На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format Cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / The Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-
- "Фототехника - дизайн - потребитель", статья из "СФ" №12 за 1989 г. / "Photoengineering-design-the consumer", clause from magazine "Soviet photo", 12, 1989
- "Пути развития электронных вспышек", И. Маршак. Статья из "СФ" №7 за 1960 г. / "Ways of development of electronic flashes". I. Marshak. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1960
-"Покупатели ждут хороших фотокамер". Т. Остановский, А. Семенов. Статья из журнала "Советское фото", № 7 за 1962 год. / "Buyers wait for good cameras". T.Ostanovsky, A.Semenov. Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1962
- "Оружейник Ф. Токарев - конструктор фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", № 5 за 1960 год. / "Gunmaker F. Tokarev - the designer of cameras". Clause from magazine "Soviet photo", 5, 1960
- "Подводные фотоаппараты", Б. Сахаров. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №41, 1975 / "Underwater cameras", B. Sakharov. Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 41, 1975
- "Какая камера нужна фотолюбителю-подводнику", Н. Чванов. Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №11, 1965 / "What chamber is necessary for the amateur photographer - submariner", N. Chwanov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 11, 1965
-"С аквалангом и фотокамерой", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1959 г. / "With an aqualung and a camera", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1959
- "Съемка под водой", Ю. Транквиллицкий, А. Рогов. Статья из журнала "Советское фото", №№5-6 за 1968 год. / "Underwater shutting", U. Trankvillitskiy, A. Rogov. Clause from magazine "Soviet photo", 5-6, 1968
- "По мнению фотолюбителей", А. Сыров. Статья из журнала "Советское фото", №№ 2, 3 за 1967 г. / "In opinion of amateur photographers", A. Syrov. Clause from magazine "Soviet photo", 2-3, 1967
- "Бокс для подводного фотографирования", А.А. Рогов, статья из журнала "Спортсмен-подводник", №2 за 1962 г. / "Boxing for underwater photographing", A.A. Rogov, Clause from magazine "Sportsmen-podvodnik", 2, 1962
- "Боксы для подводной съемки", А. Массарский. Статья из журнала "Советское фото", №3 за 1960 г. / "Underwater boxes", A. Massarski, Clause from magazine "Soviet photo", 3, 1960
-"О репортерской аппаратуре", Л. Бергольцев. Статья из журнала "Советское фото", №9 за 1958 / "About the press photographers equipment", L. Bergoltsev, Clause from magazine "Soviet photo", 9, 1958
- "Задачи советского фотоаппаратостроения", Н. Герман. Статья из журнала "Советское фото", №4 за 1936 / "Tasks of Soviet Photo Industry", N. German, Clause from magazine "Soviet photo", 4, 1936
- "Новый крупноформатный", А. Ворожбит. Статья из журнала "Советское фото", №11 за 1957 / "New large format chhamber", A. Vorojbit, Clause from magazine "Soviet photo", 11, 1957
- Камера "Спорт", Д. Бунимович, Статья из рубрики "Советские новинки" журнала "Советское фото", №7 за 1936 год / Chamber "Sport", D.Bunimovich, Article from a heading "The Soviet novelties" magazine "Soviet photo", 7, 1936
- "Ассортимент этого года. Новые сорта пластинок и фотобумаги", А. Сейфер, Статья из журнала "Советское фото", №2 за 1934 год / "Assortment of this year. New grades of glasses and photographic papers", A.Seifer, Clause from magazine "Soviet photo", 2, 1934
- "Объективы с переменным фокусным расстоянием", глава из книги Д.С. Волосова "Фотографическая оптика", 1978 / "Zoom lens", fragment from book D.S. Volosov "Photographic lens", 1978
- 35мм дальномерные фотоаппараты: история и ренессанс. Г. Абрамов / 35mm RF cameras: history & renessance. G. Abramov
- "Аэрофотоаппараты", глава книги Я.Е. Щербакова "Расчет и конструирование аэрофотоаппаратов", М., 1979 г. / Fragment from book Y.E. Sherbakov "Calculation and designing of aerial cameras", 1979
