- а не плановых снимков и т. д.), то снимки необходимо привести к одному масштабу. Путем опознавания на снимках точек, идентичных точкам на местности, географические координаты которых - известны, и путем обработки снимков на специальных приборах— фототрагасформаторах снимки перефотографируются, и получаются отпечатки в одном масштабе с минимумом искажений. Из этих обработанных снимков уже можно монтировать окончательные фотопланы.
Фотографическое изображение на снимках или фотопланах подвергается дешифрированию (т. е. опознаванию на них тех или иных объектов местности) и, в случае надобности, по ним составляется топографическая карта.
Каждая пара аэроснимков, на которых есть идентичная часть территории, может подвергнуться стереоскопической обработке, причем изображение рельефа местности улавливается настолько ясно, что возможна рисовка горизонталей без выхода топографа в поле. Иногда (контурно-комбинированная съемка) рельеф рисуется по контурным аэроснимкам обычными наземными методами.
* * *
Советский Союз имеет громадную территорию, весьма различную по степени хозяйственного освоения и по природным данным. Поэтому на территории СССР применяются различные методы аэросъемки. Однако наличие громадного массива малоисследованных территорий, особенно в Азиатской части СССР, заставляет считать наиболее важной задачей аэросъемки в наших условиях — дать материал, для карты первого приближения на всю территорию Союза.
Первые шаги гражданской аэросъемки в СССР относятся к 1924 г., когда «Добролет» и «Укрвоздухпуть» получили в свое распоряжение необходимые летные средства. Аэросъемочное предприятие «Добролета» произвело в 1925 г. первую аэрофотосъемку на участке в 400 га в районе г. Можайска, Московской области, и в районе г. Калинина (б. Тверь) на площади в 520 км2. В последующие годы были произведены аэросъемки Казани и Чебоксар, части Волги от Козьмодемьянска до Мариинского Посада, работы для Турксиба, съемки хлопковых районов Средней Азии, нефтяных районов Узбекской ССР, работы для землеустройства на Украине. К 1929 г. аэрофотосъемкой в СССР было заснято около 120 000 км2 в разных масштабах.
В 1929 г. был организован Научно-исследовательский институт аэросъемки (в дальнейшем Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии, ЦНИИГАиК) и налажен выпуск советской фотограмметрической аппаратуры. В том же году впервые, на Украине, была проведена рисовка рельефа при помощи мензулы на оттисках («контактных отпечатках») с аэроснимков. Преимущественным способом работы становится контурно-комбинированная аэрофотосъемка с широким использованием мензулы для рисовки рельефа по фотоматериалам. К 1933 г. было заснято до 500 000 км2 методом аэросъемки, несмотря на то, что некоторые из бывших руководителей Главного геодезического управления намеренно задерживали развитие нового метода работ. В числе лиц, много сделавших для популяризации аэросъемки среди ученых и производственных кругов, следует назвать акад. А.Е. Ферсмана, который в 1929 г., на первом совещании по аэросъемке, отметил огромное народнохозяйственное значение для СССР аэросъемки как метода хозяйственного овладения территорией.
В течение 1930 — 1936 гг. аэрофотосъемка применялась в СССР не столько для целей сплошного картографирования страны, сколько по заявкам отдельных организаций.
Результатом аэросъемки в эти годы были преимущественно или контурные (без рельефа) фотопланы или фотопланы, на которых рельеф был нарисован методами наземной мензульной съемки (контурно-комбинированная аэросъемка). Лишь в конце этого периода начали ставить опыты по внедрению воздушной етереофотосъемки.
В течение 1936 — 1940 гг. стерео-аэрофотосъемка в СССР была значительно усовершенствована.
В 1936 г. аэрофотосъемочные предприятия впервые получили возможность работать не по отдельным договорам, а на государственном бюджете, что переключило подавляющую часть аэросъемочных работ на сплошные работы в целях картографирования страны. В 1938 г. объем аэросъемочных работ достиг 500 000 км2 т. е. за один год стал равным выполненному в течение пяти предыдущих лет. Если принять объем летноеъемоч-ных работ в 1925 г. за 100%, то в 1938 г. они достигли 7780%.
Несмотря на то, что в настоящее время основной работой аэросъемки в СССР является сплошное картографирование страны, она продолжает применяться и для отдельных важнейших народнохозяйственных проблем. Летом 1938 г. были проведены аэросъемочные работы на громадных площадях Башкирской АССР. Материалы эти использованы не только в целях составления общегосударственной карты на территорию Башкирии, но и для учета лесных ресурсов, а также для геологических работ. Совершенно ясно, что такое комплексное использование материалов аэрофотосъемки экономит много государственных средств, и, кроме того, все ведомства получают несравненно более детальный материал, чем в результате наземной съемки.
