В моем распоряжении несколько фотоаппаратов - "Фотокор", "Турист", "Любитель", "Киев-II" и "ФЭД-2". Из всех своих камер предпочитаю скромную, но обладающую многими хорошими свойствами камеру "Любитель".
У многих существует предвзятое мнение: "Любитель" - "детская" камера, пригодная только для школьников или для начинающих фотолюбителей. Такое утверждение неправильно: "Любитель" в силу своих конструктивных особенностей позволяет делать снимки самого различного характера и хорошего качества. Выработались своеобразные приемы съемки этой камерой, причем эти приемы невозможно использовать при работе с другими аппаратами, такими, например, как "Киев".
Ниже мы приводим описание наиболее целесообразных приемов съемки "Любителем".
Переверните камеру и поднимите ее на вытянутых руках вверх над головой. Толпа людей, кусты, заборы, легковые машины, заслоняющие поле зрения, не помешают вам (фото 1). Трудно переоценить это удобство при съемке праздничных шествий, парадов, выступлений артистов на открытых площадках, встреч и проводов в вокзальной сутолоке и т. д. Эта же верхняя точка съемки значительно расширяет возможности разнообразной компоновки кадра. Иногда выгодно снимать с низкой точки. Вам не нужно становиться на колени или ложиться на землю. Достаточно, если вы просто нагнетесь и опустите аппарат до самой земли или присядете на корточки (фото 2). В этом случае также можно следить по видоискателю за объектом съемки.
А вот еще один пример. На земле в густых зарослях скрыто птичье гнездо. Фотографирование возможно только сверху. "Любитель" выручает и тут, позволяя произвести съемку, не нарушая естественной обстановки вокруг гнезда. Для этого вам не потребуется лестница, не надо будет устраивать какой-либо помост. Держа аппарат перед собой на вытянутых руках, вы легко выполните эту трудную съемку (фото 3). Наводка на резкость в этом случае производится по видоискателю или по шкале расстояний.
Известно, как трудно фотографировать детей. Едва заметив, что на них направлено внимание, ребята сразу застывают в неестественных положениях. Требуются "стратегическая" хитрость и умение для того, чтобы отвлечь внимание ребенка от фотоаппарата и вернуть ему естественность позы и выражения, без которой немыслим хороший детский снимок.
Съемка детей значительно облегчается, ерли пользоваться "Любителем". Камеру поворачивают объективом вбок или даже назад (фото 4 и 5). При этом фотограф имеет возможность, не привлекая к себе внимания, наблюдать за объектами съемки в видоискатель. Таким приемом удобно пользоваться также при съемке уличных жанровых сценок. Удобнее, чем другими камерами, снимать "Любителем" под дождем. Аппарат можно держать под плащом или пальто и, наклонившись, защитить его от падающих сверху дождевых капель.
Отсутствие блокировки между заводом затвора и транспортировкой пленки позволяет выполнять "Любителем" различные интересные комбинированные, трюковые и шуточные съемки. Забавную фотографию можно получить при помощи трехкратной съемки одного и того же человека на черном фоне. Пользуясь тем же черным фоном и применив двукратную съемку с разных расстояний, легко осуществить магическое превращение маленькой девочки в строгую "наставницу" своей матери. Фантазия и изобретательность подскажут читателю множество вариантов использования многократной экспозиции. Вечерняя улица или набережная, освещенная фонарями, - один из интересных сюжетов для фотолюбителя. К сожалению, прямая съемка редко дает вполне удовлетворительные результаты. На отпечатке стены домов или вода тонут в непроницаемой тьме, совершенно искажая зрительное представление о натуре. Несравненно более удачный эффект дает двойная выдержка такого сюжета. Фотоаппарат устанавливают на устойчивом штативе и, пока сумерки еще не очень сгустились, делают первую съемку. Выдержку при этом подбирают так, чтобы детали проработались со значительной недодержкой (примерно треть нормальной), а съемку ведут через оранжевый светофильтр, чтобы притемнить небо. Затем, выждав, пока настудит темнота и зажгутся фонари, экспонируют вторично. Наложение друг на друга двух изображений обеспечивает хорошую проработку деталей, нисколько не лишая снимок характерных для ночного пейзажа причудливых переходов светотени и своеобразного сияния вокруг фонарей. При помощи двойной выдержки можно сделать "прозрачными" машины или приборы, чтобы зрителю было легче уяснить себе их устройство и расположение внутренних частей. Для этого сначала фотографируют объект в раскрытом виде. Потом, строго следя за тем, чтобы объект и фотоаппарат не смещались, на ту же пленку повторно снимают объект в закрытом виде. Такие снимки очень полезны для учебных наглядных пособий, каталогов, инструкций и выставочных стендов.
Контактные отпечатки с негативов "Любителя" размером 6X6 см довольно хорошо смотрятся и вполне пригодны для альбома. Этого нельзя сказать о контактных отпечатках с малоформатных кадров, годных разве только для каталога негативов. Новосибирск