- "Разговор начистоту". Журнал "Советское фото", №7, 1988 год / "Conversation frankly", article from magazine "Sovetskoe foto", №7, 1988
- "Недальновидность?..", Э. Позняк, журнал "Советское фото", №8, 1987 год / "Short-sightedness?..", E. Poznyak, article from magazine "Sovetskoe foto", №8 1987
- Рождение советской "Лейки", И. Чёрный, журнал "Пролетарское фото", 1933 г. / "Birth of Soviet Leica", article from magazine "Proletarskoe foto", I. Chernyi, 1933
- "Основные типы аэрофотоаппаратов", фрагмент из книги А. С. Кучко, "Аэрофотография (Основы и метрология)", М., 1974 г. / "Main types of Airphotochambers". Fragment from book "Airphotography", A. S. Kuchko, 1974
- Исторические этапы развития оптических систем. Глава из книги М. М. Русинова "Композиция оптических систем" / The chapter from book of M. M. Rusinov "The Composition of optical systems"
- Аэрофотосъемка - основные понятия и термины / Air photography - the basic concepts and terms
- "Фотокинотехника", В. Ю. Торочков, предисловие к энциклопедии "Фотокинотехника", 1981 / "Photo and film-engineering", V.J.Torochkov, the foreword to encyclopedia "Photo and film-engineering"
- "Развитие аэрофотосъемки в России", фрагмент из книги "Аэрофотосъемка. Летносъемочный процесс", А. И. Шершень, М., 1949 г. / "Development of air photography in Russia". Fragment from book "Air photography", A. I.
- "От лупы до высокоточного оружия", Борис Давыдов, 2003 г. / "From a magnifier up to the precision weapon", B. Davydov, 2003
- "Как и где изготовляются фотокамеры". Статья из журнала "Советское фото", №24 за 1930 год / "As well as where cameras are made". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Фотографический стереокомплект Спутник. К 50-летнему юбилею...". А. Бенедиктов / "The stereocomplete set the Sputnik. To 50-years anniversary it is devoted". A. Benediktov
-"О выпуске советских фотоаппаратов". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1930 год / "About release of the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "Даешь советскую фото-аппаратуру". Статья из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / "Get the soviet photo-equipment". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1929)
- "Дискуссия о советских фотоаппаратах". Материал из журнала "Советское фото", №3 за 1930 год / "Discussion about the Soviet cameras". Article from "Sovetskoe Foto" mag (1930)
- "На пути к освобождению от заграницы" (об импорте фото-товаров). Статья из журнала "Советское фото", №21 за 1929 год / "For a way to clearing of abroad" (about import of the photo-goods). Article from "Sovetskoe Foto&q
- Рекламный разворот из журнала "Советское фото", №15 за 1929 год / Advertising from "Sovetskoe Foto" magazin (1929)
- "Киев" и "ФЭД": 12 лет спустя. С. Киселев. / "Kiev" and "FED": 12 years after. S. Kiselev.
- Фотоаппараты серии "Алмаз" / "Almaz" cameras
- "Правила обращения с объективом и фотоаппаратами" (Выдержка из "Справочника фотолюбителя" Д. З. Бунимовича, 1957 год) / "Rules of the manipulation with the lens and cameras" (Quotation from the book "The Directory of t
-"О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР" (Постановления СНК РСФСР от 23 февраля 1929 г.) / "About the order of manufacture of photographic, cinema and other shootings in territory of
- История Государственного Оптического института им. С. И. Вавилова / History of "Vavilov State Optical Institute"
- История развития варио и стерео фотографии в Сибири / History of Stereo and Vario Photography in Siberia
- Переписка с читателями (выдержки из разных номеров журнала "Советское фото") / Correspondence with readers (quotations from different numbers of "Soviet photo" magazine)
- Отечественный байонет (статья из журнала "Советское фото" №9 за 1988) / Soviet baionet (article from "Soviet Photo" magazine №9 1988 year)