* * *
Аэрофотосъемка является исключительно быстрым методом съемки. Например, при средней скорости самолета в 200 км/час, применяя разработанный в ЦНИИГАиК метод планово-перспективной аэрофотосъемки четырехкамерным фотоаппаратом, можно в течение часа заснять для карты масштаба 1:200 000 площадь в 6000 км2. Правда, необходимо учесть, что летносъемочные работы можно производить лишь при благоприятных метеорологических условиях и освещенности, a s некоторых районах страны (например, на Колыме) иногда за весь год удается «поймать» всего 8 — 15 летных часов. Но в таких районах наземная топографическая съемка почти вовсе невозможна, так как среди сплошной тайги нет видимости, продвижению топографов мешают отсутствие дорог, болота, изнуряющая мошкара и т. д. В настоящее время ЦНИИГАиК разрабатывает методику планово-перспективной аэрофотосъемки именно для таких труднодоступных районов, которых в СССР очень много, особенно в Азиатской части и на Севере.
Большое значение имеет применение (особенно в плановой съемке) сконструированных М. М. Русииовым в ЦНИИГАиК широкоугольных фотообъективов («Русеар»), которые во многих отношениях лучше пользующихся мировой славой объективов Цейсса.
В четырехобъективной аэросъемочной фотокамере, сконструированной ЦНИИГАиК, общее поле зрения будет достигать 194°, причем получится центральный снимок размером 18х18 см и три перспективных снимка с наклонением оси объектива в 68°. Благодаря продольному и поперечному перекрытию снимков (на 60%) исключаются возможности «дыр» при съемке территории. В условиях малонаселенных местностей, даже по удаленным местам аэроснимков в масштабе 1:70000-1:90 000 можно будет проводить дешифровку основных географических объектов для составления по ним карты масштаба 1:200 000.
При аэрофотосъемке желательно знать для каждого снимка условия, в которых он был снят. Высоту полета в данный момент надо знать для облегчения приведения снимка в единый масштаб. Надо также знать время, в которое был снят данный аэроснимок, для учета, в первую очередь, теней, их размеров и направления от земных предметов. На основании величины теней в разное время дня можно определить, например, высоту деревьев (важно для таксации леса) и, что еще важнее, в ряде случаев по очертанию теней можно определить точнее вид предмета, от которого падает тень на снимке (например, отличить башню от колокольни).
Важно также знать время, протекшее между двумя смежными снимками, для определения (исходя из времени и скорости самолета) расстояния между положениями самолета во время производства этих двух снимков, так как это расстояние является базисом для последующей стереоскопической рисовки рельефа. Желательно знать ориентировку снимка по отношению к странам света, важно знать крен оси аэрофотокамеры в момент съемки.
Определению этих элементов несколько помогают изображения положений статоскопа (прибора, указывающего относительную высоту полета), часов, порядкового номера снимка и положение уровней, установленных на фотокамере. Изображение показаний этих приборов получается одновременно с изображением земной поверхности и отпечатывается на краю каждого аэроснимка.
Особые трудности возникают при аэросъемке горных районов, где вследствие значительных высот хребтов и отдельных вершин значительно изменяется и расстояние от самолета до снимаемых объектов. Поэтому и масштаб изображения колеблется от 1: 20 000 до 1 : 40 000 и более при высоте полета 5 км. Вот почему в горных условиях более рентабельно применять не плановую аэросъемку, а съемку перспективную — наклонным лучом, что приближает ее условия к наземной фототеодолитной съемке, о которой мы говорили выше. Разница в том, что в данном случае летит самолет по горным проходам и долинам, а не переносится фототеодолит на многочисленные станции.
Последующая камеральная обработка аэроснимков ведется в странах Западной Европы, как мы уже упоминали, на громоздких и дорогостоящих аппаратах, которые до сих пор изготовлены лишь в нескольких экземплярах и требуют работников особо высокой квалификации. Кроме того, эти аппараты не позволяют изменять даже в деталях раз навсегда установленный процесс аэрофотосъемки для данного прибора, что препятствует усовершенствованию процесса, его упрощению и удешевлению. К числу таких сложных приборов относятся, например, аэрокартограф Гугерсгофа и стереопланиграф Цейсса (рис. 3) с сложными оптическими системами и большим количеством рычагов для управления.
В практике советской аэрофотосъемки пользуются дифференцированным методом обработки аэроснимков для составления карты. Этот метод известен и в Америке. Однако советские специалисты разработали более простые конструкции приборов (в том числе стереоскопы и стереометры проф. Ф. В. Дробышева), обработка аэроснимков на которых может производиться проще, быстрее и позволяет сравнительно безболезненно изменять и улучшать методику работ. Это дает право назвать советский способ обработки аэроснимков действительно массовым способом, приближающим аэросъемочную обработку к условиям заводских предприятий.
* * *
Мы уже говорили об основных преимуществах аэросъемки по сравнению с наземными методами — ее быстроте и объективности. На втором достоинстве ее следует остановиться особо.
Самый лучший топограф невольно зарисовывает местность при съемке такой, какой она ему кажется. Он может неточно обобщить и передать контуры и рельеф, пропустить отдельные, кажущиеся ему лично малозначительными, детали. Между тем фотографический снимок передает все детали местности с равной степенью подробности и с полной объективностью. В силу этого материалы аэросъемки могут быть использованы специалистами различных уклонов без дополнительных съемочных работ, путем внимательного ознакомления с аэроснимками и их дешифровки под углом зрения своей специальности.