-Об истории Красногорского механического завода / About history of Krasnogorsk mechanical factory
-О коллекционерах фотокамер / About collectioners of photo cameras
- "Фотоаппаратура на внутреннем рынке" / The photoequipment on a home market (1988 and 1959 years articles)
- Советские фотоаппараты в Англии / The Soviet cameras in England
- Советская фотография (Вступление к книге лауреатов Сталинской премии А.Д.Головни, Е.А.Иофиса "Современная техника фотографического процесса") / The Soviet Photography
- Листовка Центральной торговой базы В/К "Союзпосылторг" (1952 год) / The handbill (leaflet) of the Central trade warehouse "Soyuzposyltorg" (1952)
- Листовка Московской базы Главкоопкультторга Центросоюза (конец 50-х - начало 60-х годов) / The handbill (leaflet) of the Moscow warehouse Glavkoopculttorg of Centrosoyuz (the end 50 - the beginning of 60th years)
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Москва" на Красногорском заводе / Serial each year made folding cameras "Moskva" on Krasnogorsk mechanical factory
- Серийный погодовой выпуск фотоаппаратов "Зоркий" на Красногорском заводе / Serial each year made cameras "Zorki" on Krasnogorsk mechanical factory
- ЛОМО и Ломография. Историческая справка. / LOMO and Lomography. Historical information.
- История создания камеры "ЛОМО-Компакт" / History of creation of the chamber "LOMO-compact"
-О создании камер "ФТ" и "Горизонт" / About creation of the photo cameras "FT" and "Horizon"
- Золотая медаль "Гран-При" (статья из журнала "Советское фото" №8 за 1959 год) / Gold Medal "Grand-Prix" (article from "Soviet Photo" magazine №8 1959 year)
- "Снимки в журналах и газетах..." (предисловие к книге "Спутник фотолюбителя" А.Гусева) / "Magazine and newspaper pictures..." (preface from book "Amateur Photographer Sputnik", 1957 year)
-Справка о производстве фотоаппаратов на ОАО "ЛОМО" / The information of manufacture of cameras on LOMO
-Распоряжение Наркомпроса о льготах для фотографов-профессионалов от 25 января 1919 г. / "Order Narkompros" about privileges for photographers - professionals
-Фотоаппарат... но какой: зеркальный или с дальномером?
-О камере "Турист" / About "Turist" camera
-Камера "Лилипут" / "Liliiput" camera
-"Двухобъективные зеркальные аппараты", Н. Шульман, Статья из журнала "Советское фото", № 12 за 1962 год / "TLR cameras", N, Shulman, Clause from magazine "Soviet photo", 12, 1962
-"Аэрофотосъемка". Н.В. Виноградов. Статья из журнала "Наука и жизнь", №2 за 1941 год. / "Air photography". N.V. Vinogradov. Clause from magazine "Science and Life", 2, 1941
-"За" и "против", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / "Pro and contra", Clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Несколько приемов съемки "Любителем", статья из журнала "Советское фото", №7 за 1958 год / Some tips of shooting by "Lubitel", clause from magazine "Soviet photo", 7, 1958
-"Что нужно знать о камере "Репортер". Статья из журнала "Советское фото", №1 за 1940 год / That it is necessary to know about the chamber "Reporter". Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1940
-Не увлекайтесь "Лейкой"! С. Евгенов, статья из журнала "Советское фото", №1 за 1934 год. / Be not fond of Leica. S.Eugenov. Clause from magazine "Soviet photo", 1, 1934
-Камеры "Зенит" и "Зенит-С" / Zenit & Zenit-S
-Мультиприставка конструкции т. Любимова / Multidevice of a design of Lyubimov
-Краткий исторический очерк применения воздушного фотографирования. Ю.Г. Макаров. Фрагмент из книги "Аэрофоторазведывательная служба" / Short historical sketch of application of air photography. Fragment from the book "Aero Photoreconnaissance Service". U.G.Makarov
-Cоветской электронной фотовспышке 60 лет / The Soviet electronic flash is 60 years
-Судьба артели «ФОТОТРУД» / The fate of the artel "PHOTOTRUD"
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

   
       

21-11-2024 20:51:22

Cоветской электронной фотовспышке 60 лет

Владимир Зверев, Тамбов
Март 2015

В марте 1955 года на прилавках крупных универмагов страны, в отделе фототовары, появилась необычная новинка - прибор "ЭВ-1 Молния". Выпуск был приурочен к десятой годовщине дня Победы. Неискушенным фотолюбителям приходилось объяснять, что это "так называемая" электронная фотовспышка.

   

Пятидесятые годы были "Золотым Веком" для фотолюбителей. Именно в это время можно было купить в одном фотомагазине и магниевый прибор, и ламповый осветитель (флэшган), и электронную фотовспышку. В любом рецептурном фотосправочнике можно было найти рецепт подходящей магниевой смеси и калькулятор для работы с одноразовой лампой-вспышкой.

Древние российские фотовспышки "доэлектронной" эпохи

До официального выпуска первой советской электронной фотовспышки ЭВ-1 "Молния" в 1955 году на территории нашей страны выпускалось немало фотоосветительных приборов.


Зеркальный отражатель для павильонной фотосъёмки при естественном освещении, 1890-е, нижегородский фотомастер Андрей Карелин


Спиртовой осветитель 1890-х харьковского фотомастера Анатолия Вернера

   
Магниевый порошок для фотовспышки "Свет Молнии" 1900-е.
Магниевый порошок для фотовспышки "Сириус" 1900-е.

   
Магниевый осветитель начала ХХ в, Санкт Питербург, "Artel Electrometal"
Магниевая фотовспышка 20х гг ХХ в, Ленинград , "Мастерская инст. слепых детей"


Ламповая фотовспышка "ФО-1в" КМЗ 1940-1950-е

Продвинутые фотолюбители, безусловно, имели представление о "Е-вспышке". В журнале "Советское Фото" периодически упоминалось это название. Например, наши ученые использовали стробоскопы для фотосъемки на глубинах океана.

Еще в 1954 году в Институте Океанологии АН СССР было создано автоматическое устройство, с помощью которого удалось сделать снимки на глубинах до 4000 метров. В 1956 году автоматический прибор профессора Н. Л. Зенкевича (камера под 35 мм пленку и лампа-вспышка) сделал снимки на глубинах в 8150 м и 9960 м на дне желоба Кермадок в Тихом океане.


Надо сказать, что наши умельцы делали электронные фотовспышки самостоятельно. Например, из советской ламповой фотовспышки "ФО-1в", путем небольшой модернизации получалась электронная фотовспышка.
Сейчас коллекционерам трудно найти советскую ламповую вспышку ФО-1в. В 1957 году, после статьи А. Шапиро в журнале Советское Фото, "Самодельная импульсная лампа", их стали массово переделывать в электронные. А со временем, за ненадобностью, - выбрасывать.


Но это была еще не серийная модель. Официально первой электронной фотовспышкой считают прибор "Молния" или "ЭВ-1", произведенный на заводе МЭЛЗ. Что вовсе не означает, что у этой фотовспышки не было родственников.


В 1956 на экраны страны вышел фильм "Дело №306" производства "Мосфильм". Когда снимали это кино, в СССР электронных фотовспышек ещё не выпускали. Так, на советский экран попала вспышка-прототип, очень похожая на немецкую "Blaupunkt Reporter". Её технология была позаимствована у западных немцев (это вспышка Mannesmann Multiblitz Press). А компания доктора Маннесмана, Multiblitz, не постеснялась взять за образец американский флагман, фотовспышку Гарольда Еджертона "Kodatron flash unit".

Изобретение "Ведущего числа"

Термин "Ведущее число" был создан доктором Маннесманом. Он был недоволен тем, что не было доступного способа измерить эффект вспышки, поэтому он разработал формулу для "Ведущего числа", которой пользуются производители вспышек всего мира и по сей день.