По аэроснимкам лесоустроители и таксаторы уже научились определять запасы древесины и составлять планы лесоустройства, хозяйственных разработок, лесных массивов, лесоэксплоатации, без выхода в лес (рис. 4). Геологи по аэроснимкам могут устанавливать общее расположение пластов, характер обнажений, выходов горных пород, изучать труднодоступные ледники (рис. 5). Особенно ценным для них явится внедрение цветной аэрофотографии, которая пока еще не вышла из стадии опытов.
По натуральным цветам и оттенкам обнажений горных пород можно будет в камеральных условиях составлять геологическую карту, экономя миллионные средства, -затрачиваемые на геологические экспедиции в настоящее время.
По характеру микрорельефа и песчаных образований в пустынях можно определять гипотетический уровень грунтовых вод, находить следы древних засыпанных колодцев, ирригационных систем и устанавливать план гидрогеологических работ по обводнению.
Благодаря отображению на аэроснимках характера почвы (различные оттенки), растительного покрова и т. д., эти снимки являются незаменимым пособием для планировщика и землеустроителя при определении направления сельского хозяйства, проектировании новой дорожной сети, отводе земель для новых населенных пунктов, разбивке полей севооборота в колхозе и совхозе.
Археологи научились по аэроснимкам определять очертания исчезнувших городов, крепостей и укреплений, так как то, что на земле представляется в виде случайных и разрозненных развалин, при фотографировании с воздуха складывается часто в ясные очертания древних городов и сооружений.
Мы уже говорили о широком применении аэросъемки в гидротехнике. По аэроснимкам можно не только ясно видеть речные наносы, подводные отмели и т.п., но и определять направление фарватера реки, даже измерять глубины и скорость течения и устанавливать его особенности (путем стереоскопического рассмотрения пар аэроснимков). По аэроснимкам можно определять границы нефтеносных районов. Аэросърмка незаменима для исследования болот. Например, летом 1938 г. Кольская база Академии Наук СССР установила по аэроснимкам наличие крупных торфяных массивов на Кольском полуострове, выгодных для эксплоатации.
Исключительно важное значение имеет аэросъемка в деле борьбы с оврагами. Путем периодической аэросъемки овражных районов легко установить динамику развития оврагов, характер размыва я наметить мероприятия по борьбе с ними.
При некоторой тренировке ботаник может по аэроснимкам определять различные фитоценозы (растительные сообщества) и составлять карту растительного покрова без дополнительных съемочных работ.
Акад. Ферсман особенно подчеркивает значение аэросъемки для изучения пустынь в целях установления районов распространения саксаула и других видов растительности для обоснования плана развития животноводства и получения топливных ресурсов, в целях установления характера песков для трассировки караванных и автомобильных дорог и в целях установления направлений бывшего наземного или подземного стока.
Туркменская экспедиция 1934 — 1935 гг. дала ценные результаты в части применения аэросъемки для общегеографического и геоморфологического исследования местности. Геолог П. А. Ренгартен составил таблицы для дешифровки отдельных геоморфологических типов на фотоснимках.
В ряде случаев по материалам аэросъемки было камеральным путем установлено не только нахождение полезных ископаемых, но и точное простирание залеганий (например, открытие радиевых руд в Канаде, поверхностные выходы которых имели тёмнокрасный цвет, ясно выделявшийся на фоне желтоватых гнейсов (И четко заметный даже на одноцветном аэроснимке).
Совершенно исключительное значение имеет аэросъемка для оборонных целей. Применение ее разрешает вопрос о скорейшем картографировании всей территории СССР и получении современных и точных топографических карт, служащих одновременно задачам народного хозяйства и обороны страны. Аэросъемка имеет исключительное значение в военное время для рекогносцировки и точного определения позиций и укреплений противника. Нанесенные по данным аэросъемки укрепления противника могут быть легко рассчитаны, как объекты действия артиллерии без прямой наводки, — по карте. Точность попадания в этом случае является исключительной.
* * *
Советская аэрофотосъемка по своему объему уже опередила аэрофотосъемку всех капиталистических стран. Дальнейшие усовершенствования у нас намечаются в области максимального сокращения полевых работ и улучшения дифференцированного метода камеральной обработки аэроснимков. Работа топографа из полевой обстановки должна быть почти полностью перенесена в камеральные условия, где ей не будут мешать неблагоприятные метеорологические факторы, отсутствие дорог и непроходимость местности.
Вместе с тем наступило время поставить вопрос об отражении богатства аэросъемочных материалов в обычных топографических картах, составляемых на их основе. Нам кажется, что пора от «привычных» географических карт, наполненных «условными знаками», перейти к мелкомасштабной «аэрофотокарте», являющейся действительным отображением лика Земли и дающей бесчисленные переходы и оттенки, соответствующие природному ландшафту. Последняя задача должна быть поставлена и разрешена советской картографией так же успешно, как разрешена советской геодезией основная проблема аэрофотосъемки, вышедшей в СССР на первое место в мире по размаху работ.