В фильме " Дело №306" актеры снимались с неработающей фотовспышкой. Уже не немецкое, но очень похожее на вспышку " Blaupunkt Reporter"(ГДР), это изделие весило 4,76 кг (с блоком аккумуляторов - почти 8 кг). Поэтому актрису пожалели, и она снималась только с верхней половиной изделия, без тяжёлых аккумуляторов.
Надо отдать должное советским конструкторам - они не копировали сторонние наработки, а внесли свои решения, которые повлияли на дальнейшее развитие фото-осветителей.
Во-первых, западные предтечи делались из качественной стали. Советский прибор был алюминиевым и поэтому, становился легче сразу в несколько раз. Позже, на западе изобрели пластик, который и стали применять в фото-производстве.
Во-вторых, наши конструкторы отказались от кислотных аккумуляторов, которые стояли на "заморских" приборах. Аккумуляторы были тяжелые, требовали облуживания и стоили немало вложений. Советский прибор заряжался от "сухой батареи" 300 вольт для радиостанции. Батарея "Молния" - её самое знакомое название. Впоследствии, и немцы, и американцы перешли на питание электронных фотовспышек от батарей.
В-третьих, наши электронные фотовспышки имели РС-контакт, незадолго до этого, только в 1953 году, предложенный фирмой Zeiss. Именно массовый выпуск конкурентноспособных советских вспышек сделал РС-контакт всемирным эталоном.
Теперь посмотрим, почему центральные затворы образца "Prontor-Compur" были взяты за образец синхро-контакта РС.
Это статья из журнала тех лет ("СФ" 1958 г): "Шторка в нокауте?".
"В длительной борьбе, которую вел центральный затвор с затвором шторным, победу, по всей видимости, одержал первый. Из трехсот моделей аппаратов со шторными затворами остались лишь "Лейка", "Контакс", однообъективная зеркальная западногерманская камера и несколько камер ГДР. Почему это произошло?
Первый удар шторному затвору нанесло широкое распространение импульсной лампы: она прекрасно сочетается с центральным затвором и плохо - со шторным. Вторым ударом оказалось введение световых значений - связать индекс диафрагмы с индексом выдержки при шторном затворе чрезвычайно трудно".
По понятным причинам американцы и японцы в те времена не составляли конкуренции немецким производителям. В Америке был бум дешёвых одноразовых ламп AG-1, (их "клонировали" с немецких Phillips PF-1), а японский рынок был тогда, в основном, ориентирован на Америку. Только в середине шестидесятых электронные фотовспышки начали теснить флеш-ганы. И Америка проиграла войну в производстве электронных фотовспышек. А в СССР с 1955 года фотовспышки выпускали только электронные. Трудностей на первых порах хватало. Купить Е-вспышку было довольно трудно. Еще труднее было найти батареи. Иногда их не завозили в магазины по два(!) года.
Первыми советскими электронными вспышками 50-х гг были:
- 1955 вспышка типа "Молния ЭВ-1" завода МЭЛЗ
- 1957 (?) Харьковская вспышка "Луч-57"
- 1959 Таллинская "Norma FIL".
Первые советские фотовспышки завода МЭЛЗ даже имели свои названия ("Молния", "Луч", "Заря", "Ленинград"). Наши инженеры щедро делились своими разработками с немецкими коллегами из ГДР, общение было взаимовыгодным. Именно, поэтому многие модели завода "Elgawa", который находился в бывшей ГДР, конструктивно напоминают советские образцы, а советские модели - западногерманские.
В СССР исторически сложилось так, что разрабатывали Е-фотовспышки в Ленинграде, выпуск начинали на московских заводах, а в серию они шли на Украине или прибалтике, потому что в этих республиках позволяли производственные мощности.
Причина, по которой завод МЭЛЗ перенёс производство новых моделей фотовспышек на другое место, долго была засекречена. Творческие и технические силы предприятия были "оттянуты" на другие цели. В 1959 году советский фототелевизионный комплекс "Енисей", установленный на космической станции "Луна - 3", передал на Землю первые в мире изображения обратной стороны Луны. Этот комплекс, разработанный специалистами Ленинграда, был изготовлен на заводе МЭЛЗ. К разработке новых моделей фотовспышек специалисты завода вернулись в 1960 году. И к радости потребителя, сразу в трёх республиках Советского Союза стали выпускаться электронные фотовспышки.
1. МЭЛЗ-ЭВП, "Московский электроламповый завод" до сих пор работает. Предприятие "МЭЛЗ" было основано в 1907 году и является старейшим в России по выпуску электровакуумных приборов. В настоящее время основной сферой деятельности является производство электронно-оптических преобразователей.
2. "NORMA" Эстония, Таллин. Завод в Прибалтике теперь выпускает "ремни безопасности" для автомобилей. Теперь это ближнее зарубежье.
3. ОАО "ЭЛИТАН", Украина. Харьковский завод "Радиодеталь" (другое названия: "Харьковский совнархоз") закрыт в 1998 году.
Модели "ЭВ-2" и "ЭВ-3" больше известны как фотовспышки "Nоrma FIL-1" и "Луч-57". Выпускались они в Таллине и Харькове. Хотя считается, что фотовспышки "Луч-57" и "Луч-59" собраны в Харькове, логотип московского завода (маленькая буква "м" в кружочке) кое-что объясняет.

 

На отражателях моделей "Луч-57" и "Луч-59" имеется логотип МЭЛЗ. Москвичи передали своим коллегам не только технологию, но и заготовки изделий. Именно поэтому на отражателях первых моделей этих фотовспышек стоял логотип МЭЛЗ.
Модели "Луч-57" и "Nоrma FIL-1" почти невозможно найти на рынке секонд-хенд. Их не было в свободной продаже, а были собраны ограниченные партии из комплектующих завода МЭЛЗ для "обкатки" и последующей доработки. Их выдавали профессиональным фотографам и репортёрам, а также активистам клубов фотолюбителей. В Ленинграде такой клуб существовал с 1952 года и опытные фотолюбители, а в основном это были инженеры, тестировали новое фотооборудование.(статья "Клуб ленинградских фотолюбителей" журнал "Советское фото" от января 1957)
Следующие модели фотовспышек - "Луч-59" и "Nоrma FIL-2" выпускались массово и их можно было купить.

 
Отражатели первых советских вспышек "Norma Fil", "Молния" и "Луч-57"

Фотовспышка ЭВ-1 ("Молния"). Производитель МЭЛЗ, Москва, Год выпуска 1955.

Уже в 1957году в журнале "СФ" писали: "Однако лампа "Молния" не свободна и от недостатков, главный из которых заключается в необходимости применения в качестве источника питания дорогих высоковольтных галетных батарей (330-ЭВМЦГ-1000) с первоначальным напряжением 300 в, имеющих ограниченный гарантийный срок хранения (6 месяцев).
Такие батареи рентабельны только при их интенсивной эксплуатации. В течение гарантийного срока хранения батарея способна обеспечить не менее 1000 вспышек. Следовательно, применять ее целесообразно фоторепортерам, но невыгодно для фотолюбителей, так как импульсной лампой им приходится пользоваться значительно реже". По недостаткам и замечаниям к прибору "ЭВ-1 Молния" было много статей и предложений.
В 1958 году фотолюбители, с легкой подачи журнала "Советское Фото"стали применять самодельный бумажный дисковый калькулятор выдержек. (1958 №3, стр36-37, "Калькулятор для импульсных ламп"). Он размещался на верхней крышке корпуса ЭВ-1"Молния". Калькулятор оказался настолько популярен, что заводы-изготовители поместили этот несложный прибор на последующих выпускаемых советских фотовспышках. В пластмассовом исполнении.


Предлагалось (и производилось умельцами) упрощение схемы с питанием от сети, устройство для работы от обычных батареек, подключение второй лампы (если позволял конденсатор):
- 1958 №7 стр. 65 "Усовершенствование лампы-вспышки";
- 1958 №8 стр. 52 "Питание ЭВ-1 батарейками для карманного фонаря";
- 1958 №12, стр. 53-54 " О фотопринадлежностях" В.Журавлёва;
- 1959 №5, стр. 57 "Включение дополнительной импульсной лампы";
- 1959 №10, стр. 70-71 "Усиление ЭВ-1";
- 1959 №9, стр. 61 "Предохранитель к Молнии".
К этим замечаниям надо было прислушаться. Но страна шагала пятилетними планами вперёд. Решили воплотить эти идеи в модели "ЭВ-2", но уже не в Москве.

ФИЛ (фотографическая импульсная лампа)

Фотовспышка "ЭВ-2" ("Nоrma FIL-1")
Производитель: завод Nоrma, Таллин. Год выпуска - 1959.
Примечание: Модель "ЭВ-2" больше известна как фотовспышка "Nоrma FIL" (или FIL-1). Выпускалась в Таллине. Таллинские коллеги слишком долго "раскачивались" с выпуском прибора, но затем, взяв темп, выдавали весьма интересные модели. Уже первая вспышка Norma FIL работала от батарей карманного фонаря. Вторая пошла на экспорт. Третья модель в 1962 году, тоже экспортная, была изготовлена из пластмассы.

   

Первую вспышку ФИЛ постигла нелёгкая судьба. Она упоминается в уже в 1957 (журнал СФ №10 стр52-54: "Импульсная лампа ФИЛ", А. Бунимович). "Электрооборудование лампы помещается в кожаном футляре, снабженном наплечным ремнем. В дальнейшем в целях удешевления прибора футляр предполагается изготовлять из алюминия или из пластмассы. Рефлектор с рукояткой и шнуром, а также соединительная планка прикрепляются к футляру снаружи (фото 2). Рукоятка с рефлектором снабжена Т-образной ножкой, при помощи которой осветитель можно укрепить на соединительной планке или установить непосредственно в клемме фотокамеры. Вес прибора 2,8 кг в коже. \2.4кг в алюминии.
На рукоятке лампы имеются два выключателя, расположенных один над другим, и контактная кнопка. Один выключатель включает питание импульсной лампы, другой - прожекторную лампочку".
Модель импульсной лампы "ФИЛ" была сконструирована на основе схемы "ЭВ-1" бывшим фотокорреспондентом Эстонского телеграфного агенства Ю. А. Ватсером, ставшим начальником цеха импульсных ламп завода "Норма" в Таллине. В предложенной им лампе источником питания служил набор из четырех батареек КБС для карманного фонаря. Необходимость повышения напряжения в импульсных лампах, питающихся от батареек карманного фонаря, несколько усложнила электрическую схему прибора. Преобразование энергии потребовало установки вибро-преобразователя и трансформатора, отсутствующих в лампе "Молния" и, естественно, удороживших лампу "ФИЛ". Несмотря на сложность прибора, конструктору удалось отлично скомпоновать его детали. Прибор помещался в футляре, габариты которого были 220х170х70мм (фото).

 

1 - рефлектор с импульсной лампой, рукояткой, соединительным кабелем и синхропроводом;
2 - прожекторная лампа с переключателем;
3 - неоновая лампа;
4 - переключатель питания;
5 - кнопка для несинхронных вспышек;
6 - универсальная соединительная планка;
7 - питающее устройство с наплечным ремнем;
8 - контактные планки для подключения батареек.
Внешним видом и функционалом вспышка не отличалась от тогдашних лидеров, немецких фотовспышек "Hobby Braun" и "Metz Mecablitz".
Почему фотовспышка ЭВ-2 пошла в серию через четыре года? Директор завода "Норма" 3. И. Пославский в интервью редакции СФ рассказывал: "Как известно, первая партия "ФИЛов" была выпущена в кожаных футлярах. Однако для следующих партий кожи не было, и для корпусов применили алюминий. Крышки многих корпусов с трудом открывались, но недостатки были устранены. Завод был зависим от заводов-поставщиков: Московского электролампового завода, Воронежского завода радиодеталей, таллинских заводов "Тарбеклаас" и "Эсти-кабель". Потребность завода в материалах, необходимых для производства импульсных ламп (конденсаторы, лампочки, провод, муаровый лак, медный прокат, алюминиевая жесть), покрывалась государственными фондами только на 40%. А потребность завода в текстолите - на... 3%." То, что этих приборов не сохранилось "в первозданном виде", объясняет следующий снимок. В репортёрской сумке вмонтированы оборудование и питание электронной вспышки "ФИЛ".


Одновременно группа инженеров "Norma FIL" разработала конструкцию новой модели импульсной лампы, которая существенно отличалась от прежних и работала на энергии, получаемой от генератора. По иронии судьбы эту лампу-вспышку выпустили, но на Украине, и под именем "Чайка-Индуктор".


Фотовспышка "ЭВ-3" ("Луч-57")

Производитель: завод N 206, Харьковский Совнархоз. Год выпуска 1957.
Примечание: Модель "ЭВ-3" больше известна как фотовспышка "Луч-57". Выпускалась в Харькове. Москвичи передали своим коллегам не только технологию, но и заготовки изделий. Именно поэтому на отражателях первых моделей "Луч-57" и "Луч-59" даже стоял логотип МЭЛЗ.

   

Возможно, сказалась помощь тогдашнего генсека Никиты Хрущёва землякам, но трудностей в освоении новой продукции в Харьковском совнархозе было значительно меньше, чем у их эстонских коллег.
Фотовспышки "Луч-Харьков", а позже - "Чайка" разных модификаций, выпускались до заката СССР и послужили нескольким поколениям фотолюбителей.
Фотовспышка "Заря" ("ЭВ-4") была анонсирована в 1960 году. Она не имела электрического конденсатора большой ёмкости и предназначалась для работы только от электрической сети. Но из-за проблем в эксплуатации и сложностью производства до конвейера так и не дошла. Производитель МЭЛЗ, Москва Год выпуска 1960.

   

Больше повезло изделию Norma Fil-9, работавшему на такой же принципиальной схеме, но выполненной в едином конструктивном узле. Оно даже продавалось в течение нескольких месяцев.
Фотовспышка "Ленинград" ("ЭВ-5", "ЭВ-6") до 1962 года производилась на заводе МЭЛЗ, Москва. Затем, фотовспышку под маркой "ЭВ-5" с 1964 года стало выпускать Объединение "Сигма" (на Вильнюсском заводе счетных машин).


С середины 60-х гг завод МЭЛЗ больше не выпускал электронных фотовспышек. Их стали выпускать на других оборонных российских заводах как "побочный гражданский продукт".

Камера "Электрон"

Интересую камеру со вспышкой предложил завод ГОМЗ (ЛОМО) в 1958 году. Она называлась "Электрон". О ней писал журнал "Советское Фото" 1958 г.


"Электрон" состоял из аппарата "Любитель-2" и электронной фотовспышки. Двухобъективная зеркальная фотокамера, электронная вспышка и питание для нее были смонтированы в одном блоке. Если открыть заднюю стенку прибора, то можно увидеть три секции (фото 2). В левой верхней секции расположены электролитический конденсатор и электрическая схема прибора. В правой верхней секции - фотокамера "Любитель-2" и в нижней - питание фотовспышки. При установке аппарата на место он специальными контактами подключается к электрической схеме прибора. Таким образом осуществляется синхронизация вспышки с работой затвора.
Электрическая схема прибора аналогична схеме фотовспышки "Молния" (ЭВ-1). Возможно питание прибора также от осветительной сети (127 и 220 в). Корпус прибора изготовлен из дюралюминия в сочетании с деревом (бук). Соединение металла с деревом выполнено на клею БФ-2 и на винтах. Для фотографирования со штатива в нижней стенке прибора имеется штативное гнездо. Размер прибора 170 X 220 X 80 мм. Вес с батареей около 2 кг.

Шедевры конструктора Переслегина


В 1960 году В. Переслегин, фотолюбитель и инженер-конструктор по профессии, продемонстрировал образцы сконструированных им импульсных ламп. Лампы "ЛИ-2", "ЛИ-3" и "ЛИ-5" отличались от общеизвестных "Молния", "Луч-59"и "ФИЛ" рядом новшеств. Лампы Переслегина были снабжены рассеивающим экраном из молочного оргстекла, что дает более равномерное распределение светового потока на малых расстояниях. Они обеспечивают получение хорошего объемного изображения фотографируемого объекта. Источники питания экономичны, а лампы и блоки питания меньше по габариту и весу, чем существующие.
Выносной блок к лампам "ЛИ-3" и "ЛИ-5" позволял получить свыше 500 вспышек и допускал подключение четырех ламп одновременно при питании от батарейки и двух выносных ламп при питании от сети. Автор предлагал сделанный им простой и удобный переходной синхроконтакт на четыре лампы, весом 4 грамма. Так же он предложил "планку для крепления сдвоенных ламп", располагаемых слева и справа от камеры на расстоянии 250 миллиметров друг от друга; они могут быть развернуты под любым углом к оптической оси фотокамеры. Потом американцы назовут эту конструкцию "Stroboframe"... К сожалению, многие находки наших конструкторов не вписывались в пятилетние планы производства. А затем, эти новшества патентовались за рубежом или морально устаревали.
Кстати, некоторые компании, продававшие советскую оптику за рубежом (например, английская "TOE - Technical & Optical Instrument, Ltd."), активно использовали известную, хотя и не зарегистрированную, марку Helios. Кроме сменной оптики, под наименованием "Helios" продавались и лампы-вспышки (см. примеры рекламы фирмы TOE на странице Буклеты раздела Архивы), штативы, фотосумки и прочее от довольно известных производителей.
Изделия постсоветского времени? Они украинские, московские и белорусские. А маркировка на них - советская.
Последние фотовспышки Советского Союза мало чем отличались от иностранных. Они были просты, надёжны и дешевы. Они и теперь надёжно служат своим хозяевам. Правда, на фотоплёнку мы снимаем всё реже и реже.


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024